Японцы в Пскове

   
Давно уже собирался осветить тему.  Про что писать – вопросов нет.  Есть, что вспомнить.  Как писать, точнее, построить повествование  –  это сложнее.
 
Ещё до моего  ухода на срочную в мае 1973-го  на самом верху  было принято решение строить во Пскове новый завод электрических машин малой мощности.  Рассматривалось  два варианта.  Или строить завод совершенно отдельный. Или на базе нашего.   Директор  Владимир Моисеевич Карпачёв, мотивируя тем, что всё безкультурье с ПЭМЗа потянется на новый завод, был категорически против второго варианта.  Но с решением верхов не поспоришь.  На ПЭМЗ был назначен новый директор, а Владимир Моисеевич стал Главным инженером СКБ на строящемся большом  заводе ТЭСО.     Туда вместе с Карпачёвым ушло с ПЭМЗа немало и ценных кадров.  Директором ТЭСО стал Анатолий Викторович Лукин, бывший до этого зам директора ПЭМЗ по производству.

С новым директором Демидовичем Станиславом Владимировичем мне пришлось познакомиться перед самым отъездом на срочную службу.
Год  службы у меня  пролетел в момент и с немалой пользой.  (ссылка)
Вернулся.  На ТЭСО я не пошёл, хотя и  звали.  Через год работы на старом месте в   конструкторском отделе на электромаше меня пригласили в военную приёмку.  Была и альтернатива.  Вовка Кискин, назначенный  главным  инженером  только что организованного СПКТБ,   приглашал  зав сектором спецэлектромагнитов.  Но эта тема мне была уже не интересна.   В военной приёмке  я собирался, как бы и  дообразовать  себя  как конструктора  в области электрических машин.   Что и получилось.   Плюсом по вечерам стал вести лабораторные работы и курсовое проектирование  на своей кафедре  у вечерников. 
Через три года,  вернувшись  на завод и став в СПКТБ  электромаша   зав сектором разработки  тахогенераторов, я чувствовал себя уже достаточно подкованным. (ссылка)

Буквально через месяц работы  в приёмке состоялась и моя вербовка в контору.  Пригласили в первый отдел.  Пришёл, сел в кабинку, жду документ, с которым мне следует ознакомиться.  Вошёл какой-то не наш. Сунул под нос удостоверение.  Майор КГБ. – Родину любишь? –  А как же? – Работать будем? -  Это сейчас некоторые вспоминают, как им предлагали, а они отказались.  Для тех, кому предлагали, это чаще всего были предложения, от которых невозможно отказаться.   
  Оказывается,  готова   первая группа для стажировки в Японии. Я в списках один из первых.  Пришлось спросить, как это будет выглядеть, я  работаю не на заводе, а в ведомстве Министерства обороны.  Недоумение со стороны майора.  – Явный просчёт оперативника.  Упустил он ценного кадра.    Промелькнуло и у меня мимолётное  сожаление.  Накрылась поездка за бугор. 

ГВОЗДИ.    Под сборочный цех японского производства выделили  третий этаж нового инженерно-лабораторного корпуса.  Начальником производства назначили Тиханова Олега Борисовича.  Волевой, впёртый, целеустремлённый, но излишне жестокий  мужик.  Индустриальный техникум.   До меня и Лёши Сергеева был в  военной приёмке  ,  вернулся на завод. Через некоторое время стал начальником ОТК, потом выбрали секретарём  парткома.  Будучи секретарём  парткома,  закончил заочную ВПШ.  Язык подвешен, но в системном плане как-то так и остался недообразованным.
 
Стало приходить первое оборудование.  Огромные щитовые ящики-контейнеры  из  строганых досок.  Распаковывают и за такелажными работами наблюдают  японцы.  Отметил, что у каждого на поясе  мешочек, в который аккуратно складывают все вытащенные из ящиков гвозди.
   

НАШИ  в Японии.   В первую группу, 42 человека отобрали сплошь народ с высшим образованием. В списке только два техника.  Супруга Коли Матвеева, кстати, она опытнейший металлограф.  Вторая  -  зам по кадрам Орехова Галина Константиновна,  но у неё на подходе диплом заочного педа.
ЯПОНА-МАТЬ  и  «родной завод».   Галина Константиновна,  умная тётка, не скрывая своего удивления  увиденным,  нет-нет,  да восклицала: «Япона мать!»  Прилипло.  Вскоре по возвращении из  Японии, а может и до, подробностей не помню,  её назначили зам директора по кадрам.  Кликуха прижилась,  для своих она так и осталась «Япона мать».
   
КОНЬЯК.   На проходной задержали японца.  Купил бутылку коньяка и в открытую нёс её через проходную.   Никак не могли ему объяснить суть нарушения:  «Такую дорогую вещь и пить? Я её домой повезу».

РЫБАЛКА.    Вовка Артюшенков вернулся  с первой группой с кассетником и штатным ковром. Он умница, что отметили и японцы.  Кроме того, что специалист грамотный,  у нас с ним одинаковые специальности  по диплому -  электропривод и автоматизация, он ещё ориентировщик неслабый и рыбак заядлый.  Японцам надо отдыхать в выходные.  Организовали  желающим  зимнюю рыбалку на Псковском озере.  Японцы в  восторге. Но с возвращением  припозднились,  да и перемёрзли порядком. В нарушение протокола, а быть может, и по согласованию с конторой,  Вовка  пригласил их к себе домой.   Роскошный по их стандартам  стол.   Зина Артюшенкова опытная и хлебосольная хозяйка.  Однокомнатная квартира в семейном общежитии на троих, Вовка, Зина, и маленький Димка, показалась неизбалованным жилплощадью  японцам тоже  вполне достойными апартаментами.

ЭСТАФЕТА. 9 мая.  День Победы.  Традиционная эстафета на призы газеты «Псковская правда». Набрали  народ на несколько команд.   Японцы пришли к заводской проходной в полном составе.   Человек пять просят принять в команду, говорят, они хорошие бегуны.   Сформировали.   Поучаствовали. Японцы оказались не очень.   Оказалось, если мы с трудом формируем команды на  массовые спортивные  мероприятия, у них участие, наоборот, платное.  Участникам выдаются памятные жетоны, номера или футболки с номерами и, независимо от результата, сертификаты участия.  Вешает японец такой  документ-сертификат на стенку и детям, и внукам с полным правом говорит: «Вот, бывало, я...»

ПАРАД ПОБЕДЫ.  23 июля. День освобождения города.
На стадионе  «машиностроитель»  традиционный праздник.  Шествие колонн предприятий города.  Устроили  что-то вроде парада.   Колонна ПЭМЗа. Стройная, шагающая в ногу коробка.  Одинаковые серые костюмы, белые рубашки, галстуки.   На трибунах недоумение: «Кто это? – Японцы. – Так они же нам войну проиграли...»

СТРАТЕГЗАПАСЫ.  Японцы, глядя на наши завалы проката на заводском дворе и прочие, не всегда аккуратно уложенные запасы, не могут понять, что многое у нас от безхозяйственности.  У них уже давно практически нет складов, всё от поставщиков сразу идёт в производство:  «С Вами нельзя воевать.  Вы очень богаты».

«ЛЮДИ  коммунистического будущего».  Как-то внутри у меня сложилось. :   Трудолюбие, Аккуратность, Взаимопомощь, Система обеспечения качества,  Пожизненный найм, Система внутрифирменного непрерывного образования.  Как будто всё самое лучшее  они у нас позаимствовали.   И каждую весну  хорошо организованное  мирное наступление трудящихся на предпринимателей  в борьбе за свои права.

ЛИНГВИСТИКА.  На  заводе есть почти штатный переводчик. Кореец Ли, он в ранге зам главного инженера.  Кстати, и как технарь  вполне на месте.  И дочка у него красивая.  Приехавшие к нам японцы, почти все пассивно знают русский язык, понимают, но не говорят.  Во время совещания  у  директора   Ли переводит.  Заминка.  Один из японцев неожиданно  начал говорить  почти на чистом русском:  «Ваша, - многозначительная пауза, -  неверно перевёл».  –  Их отношение к корейцам общеизвестно. 


Рецензии
Добрый вечер, Василий!

Интересные воспоминания.
Всегда удивительно сравнивать привычки и обычаи народов из разных стран.
Столько неожиданного!

Спасибо автору!
Желаю здоровья и вдохновения!

Елена Бетнер   28.06.2022 20:05     Заявить о нарушении
Елена, Спасибо!
По тем временам впечатления
были весьма неожиданные.

Василий Овчинников   28.06.2022 20:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.