Реферативная работа учащегося

          Общие требования к написанию и оформлению
           реферативных работ

1. Рефе¬рат - это  самостоятельная работа школьника. Однако ее тему все-таки необходимо предварительно обсудить с учителем. В совместной деятельности ученика и педагога следует наметить также общий план напи¬сания реферата, определить порядок ра¬боты с научной литературой; составить перечень печатных работ, с которыми следует ознакомиться.

2. При конспектировании литературы следует выписывать необходимые фрагменты тек¬ста на небольшие карточки, с указанием фамилии и инициалов автора печатной работы, ее названия, места издания, на¬звания издательства, года выхода книги или статьи из печати, количества страниц в книге или номеров страниц, на которых находится данная статья в журнале. Все это понадобится  для грамотного составления списка использованной лите¬ратуры. Если делается  несколько вы¬писок из одной и той же книги или статьи, полные данные о ней можно записать только на одной карточке, а на остальных -  лишь указать фамилию, инициалы автора данной публикации, ее название. Это позволит сэкономить время, но при этом не запутаться при попытках сослаться в тексте будущего реферата на тот или иной литературный источник. Ведь на од¬ной из карточек обязательно будут все выходные данные конкретного литера¬турного источника.

Возможен и компьютерный набор фрагментов текста из конкретных литературных источников, а также -  сканирование или ксерокопирование этих фрагментов,  но в любом случае рядом с ними необходимо отмечать библиографические данные использованной книги или статьи. В противном случае с этой информацией будет невозможно правильно работать в дальнейшем, при написании текста реферата.
В настоящее время трудно отрицать право учащихся на использование для написания реферативных работ информации из разных сайтов сети «Интернет». Однако, следует обратить внимание учащихся на то, что это должны быть надежные сайты,  информация  которых принадлежит известным  ученым, серьезным научным организациям или вызывающим доверие литературным источникам, причем на них в сайте должна быть сделана ссылка. Иначе изложенные школьником  в реферате факты и идеи могут оказаться совершенно недостоверными, или искаженными.

3. Выписывать, ксерокопировать или сканировать из книг и статей необ¬ходимо только ту информацию, которая имеет непосредственное отношение к те¬ме  работы. Как известно, объять необъятное невозможно, да и не нужно.

4. После окончания работы с литера¬турой, законспектированный в библиоте¬ке или самостоятельно отобранный с по¬мощью компьютера теоретический мате¬риал школьник должен обсудить с учителем. При этом уточняются название реферата, структура его содержания; составляется список литературы.

5. На титульном листе работы указы¬ваются: наименование учебного заведе¬ния, в котором выполнена реферативная работа; фамилия, имя, отчество испол¬нителя; тема реферата; жанр выполнен¬ной работы (в данном случае - рефера¬тивная работа, а могла быть и исследо¬вательская, курсовая, дипломная и т.д.). Приводятся также фамилия и инициалы руководителя работы, его должность и ученая степень; название населенного пункта, где выполнена работа; год напи¬сания реферата.

6. В оглавлении реферата должны быть: введение; главы (обычно - 2-3); в каждой главе - параграфы; заключение; список использованной литературы. Главам (разделам) и параграфам даются на¬звания. Справа, напротив каждого пара¬графа или главы, указываются номера страниц.

7. Весь законспектированный или ото¬бранный теоретический материал перед написанием реферата должен быть ло¬гично распределен по главам (разделам) и параграфам.

8. При изложении материала необхо¬димо правильно делать ссылки на литера¬турные источники. Приведем конкретный пример.

«Биологические особенности суматранского барбуса описаны в целом ряде отечественных работ по аквариумному ры¬боводству [2, 4, 6, 9]. Все авторы относят эту рыбу к обитателям тепловодного аква¬риума. А.С. Полонский [6] считает опти¬мальной для содержания данного вида тем-пературу +21 ... +25 °С. В книге Л.В. Чулковой [9] верхняя граница оптимальной тем¬пературы содержания суматрануса опреде¬лена в 23°С, а нижняя - совпадает с реко¬мендацией А.С. Полонского».

В приведенном выше фрагменте текс¬та автор реферата сопоставил точки зре¬ния разных исследователей, выявил сход¬ство и различие их позиций, т.е. проана¬лизировал их, а не просто переписал ин¬формацию из книги, как это часто делают школьники. Цифрами в скобках указаны порядковые номера соответствующих пе¬чатных работ в списке литературы.
Полагаю, что в работах школьников вполне допустима и другая система ссылок на литературные источники, когда в скобках указывается не порядковый номер книги в списке литературы, а год ее выхода из печати. Например: «В книге Л.В. Чулковой (1986) верхняя граница оптимальной температуры…»

9. В процессе изложения материала следует избегать «уходов в сторону» от темы реферата, нарушения логической последовательности в анализе фактов и идей, искажения мыслей авторов лите¬ратурных источников.

10. Не рекомендуется наклеивание на страницы реферата вырезанных из раз¬личных книг и журналов картинок, схем, иллюстраций. Это считается признаком дурного тона и не допускается в научных работах любого уровня.

11. Желательно, чтобы все схемы и рисунки были выполнены самим авто¬ром реферата. Если это невозможно, в тексте работы или под каждым рисун¬ком должно быть указано, кто именно яв¬ляется его исполнителем. Если автор ре¬ферата не сам набирает текст работы на компьютере, следует указать, кто это сде¬лал, и поблагодарить его за это. Безус¬ловно, заслуживает благодарности в тек¬сте реферативной работы и ее научный руководитель. Это нетрудно сделать во введении или заключении.

12. Если фрагмент текста переписы¬вается в реферативную работу без изме¬нений, т.е. цитируется, он заключается в кавычки, а в конце цитаты обязательно указывается порядковый номер источни¬ка в списке литературы и страница печат¬ной работы, где эта мысль сформулиро¬вана. Например: «При высокой темпера¬туре содержания и обильном кормлении рыбы очень быстро развиваются, и у них начинается ожирение» [2, с. 203].

13. Необходимо внимательно и вдумчи¬во отнестись к написанию «Введения» и «Заключения» реферата. Важно, чтобы между ними возникла логическая связь, ко¬торая раскрывается и детализируется в основном содержании реферата. Во «Введе¬нии» должны быть определены актуаль-ность данной темы; причины ее избрания автором; перечень задач, которые он ста¬вит перед собой в процессе написания ра¬боты. В «Заключении» кратко подводится итог работы автора с литературой, форму¬лируются основные выводы, определяется круг решенных и нерешенных проблем, ука¬зываются перспективы дальнейшей разра¬ботки данной темы.

14. При составлении списка литерату¬ры печатные работы (книги и журнальные статьи) располагаются в алфавитном порядке по фамилиям ав-торов. Например:
1. Ильин, М.Н. Аквариумное рыбовод¬ство / М.Н. Ильин.  - М.: МГУ, 1965. - 320 с.
2. Полонский, А.С. Содержание и раз¬ведение аквариумных рыб / А.С. Полонский.  - М.: Агропромиздат, 1991. – 287 с.
Ниже приводится  пример оформления  в списке литературы статьи из  Интернета.
 
5. Щука [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Щука, свободный. (Дата обращения: 25.03.2021).

     Правила записи статьи из периодического издания несколько отличны: фамилии и инициалы авторов, название статьи, название периодического издания без кавычек, том, номер, год, номера страниц, на которых размещена статья.

          Выбор темы реферата, формулирование цели и задач,
        конспектирование литературы

     Важнейший вопрос - выбор темы. Он может осуществляться учащимся и педагогом совместно. На этом пути, к сожалению, возможны следующие ошибки, часто несущие весьма неприятные последствия:

1. Тема реферата была избрана учащимся без учета собственных интересов. В дальнейшем оказывается, что анализировать литературу по проблеме, которая не волнует самого автора реферата, оказывается нудным и бессмысленным трудом, тяжелой обузой. Это убивает саму идею написания реферата.

2. Избранная тема интересна учащемуся, но в доступных ему библиотеках и (или) в Интернете нет необходимой информации. Очевидно, что в этих условиях написать хорошую, содержательную реферативную работу абсолютно невозможно, даже при самом большом желании.

3. Литература по данной теме имеется в библиотеке и в Интернете, но она ориентирована не на школьников. Если тексты, с которыми приходится работать школьнику, очень трудны и насыщены специальной малоизвестной терминологией без необходимых пояснений, то успешная работа учащегося по написанию реферата вряд ли будет возможна.

4. Нередко учащимися избирается для написания реферата тема, не связанная с современными или наиболее актуальными проблемами науки. Это приводит к тому, что многие новые факты, теории и открытия в области биологии оказываются вне поля зрения школьников и им неизвестны.

5. Часто избранная учащимся тема слишком объемна, или  недостаточно конкретна. Это ставит перед учащимся задачу - «объять необъятное», что не нужно и невозможно. В итоге тема оказывается раскрыта весьма поверхностно, а многие ее важные аспекты - и вовсе не рассмотрены автором реферата.

6. Часто формулировка темы реферата не отражает какую-либо научную проблему, а лишь обозначает определенную область научного знания. В этом случае реферат не носит исследовательской направленности, а лишь является работой констатирующего характера. Нередко учащиеся представляют реферативные работы с такими названиями, как «Генетика», «Эмбриология», «Биохимия». Достаточно показать им учебник для вузов (иногда состоящий из нескольких томов) с соответствующим названием, чтобы автор такой работы понял свою ошибку.

Итак, тема реферата определена... Она в своей формулировке отражает конкретную и актуальную научную проблему, которую автор будущего реферата предполагает наиболее детально изучить в процессе своей работы. Далее необходимо по возможности четко сформулировать цель и задачи своей деятельности. Напомним, что цель реферативной работы, как правило, одна, и она непосредственно   вытекает из ее темы. Задач может быть несколько, они «раскладывают» цель на компоненты, показывают пути ее достижения и объединяются ею. Приведем конкретный пример.

     Тема реферата: «Естественный отбор и его роль в процессе эволюции»

     Цель: в процессе подготовки и написания реферативной работы познакомиться с классическими и современными представлениями о естественном отборе, определить его роль в эволюционном процессе.

Задачи:
   1. Изучить Дарвиновские представления о естественном отборе.
   2. Выявить, какими идеями обогатились классические представления о естественном отборе в 20-м веке.
   3. Познакомиться с критическими замечаниями в адрес теории эволюции и естественного отбора, проанализировать степень убедительности этих аргументов.
  4. Сформулировать собственный вывод о том, можно ли считать естественный отбор главной движущей силой эволюционного процесса.

Далее школьник может перейти к подбору и изучению основных литературных источников по избранной теме. Практика показывает, что их должно быть не менее 8-10. В нашем случае необходимо, чтобы это были и старые, классические работы, и современные научные и научно-популярные труды по теории эволюции, и литература религиозной направленности, в которой критикуются идеи эволюционного учения. На отдельных карточках рукописным способом или путем компьютерного набора конспектируется информация из разных книг с указанием автора печатной работы и подробных библиографических данных по каждому источнику.  Возможно также использование информации из различных сайтов сети «Интернет», которые заслуживают доверия с научной точки зрения.  При этом  акцентируется внимание на основных идеях, необходимых для дальнейшего теоретического анализа; ярких примерах, их иллюстрирующих.  В процессе сбора информации для реферата школьником могут быть сформулированы и собственные замечания по поводу прочитанного, но непременно нужно указать, что это - мысли именно автора реферата, а не автора печатной работы или конкретного сайта.

Будем считать, что конспектирование текста из литературных источников или сбор информации для реферата иным способом закончены. Что же дальше? Теперь можно приступить к обработке и систематизации полученной информации. Фрагменты текста из разных литературных источников распределяются  по будущим главам и параграфам. Между информацией, содержащейся в конкретных фрагментах, устанавливается логическая связь и нужная последовательность изложения. Итогом этой работы является окончательное написание развернутого плана реферата, в котором уже четко сформулированы названия всех глав и параграфов, дана их нумерация. В оформленном реферате его план присутствует в виде «Оглавления» или «Содержания».

Правила написания и оформления учащимся
                реферативной работы

Итак, конспектирование литературных источников завершено, отобранный и проанализированный материал расположен в соответствии со структурой будущего реферата, определены логические связи между различными блоками излагаемой информации. Можно перейти к оформлению реферата. Начинается эта деятельность с подготовки титульного листа работы и составления «Оглавления» или «Содержания». О том, как они должны выглядеть, уже было сказано  выше.

Напомним, что текст реферативной работы пишется на бумаге стандартного формата А 4 (210 х 297 мм.) на одной стороне листа. Впоследствии листы реферата помещаются в папку с зажимом, в папку-скоросшиватель или переплетаются. С этой целью ширина полей слева должна быть не менее 3 см.

Важно, чтобы страницы реферата были пронумерованы арабскими цифрами. Номер страницы может находиться в верхней или нижней части листа, в центре строки, начиная с третьей станицы.  Обычно титульный лист и страница, на которой расположено оглавление работы, не нумеруются. Однако при этом они считаются первой и второй страницами. Следовательно, если «Содержание» уместилось на одном листе (а именно - на втором), то «Введение» начинается с третьей страницы, причем эта цифра уже проставляется на листе.

Объем школьной реферативной работы строго не регламентируется.  Он определяется спецификой избранной темы, степенью ее разработанности в литературе, актуальностью анализируемой проблемы, целью и задачами, которые поставил перед собой автор реферата. Вероятно, в большинстве случаев оптимальным будет объем в 15-20 страниц набранного на компьютере или напечатанного на машинке текста. Реферат может быть и рукописным, но в этом случае определить его оптимальный объем будет еще труднее.

Из 15-20 листов реферата от 1 до 3 страниц обычно приходится на «Введение», и столько же - на «Заключение». Список использованной литературы, как правило, умещается на 1-2 страницах. Остальной объем отводится для основной части реферативной работы.  Она обычно включает в себя 2-3 главы, каждая из которых делится на параграфы.

Если реферат предполагается защищать на выпускном школьном или вступительном вузовском экзамене по биологии, очень желательно представить его в напечатанном  варианте соблюдением определенных требований.

Количество строк на каждом листе не должно превышать 30, а в каждой строке не может быть более 60 знаков (считая пробелы между словами и знаки препинания). Оптимальные поля на странице: левое - 3, правое – 1,5, верхнее – 2,4, нижнее - 2,5 см.

Названия глав, а также слова «Введение», «Оглавление», «Содержание», «Заключение», «Список использованной литературы» следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать заглавными буквами. Не следует допускать переноса слов в заголовках. Перечисленные выше заголовки по мере их появления в тексте реферата печатаются на новых страницах.

О цитировании чужих мыслей или идей из различных литературных источников нами уже кратко рассказывалось  ранее.  Уделим этому важному вопросу еще немного внимания.
В ряде случаев в работе требуется точное воспроизведение фрагмента текста из какого-либо литературного источника, т.к. даже незначительное сокращение или изменение приводимой выдержки может существенно исказить смысл, который был вложен в нее автором.

Существуют общие правила цитирования, которые приводятся нами ниже:

1. Текст цитаты заключается в кавычки с сохранением авторских особенностей его написания.
2. Цитирование фрагмента текста, по возможности, должно быть полным, без произвольного его сокращения и без искажения мысли автора.
3. Если пропуск слов, предложений, абзацев в цитируемом тексте допускается, то место пропуска обозначается многоточием. Оно может оказаться в любом месте цитаты (в ее начале, в середине, в конце).
4. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на литературный источник, из которого она взята, с указанием автора цитируемой фразы.
5. При пересказе или изложении мыслей других авторов своими словами следует быть предельно точным и корректным. Здесь также требуется ссылка на источник, из которого взята та или иная мысль или идея.

Важным материалом, иллюстрирующим те или иные фрагменты текста, являются схемы, рисунки, диаграммы, графики, таблицы. Все они, кроме таблиц, в соответствии с отечественной научной традицией, именуются в работе рисунками и обязательно нумеруются: «Рис. 1», «Рис. 2», «Рис. 3», и т.д. Каждый рисунок кроме порядкового номера должен иметь название. И номер, и название рисунка располагаются под ним, а не над ним, как это часто по ошибке делается школьниками.

Помещать рисунок желательно непосредственно рядом с тем фрагментом текста, который он иллюстрирует. Ссылка на конкретный рисунок в тексте может быть сделана следующим образом: «На схеме (рис. 5) изображено...»; «График (рис. 6) иллюстрирует следующую закономерность...»; «Основные результаты работы представлены в диаграмме (рис. 8)».

Часто реферативная работа содержит какие-либо количественные данные, которые целесообразно оформить в виде таблиц. Как же это правильно сделать?

Как и рисунок, таблицу лучше расположить сразу же после первого упоминания о ней в тексте. Например: «В таблице 2 приведены основные морфологические характеристики данного вида животного».  Каждая таблица должна иметь свой номер и название, которые приводятся над ней. Если в работе имеется только одна таблица, то её нумеровать не следует. При наличии в реферате нескольких таблиц их нумерация должна быть сквозной и осуществляться арабскими цифрами.
После изложения информации в основной части реферата, представленной в виде текста, таблиц, рисунков, в конце работы пишется ее заключение и оформляется список использованной литературы.


Рецензии
Спасибо, Александр. Понравилось. Жаль нет главы "защита реферата". Думаю, она главная. Недавно читал вспоминания философа Лосева. Свой первый автореферат в школе он читал не заглядывая в конспект и потом следовал этому правилу всю жизнь. Нет ничего скучнее прочитанного реферата. Единственная возможная опора - презентация на экране в темноте. Если ученик читает текст, значит он не владеет материалом. Считаю это лавным в реферате. С дружеским приветом, Юрий

Юрий Панов 2   04.03.2022 18:15     Заявить о нарушении
Привет,Юрий! Как всегда, рад диалогу с Вами. Благодарю за поддержку. Про защиту реферата ещё напишу отдельно и выложу на портале. И уже есть материал про защиту проектной работы с использованием компьютерной презентации http://proza.ru/2022/03/03/1803
Философ Лосев - гений. Далеко не все обладают такой степенью одаренности и такой уверенностью в себе, чтобы не заглядывать в конспект в процессе доклада. А учитывая крайнюю ограниченность текста на кадрах компьютерной презентации - она тоже не всегда будет хорошей подсказкой для неуверенного в себе ребёнка, ещё не имеющего опыта публичных выступлений. Поэтому вполне допускаю компромиссный вариант - планшет в руках с планом выступления. Идеи излагаются с опорой на пункты плана, но сплошного считывания текста нет. К тому же, если честно, даже при защите докторских и кандидатских диссертаций нет запрета на считывание текста соискателями и (о ужас !!!) - даже рецензентами и оппонентами, давно имеющими степень доктора наук... Сам защищался, и присутствовал на защитах многократно. Насмотрелся. В этой связи было бы нелогичноставить защищающего свою работу школьника в более жёсткие психологические условия, мне кажется... Да и компьютерная презентация присутствует на защите детских работ не всегда. А владение текстом материала может быть выявлено ещё и в процессе его обсуждения после окончания доклада. Многие школьники раскрываются при этом гораздо ярче и многоаспектнее, чем в процессе самого доклада. Ещё раз спасибо за содержательный отзыв и интерес к моим работам.
С уважением и дружеским приветом, Александр

Александр Кулев   04.03.2022 19:16   Заявить о нарушении