9. Бес ноян - Кызыл каскыр

                Идет охота на волков, идет охота.
                На серых хищников - матерых и щенков.
                В. Высоцкий

    Серик уже несколько раз нервно обошёл вокруг стройки. Он два дня назад передал в центральную усадьбу заказ на лес: доски, бруски и горбыль. Ему пообещали материалы подвезти ещё вчера, в крайнем случае, сегодня с утра. Работа была аккордная, поэтому мушкетёры-строители не хотели простаивать. Можно было уже начинать с перекрытием, но строительный материал ещё не поступил. Ну да ладно, до вечера ещё другая работа есть. Но если леса в течение дня не будет, то завтра будет вынужденный простой.

    Кривая ухмылка уже не сходила с губ Серика:
- Мы, казахи, будем играть завтра в карты, как грешники в русском аду.
- Почему как в русском аду? - захотел знать Берик.
- Очень просто. - вмешался Кайрат - Встречаются два грешника. Один из немецкого ада, другой из русского. Кал калай*, спрашивает русский у немца. Тот отвечает: «Целый день "давай, давай работай"! Замучился дерьмо вёдрами черпать. Как там у вас?». Русский отвечает: «Целый день в карты играем: то вёдра пропали, то дерьмо не подвезли.»
- Про немцев смеётесь. Интересно, как будет у казахов в аду? - вмешался Сенька.
- С нашей сообразительностью, мы возьмём всё лучшее! От русских - карты и водку, от немцев - организацию и технику... – с гордостью сказал Серик.
- Серик, ты меня, как всегда, своей скромностью удивляешь.

    Когда солнце уже начало припекать, к стройке пешком подошёл их сосед по «крепости» Ла Рошель. Он заговорил с Сериком. Оказывается, именно он должен был привезти лес. Мушкетёры уже познакомились с ним, звали его Ержан, что в переводе с казахского значило сильный, смелый. Ержан объяснил, что грузовик застрял в грязи при переезде через речку. Дорога с центральной усадьбы в аул была обычной «грунтовкой». В том месте, где она пересекалась с речкой, никто не собирался специально строить какую-либо переправу. Просто нашли такое место, где река разливалась в ширь и была мелкой. Почти в любое время года можно было без проблем на машине переехать через неё. Только в самые дождливые дни и иногда по весне, когда таял снег, переправа действительно могла быть трудной.

    Странно, уже несколько недель не было дождя. С какой стати водитель мог застрять в грязи? Ну да ладно, машину надо вытаскивать. Вопрос - как? Ждать пока пришлют следующий грузовик из центральной усадьбы? Серик вспомнил, что он видел в ауле на машинном дворе.
- Почему ты не вытащишь машину трактором? - обратился он к водителю.
- Все хорошие трактора в центральной усадьбе, а наш трактор уже полгода не работает. Придумай что-либо, командир, а то мне директор «секир башка»** сделает.
- Два солдата из стройбата заменяют экскаватор. Я тебе дам двух мушкетёров, они заменят твой трактор и вытащат тебе машину.
- Да ты что смеёшься, командир, два человека не помогут. Надо всем идти.
- Ты что не понял, один из них немец, он вместо Катарпилера*** работать будет.

    Местный водитель Ержан после такого решения выглядел совсем несильным и не смелым, а скорее расстроенным и потерянным. Делать нечего, опустив голову он повёл Сеньку и Берика к речке. Грустная картина: грузовик увяз по «брюхо» в грязи, почему-то в стороне от дороги. Вокруг грузовика уже валялся в грязи горбыль. Видать водила уже сам пробовал получить почву «под ногами». Конечно же, проще всего было вытащить машину трактором, но техники, кроме лопат, не было. Мушкетёры по пояс в грязи принялись подсовывать горбыль под колёса грузовика. Ержан безнадёжно и сочувственно смотрел на них. Когда Сенька и Берик уже изрядно пропотели и были по уши в грязи, у них наконец-то включилось сознание.
- Пойдём в аул, будем трактор ремонтировать. – предложил Берик
- Берик, забудь этот трактор, его уже наполовину разобрали, Серик его уже проверял. Лучше смотри - вон у дороги конвейерная балка ржавеет. Она, наверное, метров семь длины и достаточно прочная. Давай мы её вместо рычага используем, грузовик поднимем, горбыль подсунем.
- "Хорошая идея", эта балка, наверное, целую тонну весит! Вы пока с Ержаном за ней сходите, я обводной канал вокруг грузовика выкопаю – саркастически заметил Берик.
- Берик, в кузове кругляк есть, мы по кругляку балку за пять минут к грузовику подкатим.
Через полчаса грузовик уже стоял на твёрдой земле.

    После такой услуги Ержан расцвёл и, на радостях, всю бригаду на бешбармак пригласил. Бешбармак был из сайги. Мяса было до отвала. Хоть традиционное соревнование, кто съест целую «сайгу», устраивай. Все вместе они выпили ведро кумыса. Когда все за столом изрядно наелись и напились, завязался душевный разговор. Про между прочим, мушкетёры расспросили хозяина: почему он так не хотел ждать пока другая машина его вытащит, почему бешбармак не из баранины и откуда у него взялась сайга?

    Ержан уже несколько лет работал в ауле на грузовике. Само собой разумеется, использовал его и в личных целях. На своём грузовике он иногда, по ночам, охотился на сайгу. Приём простой - ослепляй фарами, давай газ и будешь с мясом. На это все закрывали глаза, потому что он делился мясом с начальством. Но когда он в прошлую осень не поехал по приказанию директора на уборку, а поехал со своим родственником в город за мебелью, там загулял и вернулся только через неделю, директор забрал у него грузовик и только вчера по необходимости, для того что бы привести лес для мушкетёров-наёмников, снова взял его на работу.

    Кроме того, Ержан рассказал, что он перебивался временными заработками. Пас свой скот - у него было несколько баранов. На днях он заметил, что недалеко от аула обосновалась волчья стая, которая стала драть его баранов. Он уже потерял двух баранов и больше всего хотел выследить эту волчью стаю. Однажды он уже их видел. В стае выделялся один крупный волк, с тёмно-коричневым отливом – кызыл каскыр****. Когда он вёз лес из центральной усадьбы, по случайности заметил этого самого матёрого и решил, испытанным с сайгой способом, расправиться с кызыл каскыром. Не разбирая дороги он дал газ, но волк оказался умнее сайги. Ушёл от него матёрый, но за такую травлю придёт в аул и будет ему – Ержану, лично мстить. Хорошо было слушать историю Ержана про животных, но страху он нагнал на городских жителей. Жуть. Волки чуть ли не пешком по аулу разгуливают!

    Есть такой анекдот:
- Вы знаете какой у чукчей туалет? Из двух палок. Одну в землю вбиваешь и держишься за неё, чтобы ветром не сдуло.
- А вторая зачем?
- От волков отбиваться.
Когда Высоцкий про волков пел или Чингиз Айтматов в «Буранном полустанке» вот про такого же редкого красного волка рассказывал – за душу брало. Когда волки далеко, можно им посочувствовать и легко посмеяться над анекдотом, а тут рядом, за аулом, стая кызыл каскыров каждый день баранов рвёт. Не дай Аллах, эта стая какого-либо городского умника с московским образованием за местного барана примет. Придёться, по большой нужде, действительно с палками в поле выходить.

    Как назло у Берика, после изрядного употребления кумыса, начались определённые проблемы. Его так и понесло, так и понесло, так и пронесло. Честно говоря, пронесло после пиршества у Ержана всех мушкетёров, только у всех, кроме Берика, через день стул уже был нормальным.
- Берик, ты стометровку за сколько секунд бегаешь? – шутили над ним первые дни мушкетёры. Через три дня, когда он посерел и осунулся, над Бериком уже никто не шутил, а только все сочувствовали ему.

    Берик ещё  целую неделю постоянно с тросточками ходил. А что? Вдруг прихватит, а у него нечем от кызыл каскыра отбиваться. А чтобы местные над ним не смеялись, он уже тогда объяснял, что это особый вид спорта «нординг вокинг» называется. Берик это делал с таким убеждением, что десятилетиями позже ходьбу с палочками признали как спорт на западе. На сегодняшний день миллионы любителей, по большой нужде, вдохновенно, ходят по горам и долам с палками, в надежде встретиться с кызыл каскыром.

* - как дела
** - оторвать голову
*** - название западной фирмы производящей экскаваторы
**** - красный волк


Рецензии