С. Гедеонов о славянском происхождение Руси

С. Гедеонов о славянском происхождение Руси. Волга – Рось


Михаил Леонидович Томилин г. Клин

          «Что такое Русь? Русь - это страна, где много рек и озер, а русский - это человек, живущий у воды. Есть у слова Русь и еще одно значение. Русь - светлое место … Русый парень. Русая девушка. Русая рожь - спелая.» («Русь - светлое место» https://starmidgard.livejournal.com/147621.html)

          Попробуем разобраться с происхождением слова Русь.

          В 1876 году Степан Александрович Гедеонов первый директор Императорского Эрмитажа, в своей книге «Варяги и Русь» подверг критике норманнскую теорию о возникновении русской государственности, показав славянское происхождение Руси. Кратко суть вопроса в следующем.

          По - мнению С. Гедеонова коренное рс проявляется по преимуществу в названиях рек, источников и озер у славянских народов. Историк Шафарик производит их от предполагаемого праславянского rusa – река. («Шафарик (S;af;rik) Павел Йозеф (13.5.1795, c. Кобелярово Венг. королевства, ныне в Словакии – 26.6.1861, Прага), словац. и чеш. филолог-славист, поэт, крупнейший представитель и один из основоположников панславизма, один из первых деятелей Славянского возрождения.» (Большая Российская энциклопедия)

          Но древние имена ra, ros означающие реку можно найти в других языках Европы: «У греков, латинов, германцев кельтов производные от общего коренного рс сохранили первобытный смысл воды и течения. Отсюда латинское ruo, rivas, германское rieseln, кельтское ros и наше славянское река. Но ни одно из этих слов не перешло в собственные имена рек и озер у греков, у римлян, у германцев, у кельтов. Откуда же у одних славян это множество названий Рось, Рус для славянских вод?»(Отметим, что у скандинавов название рек и озер в форме elf и elv)

          Далее С. Гедеонов обращает внимание на два важных факта для русской истории.

          Во - первых: «От Волги – Рось до Немана - Русь и до Куришгафской Русны все пространство земли, занимаемое словенскими и родственными им, по языку и по вере литовскими племенами, покрыто реками, носящими названия Рось, Русь, Роса, Руса»

          О Волге - Рось говорит Агафимер: «Писавший около 215 лет по рождеству Христову … На древности существования имени Рось указывает и название роксаланов, т.е. приволжских аланов. Этому имени Рось отвечает, может быть и название Волги у Геродота Оарос напоминающее венгерско – монгольскую(тюркскую) форму имени Русь – Orosz, Urus»

          Названия рек кроме Волги – Рось следующие: «Оскол – Рось, Неман – Рось, так называется часть этой реки, протекающая волковский повет.»

          «Неман – Русь, название Нижнего Немана, его правого рукава до устья, иные называют его также Рось.»

          «Куришгаф – Русна.» Куришгафскя Русна находилась в районе озера Куриш - гаф в восточной Пруссии (сейчас это историческое место располагается на территория Калининградской области): «Куриш-гаф - прибрежное озеро в прусской провинции восточной Пруссии отделено Курскою косой(Kurische Nehrung, 96 км. в длину и 0,5-4 в ширину) от Балтийского моря, с которым его с соединяет лишь узкий Мемельский пролив (Memeler Tief). К. простирается на 100 км» (Кенигсберг, 1869https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/58174…)

          «Рось впадающая в Нарев с правого берега ниже Остроленки.»

          «Рось впадающая в Szeszup c левого берега недалеко от Нового моста» (река Шешупе «берёт начало в Польше в 18 км севернее города Сувалки впадает в реку Неман по левому берегу на 85 км от устья»).

          «Рось украинская, впадающая в Днепр с правого берега ниже Канева.»

          «Руса впадающая в Семь.»

          «Русь или Руса в Новгородской губернии впадающая в озеро. По сохранившимся в некоторых списках летописных преданиях славяне прозвались Русю от этой реки … Густинский летописец говорит, что имя Русь производят «иныи от реки, глаголемой Рось»»

          «Роска на Волыни.»

          «Порусье река, впадающая в Полисть и множество других»

          Во - вторых: «Название Русь для славянских вод проявляют особое религиозное начало и значение святости. О русских славянах, как водопоклонниках по преимуществу дошло до нас немало прямых и достоверных свидетельств от летописи Нестора и современных ей памятниках … отсылаю к исследованиям Снегирева, Гануша, Срезневского»

          С.А. Гедеонов уточняет, почему русь и русый означают светлое место и светлый: «В древнейшем периоде языка санскритского, именно в языке Вед находим русат – rutilans»», rutilans - сверкающий, …. в значении блеска и света для воды и росы.

          «У славянских племен rue и raos переходит из нарицательного в собственное, под формой Рось, Русь (Волга – светлая, Неман светлый и т.д.); здесь начало мифологическогославено- русского периода. Этому периоду принадлежит существующее только в русском языке (подобно названию русалок) слово русло, быть может первоначально божественное олицетворения русла; и русло и русалка от речного священного Русь»
Далее он подчеркивает, что: «От первобытного общего всем славянским племенам верования осталось известное у почти всех славянских народов под названием РУСАЛИИ весеннее празднество»

          И делает вывод, что: «народное выражение «святая Русь» отголосок нашей языческой старины»

          Не отсюда ли, как считала кандидат исторических наук Светлана Васильевна Жарникова почитание нашими предками белого света и обращения к власть предержащим при царе ваша светлость и ваше сиятельство?

Как отмечается в книге: «Исследователи подметили факт деления Руси на словен и южную Русь: «От самого Нестора узнаем мы два начальных положения нашей истории: 1. Имя Русь принадлежит всем племенам союза восточных славян, как племенное одному только югу. 2. Имя словен, исключительно племенное, принадлежит только Новгороду … Для Нестора русью являются все восточные племена, говорившие на славянском наречии: «Се бо токмо словенск язык на Руси: поляне, дреговичи, деревляне, ноугородьцы, полочане, север, бужане, зане седоша по Бугупосле же волыняне».»

          В заключении приведем мнение доктора исторических наук П. Третьякова из доклада «Археологические работы на Украине в 1938—1940 гг.» на пленуме ИИМК 3 марта 1945 г: «Как авторы, различающие славян и русов, так и авторы, не могущие их различить, ясно указывают, что те и другие близки между собой и иногда сходны в обычаях, внешности и т. д. Арабские путешественники бывали в землях хазар и булгар и знали эти народы; все же народы, жившие на запад от хазар и булгар, сливались в общем понятии славян и русов, которых путают, даже пытаясь различить.

          Если отбросить поиски разных народов, скрывающихся под названиями русь и славяне (норманны, финны, западные славяне, хорваты ит. д.), а считать, что речь идет о различных племенах славян, то многие запутанные положения значительно упростятся. Арабские источники знают славян и русов в VIII—X вв., когда еще существовали племенные союзы славян, а в некоторых случаях (у вятичей) они еще были очень сильны. В этот период различие в нравах, обычаях, внешнем облике славянских племен было так велико, что легко было различные племена отнести к различным народам. Археология ясно показывает резкую разницу в это время не только между северо-восточными племенами и южными, но и между славянскими племенами, проживающими в непосредственной близости друг к другу на правом и левом берегу Днепра.»(Пётр Николаевич Третьяков (1909 - 1976) известный советский археолог-славист, доктор исторических наук, член-корреспондент АН СССР, старший научный сотрудник Института археологии АН СССР.)


Рецензии