12. Бес ноян - Язычество или традиции

    После таких приключений становилось хорошо на душе. Появлялось желание учить казахский, понять эту культуру, полюбить обычаи. Сенька вспоминал себя в школе. Почему так было? Никто не смел шуметь на уроках математики, русского или немецкого языков. Только на уроках казахского и рисования весь класс делал что хотел, не обращая внимания на учителей. Почему он раньше не хотел учить язык, переключал радио или выключал телевизор, когда шли передачи на казахском языке? Как здорово было бы, если бы он сейчас уже знал казахский язык. Как здорово было бы понимать, о чём поёт Бибигуль Тулигенова или Алибек Днишев, хотя их было приятно слушать за их голос в не зависимости от языка, на котором они пели.

    Хорошо, что его природная любознательность когда-то проснулась. Хоть позже, но проснулась. Как-то раз уже в конце школы он слышал, как про жизнь в ауле рассказывала очень уважаемая в городской больнице женщина-врач. Рассказывала интересно, с восторгом и временами с недоумением. Её послали временно в аул делать прививки и лечить людей. Она проявила себя и в ауле с положительной стороны. Как опытный врач она помогла в нескольких критических ситуациях, когда от первой помощи зависело будет ли человек жить. Чем завоевала в течении короткого времени большой авторитет у местного населения. Её пригласил в гости один, уважаемый всеми в ауле, аксакал. Представляете, ЖЕНЩИНУ сажают на почётное место! Такая честь. Потом ей аксакал первой бросил лучший кусок мяса... Но она же врач, она даже стакан из которого пила – стерилизовала, а тут на пол перед ней бросили кость – да чтобы она её ела. Ужас... Не понимая этой чести она думала: «Вот тебе на, как собаке кость бросили. Да за кого они меня принимают?»

    Смешно было Сеньке такое вспоминать. Вот у Ержана на бешбармаке было то же самое с ним, но он с аппетитом съел всё. Тем самым Ержан ещё раз подчеркнул, какую помощь оказал ему Сенька и другие. В знак благодарности ему дали даже заключительное слово и он должен был от имени мушкетёров-наёмников, в лучших мусульманских традициях, молиться и хвалить хозяев. И когда он добавил к своей речи пару слов на казахском, никто их друзей даже и не подумал посмеяться над ним.

Или другая история, когда будучи ещё студентом Сенька попал первый раз в настоящий аул. Его друг и напарник по лабораторным работам пригласил однокашников в гости к себе домой. Чудесное было время. Человек десять приняли приглашение. В их честь зарезали барана. Он вспоминал, какие круглые глаза сделали городские девчата, когда один из одноклассников разделывал у них перед глазами варёную баранью голову. Потом торжественно вручил двум из них по варёному глазу, кому-то дал мозги, кому-то язык. Это было всё в кругу друзей, с шуткой и запивая водкой, не смотря на первый шок, они легко впитывали в себя эти обычаи.

    Как-то раз, Берик рассказал Сеньке про свою учёбу в Москве, про свой спор с одной женщиной - доктором наук и профессором кафедры научного коммунизма.
- Представляете, есть ещё такие мусульманские племена, у которых в жертву Аллаху режут барана! - обратилась она к студентам.
- Очень хороший обычай, в честь гостя или какого-либо праздника зарезать барана и поблагодарить Аллаха за это, – возразил ей Берик – но скажите мне: Вы, наверное, празднуете Новый год и наряжаете ёлку, пытаетесь задобрить каких-либо древних богов?
После чего эта женщина-"профессор" обвинила Берика в язычестве и других грехах. Упс! Такое себе мог позволить только профессор научного коммунизма. Сенька слушал друга и мысленно был на его стороне. Он был сейчас в одном из таких "языческих" аулов, с удовольствием ел бешбармак, пил кумыс и наслаждался этими обычаями.

    Однажды он даже попал как-то на концерт местных артистов из центральной усадьбы. После концерта проводилось соревнование акынов. Сенька просто сам себе удивлялся, каким приятным может быть пение под домбру. Он не понимал слов, но знал что музыкальное течение Рэп ещё пробьёт себе дорогу. Он наслаждался гостеприимством местного населения и был счастлив среди друзей.

    Однажды вечером, пока ребята после работы умывались, Сенька уже успел убрать весь инструмент и закрыть сарай. Ребята его обождали, он отдал ключ Кайрату, быстро помылся водой из бочки. Потом они всей гурьбой пошли со стройки домой. По дороге им встретилась старая знакомая бабка, которая приходила за цементом.
- Амансиз ба* – вежливо поздоровалась женщина.
- Саламатсиз ба** – поздоровались с ней почти хором друзья казахи.
Выждав паузу, чтобы его было слышно Сенька тоже поздоровался с женщиной:.
- Амансиз ба.
Раздался взрыв смеха:
- Сенька ты с ней поздоровался на равных. Как женщина с женщиной!
- То есть «между нами девочками говоря».
Сенька было смутился, но быстро собрался и вышел с шуткой из трудного положения:
- Леди, нужно быть вежливыми, – обратился он к друзьям – нужно же показать пример поведения местному населению, а я люблю и храню ваши обычаи.

* - типичное приветствие, дословно: здоровы ли Вы
** - типичное приветствие, дословно: здоровы ли Вы


Рецензии