Почему, в мире так много несчастливых судеб???

”Orandum est utsit mens sana in corpore sano.”
“Надо молить, чтобы в здоровом теле был здоровый дух”
/Х сатира римского поэта Ювена/

В жизни, мне довелось видеть семьи, где приоритет отдавался плотской жизни, – культу  комфорта, и  при этом, родители  говорили: «У нас не было этого в детстве, поэтому своему  ребенку дам самое лучшее!». Что в  их понятии, -  было самое лучшее? Преподобный Алексий, подвизавшийся в Зосимовой пустыни, писал своим  духовным чадам: "Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Если у вас будет мир - вы будете счастливы». 
Поведаю вам давнюю историю, про дорогих моему сердцу соседей. Рядом  с нами жила хорошая семья. Правда, отец  их  был, - заядлым рыбаком. Своего  единственного сына  растили, разговаривая с ним  командирским тоном, думая, что делают ему доброе. Коридор в казарме общий, и  вся наша жизнь была  на виду. Однажды, мать увидела, что  её сын не вынес мусор. И когда  ребенок пришел со школы, одела ему на голову, - ведро с отходами.  Выражение глаз этого школьника, передо мною до сих пор. В чистом костюмчике, с ранцем за спиной, и стекающими со лба грязными потоками помоев, а в глазенках: - обида, страх, недоумение.  Мальчик, придя с учебы, сидел  всегда в своем уголке: - либо с книгой, либо с паяльником. В свое время окончил техникум, отслужил армию. У его  родительницы было железное кредо: «У моего сына всегда  должно быть чистое белье, белые носки, сыр и масло на столе». Наверное, и скорее всего так и было, детство женщины, не совсем  было радостное и сытое. И она хотела восполнить на сыне то, что не дополучила, как ей казалось, в своей семье. Детским умом,  я  и тогда не принимала,  такой метод  воспитания. Интуитивно чувствуя, что к добру  это не приведет. Есть в народе мудрая присказка: «Малое деревце, - куда наклонишь, так и будет расти». Выросло  сие  милое деревце, и проявилось гнильцо  такого  воспитания. «В здоровом теле – здоровый дух, встречается крайне редко…», - писал апостол Павел.  Симпатичный и добрый мальчик превратился  в лишнего человека. Первая жена бросила его со словами: «А он не мужик». Второй брак  сына, не принес  долгожданного покоя матери. Сейчас, - это больной человек, не работает и спивается. Мать плачет: «Почему это случилось?  Я все делала, чтобы он  вырос хорошим». Она, несчастная, жалуется: «За что мне это?». Есть ли ответ,-  на её вопрос?  Да, он есть: «Отцы и матери! Одни без детей своих, вы спастись  не можете, и это надо помнить!    В древности  люди говорили, что «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота ».  Если кто,  будет питать только тело детей, тот ввергает  их души в великую беду, - писал родителям святитель Игнатий Брянчанинов . И дальше, как великий психолог человеческих душ, святитель поясняет, что «телесный комфорт, при мягкости и влажности юношеских душ, скоро соделывается причиной стяжания  пороков, -  агрессивно восстанавливает их на душу».
Святой  Паисий говорил, что в доброй семье дети ведут себя свободно. Казарменной дисциплины и хождения по струнке там нет. Дети радуются, глядя на родителей. И это правда.
В нашем доме жила еще одна семья. Ютились  они в маленькой комнате с общим коридором. В подмосковных городах, после войны, 90% населения так жили. Отец их работал на севере шахтером.  Присылал деньги, а мать крутилась по дому и растила пятерых детей. Удивлялись соседки на то, что она никогда, прилюдно не ругала  своих чад. Часто бывая у них, я никогда не видела друзей за чтением книг. Они всегда были заняты работой, и  как мышки, расторопно выполняли все по дому, без  окриков. Разносолов на столе у них  никогда не было.  И когда, мы приходили к  ним, чтобы позвать на улицу,  их мать усаживала нас, -  сначала за стол. Кормила вкуснейшей, жареной картошкой  на подсолнечном масле и  солеными грибами.  Дети  рабочего поселка одевались скромно: вся наша одежда, была  шитая и перешитая.  И если, порвали на улице штаны, то порка от родителей, как правило, была  только словесная.  Их мать, часто приговаривала: «Вот вырастут дети, пойдут работать, - меня не бросят». Есть в народе хорошая присказка: "Труд в молодости - наслаждение в старости". В детстве,  -  её дети, не получили от неграмотной  матери, мотивации на дальнейшее образование. Закончили восемь классов, и пошли  все работать. Они в детстве мало болели и  выросли со здоровой психикой. Получили рабочие специальности: кто  стал проводником,  кто продавцом, а мальчишки выучились на слесарей. «Познается дерево по плодам», - поучал  Авва Исаия.
Итог.  Две семьи из провинциального городка: - в первой, мать вырастила больного и несчастного человека, а во второй: - здоровых и трудолюбивых граждан отечества. Первая хотела как лучше: в строгости растила сына. Вторая трудилась сама в поте лица и детей учила тому же, выполняя каждодневный подвиг матери, надеясь на награду в старости.
Но почему, так  неоднозначно сложилась  судьба  детей, живших в одинаковых социальных условиях? Ведь, первая мать не хотела несчастной судьбы своему дитяти, -  и по -  своему любила, растила его.  Вторая же, и не думала о высших ценностях, а просто жила. Наверное, нет родителей, которые не задавались бы вопросом: «Как же воспитать детей, чтобы они  были счастливыми и здоровыми,  как…?». «Что лучше дать ребенку? – Хорошее образование, физическое здоровье, или навык к труду?».
Крылатую цитату римского поэта: “В здоровом теле – здоровый дух…”, где психическая стабильность человека, ставится в зависимость от состояния его телесности, знают сегодня  почти все.  Но проводить  аналитику и рассуждать о таких категориях,  как счастье и здоровье личности, давать «полезные» советы, без  понятия духовности, как высшей подструктуры человека, - нельзя. 
Из-за чего происходят непонятные разгулы, наркомания, алкоголизм с послушным в детстве, - сыном?  Главной причиной дисфункций во всех этих примерах, конечно, являются: и детские стрессы,  и нервные потрясения,  и длительные психоэмоциональные перенапряжения. Но в детдомах переживают стрессы,  и пострашнее.  А некоторые воспитанники, стали великими режиссерами, учеными и т.д. .
Так в чем  же,-  кроется  эта тайна? И чем отличаются  два понятия: «я воспитала сына»,  - от  слов «я вырастила»?
Главная причина несчастных судеб, выросших детей, - это отсутствие христианского отношения  в их  семьях и нарушение законов бытия, данных человеку Богом.  И об этом ясно говорит сам Господь: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня»
Опыт жизни показал, что все семейные неприятности, тем более нравственные потрясения, как то душевная боль, нанесенная самым близким человеком – матерью, пагубным образом проявляются в будущей  жизни, сыновей.  «Учи сына твоего, и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения  в старости от  непристойных поступков его».      Как много значит для общества то,  как живет семья: «Великое приобретение  в очах Божиих семья, где все – счастливы, благочестивы ».
Ян Коменский  писал родителям, что дети бесценное сокровище: - «Карьера, богатство: - всё ненадежное и скоро проходящее, а дети бессмертное наследие ваше».
В  обществе  много людей, искалеченных в детстве «воспитанием» без Любви. Родители видят исполнение своего  долга в «выращивания» детей: как то накормить, одеть и украсить одеждами. Почему,  и - Ювенальная юстиция, главным  своим приоритетом ставит плотское здоровье, а не воспитание личности ребенка. Коменский говорил, что о здоровье тела  надо  заботиться  в той мере, чтобы оно стало достойным вместилищем для нравственности, и было освещено блеском истинной духовности.  Девочки и мальчики, не получившие в свое время в семье мотивации  на ценность  духовных ориентиров, на  ответственность  за свои  поступки,  на нравственные свойства и мотивы поведения, - выросли и превратились в женщин и мужчин с низкой самооценкой.
Конечно, скажете вы, прочитав рассказ: - «Виноваты, оказываются, все же родители!».   Но, кто ни будь, учил молодых мамаш, мудрейшей науке воспитания?  В своих семьях, живших без Бога, они видели нехристианские навыки, которые как оковы на человеке, лишили их нравственной свободы, и  «насильно держат в смрадном болоте человеческих  страстей ». 
Милостивый Господь утешает  несчастных родителей  удивительными словами в Благовествовании.  «Человек, состоящий под особенным промыслом  Божиим, узнаётся по тому, что ему постоянно посылаются скорби».    Вот это да!!!  И несчастный  сын первой матери, - боль и страдания  её в старости, болезнь его, -  это не наказание, а великая любовь Отца к своему неразумному чаду….
Но человек, не понимает и  снова повторяет  этот вопрос: «Кто виноват, если взрослые дети несчастны в жизни?! Кто?». Как и с тем обвинением Богу: « Почему дети умирают?!!!».  Надо непременно, найти им виновного?
Господь, однажды ответил, требующим,  ответа, на эти вопросы: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». 
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут .

Белова О.В. Социальный психолог
Аткарск; 2010 год


Рецензии