Ч 2 Начала психорац-зма Глава 1 Разум и вера п. 3
Обратившись к теме соотношения разума и веры, приходится с сожалением констатировать, что разум до сих пор не пользуется должным спросом и авторитетом практически ни у одной религии. Как нынешнее христианство, так и многочисленные восточные религиозные конфессии всячески уклоняются от рационального объяснения трансцендентных явлений. По словам Ошо, существует своего рода бунт центров сердца и пупка против центра мозга (Ошо. Психология эзотерического. Корни и крылья. С.51). Причины такого недоверия можно понять. Некоторые из них мы уже рассматривали в главе о сознании. Теперь же обратимся к другому аспекту данной проблемы. Слишком много бед принёс с собой так называемый “разум”. Всевозможные орудия массовых убийств, экологические катастрофы, однобокое техногенное развитие цивилизации — разве, спросят мудрецы, эти явления не являются как раз детищами разума?
Стоит ли петь славу умным головам, если каждая из них отбрасывает рогатую демоническую тень? Позволю только самые общеизвестные примеры. Великолепная теория эволюции видов Ч. Дарвина становится на службу атеизму. Гениальная формула эквивалентности массы и энергии А. Эйнштейна предвосхищает создание ядерного оружия. Последствия очевидны, но самые мрачные, надо полагать, ещё впереди. И так далее.
Откуда же взяться доверию уму, вере в разум и светлые головы? И что тогда можно ждать от умников, возьмись они за науку о душе? Что-то в этом роде уже сказано в “Розе мира” Д. Андреева. Каковы сегодня стимулы жизни человека, какими идеями живем мы с вами? Сплошные гонки друг перед другом: у кого — за роскошью и уютом, у кого — за выживанием. Отгородились друг от друга заборами, границами. Держим в доме псов, в стране — полицию. Зарабатываем в поте лица, подчас торгуя совестью, чтобы львиную долю заработанного передать через бюджет на демонические нужды ВПК. Тот, в свою очередь, выдаст более разрушительное оружие, чтобы соседнее государство столь же лихорадочно стало заботиться о соответствующей защите от него и еще более современном средстве уничтожения соседа. Оружие наготове, нервы на пределе. Работа прежде всего. Будучи отстраненным от своей работы, человек эпохи “кали-юги” (падения нравов) чувствует себя ненужной, отработанной запчастью.
Печально, что эта тенденция возрастает и на востоке, который оказался втянутым в эту гонку за технократическими ценностями. Инерция однобокого развития цивилизации, похоже, уже неуправляема. В головы людей все реже приходит мысль о том, что возможен какой-либо альтернативный путь развития, особенно на данном этапе. Человечество слишком связано с созданной им тысячелетиями искусственной окружающей средой, слишком зависит от неё. Люди слишком заняты своим физическим окружением и ленивы духом, чтобы увидеть реальность, признаться в грехах против природы и себя, как проводников идеи Бога. Даже если и догадываемся, что на этом пути, не за горами, нас поджидает пропасть. Или уже летим в неё — под назойливое эхо воплей пророков? Воистину, нужна воля, чтобы, отбросив иллюзии, покаяться в этом перед собой и Творцом.
Только разум тут причем?! Скорее, уж нужно объявить его полное отсутствие в самых тонких планах человеческих душ. Разве вправе называть себя разумной цивилизация, ведущая свои народы в пропасть? Если перспективы её развития иссякают на глазах. Если самые светлые её головы лишь увеличивают вероятность её гибели? Возможно, этот факт даже знаменателен, ибо в нём кроется некий смысл: уменьшить время агонии безнадежно больного организма — своего рода санитарная миссия.
Заблуждаются те, кто видит в плодах разума полярность. Мол, если изобретение кормит, греет, одевает, возит, ставим ему “плюс”, если же разрушает и убивает, то “минус”. Это неверно. Понятие ума нейтрально, оно может быть оценено лишь вдоль шкалы у м н о — г л у п о , р а ц и о н а л ь н о — н е р а ц и о н а л ь н о. Ум в любом из планов бытия есть инструмент развития и прогресса. Другое дело, может существовать противоречие между этими планами, но тогда и говорить можно лишь о том, что рационально для одного уровня бытия, то неразумно для другого, поскольку у последнего есть кое-что лучшее в запасе. Средство развития, инструмент, будь то компьютер или молоток, могут ли иметь какой-нибудь знак? Изменится ли он от того, ударит ли молоток по шляпке гвоздя или по чьей-то голове? С компьютером, ядерной энергией и “реактивным умом” — случай аналогичный.
Суть происходящего с нашей цивилизацией — в дисгармонии человеческого разума, в его перекосе в сторону плотского развития в ущерб духовному со всеми вытекающими последствиями: демографическими проблемами, экологическими катастрофами и пр. Дав человеку иллюзию свободы от природы, верховенства над ней, техника и окружающая инфраструктура в действительности стали следующим, более низким постфизическим телом человечества, его ребенком, подчинённым всем вышерассмотренным законам (см. гл. “Потребности”). Но это недоразвитое, во многом уродливое дитя слишком много отнимает внимания ввиду своего несовершенства. Ему, как и любому физическому телу, необходима система поддержки жизнедеятельности: питание, отхожие места, забота, внимание, время. Ему необходима перспектива развития. И если в нём пустить что-то на самотёк, то неминуем кризис: экономический, экологический, военный и пр.
Задача религии — вывести человечество из этой ситуации, открыть людям глаза на истинные ценности. Однако, обратившись сегодня, например, к церкви, невозможно отделаться от тягостного впечатления. Дух её сегодня тяжек, спёрт, лишен свободы. Любовь как будто есть, но она закована в оковы фарисейской ограниченности. Всякий выход за их пределы осуждается. Нынешние сектанты многочисленных конфессий, мечущиеся от одной из них в другую чуть не каждую неделю, в лицемерии своём далеко переплюнули толстовского отца Сергия на этапе его падения. Сектантская ограниченность свободы, узость развития ведут лишь к отуплению, нудности во взаимоотношениях, откуда лишь шаг до предания ценностей веры. Подчеркиваю, что речь идет о духе церкви, отягощенной давней историей крестовых походов, инквизицией, папскими институтами, распрями по поводу дележа имущества конфессий. Дух Христа здесь не причём. Он чист, силен и ясен. Трудно не согласиться с Ошо, сказавшим: “И если Иисус придёт сегодня, христианам будет с Ним неуютно. Они теперь стали частью истеблишмента, они устроились. Если Иисус опять придёт в мир, он снова уничтожит всё, что у них есть. С Христом невозможны ни Ватикан, ни Церковь. Всё это возможно только без Христа” (Ошо. Психология эзотерического. С. 149).
Хотя и самого Ошо, судя по роскоши вокруг него, тоже «посыльным от Христа» вряд ли назвать язык повернётся.
Есть также смысл прислушаться к словам К. Г. Юнга, сказавшего, что западная церковь приняла призыв Христа: «стать, как дети», за наставление - оставаться детьми (Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. 1994. С. 94).
Более разумна, на мой взгляд, позиция восточных религиозных учений по завладению вниманием аудитории. И в этой связи совершенно несостоятельны ревностные в адрес этих учений упреки церкви по поводу оттягивания в их сторону учеников. Там, где имеется перспектива развития, где дух совершенствуется, там всегда будут и ученики. И Восток на сегодня такими перспективами гораздо богаче Запада. У церкви нет корней в науке, как и у науки, нет корней в церкви. Чуть не в каждом слове науки церковь готова видеть происки дьявольщины. Наука, в свою очередь, смотрит на церковь всё чаще, как на отживший свой век рудимент. Нет общей почвы и стремления понять друг друга. В лучшем случае их взаимное внимание ограничивается снисходительными замечаниями на грани взаимопрезрения. Но это лишь полбеды. С другой стороны, у западной психологии нет корней и в восточных религиях. Отсюда и суть ответа на вопрос: почему психология застряла в развитии?
Учителя Востока не считают своим долгом объяснять рациональные взаимосвязи психических процессов и явлений. Западники же здесь споткнулись на вопросе веры и, не преодолев своих амбиций на первопроходство и научность, поставили психологию изначально с ног на голову, объявив психические явления производными от физиологических.
Восток ещё понять можно. У них издревле сильны традиции созерцательного познания. Всякие доктрины, основанные на логике, никогда не пользовались там серьёзным влиянием, даже если тому иногда и находились серьезные предпосылки. Для восточной мысли живо и динамично лишь самопознание, непосредственное, обретенное в процессе размышления над ведическими источниками или в медитации.
Учения, основанные на чьем-то опыте, будь он даже своим собственным, остаются не более как игрой разума; так стоит ли его воспринимать всерьез? Восток отдает предпочтение женскому началу на пути к совершенствованию. Все идеи и традиции, несущие мужское начало, слишком незыблемы и, кроме того, уходят корнями в глубину тысячелетий.
Далее остановлюсь на позиции А.П. Ксендзюка, автора книги “Тайна Карлоса Кастанеды”: “Если вы хотите искать подлинную реальность, вам, прежде всего, потребуется дерзость. Дерзость подвергать сомнению все мифы, когда-либо сотворенные человеком. Вам потребуется мужество, чтобы отказаться от всех и всяческих утешений, от всех упований и надежд, от диктатуры массового сознания с его нетерпимостью к духовному диссидентству и его назойливостью моральных стереотипов, от идей мессианства и всеобщего спасения. С одной стороны, вам придется выкинуть из головы всю “достоверную” чепуху материализма, непререкаемость “очевидных” фактов о веществе, пространстве и времени, а с другой — позабыть популярные нынче легенды о карме, колесе перевоплощений, о “планах” бытия с его витальными, ментальными, астральными и еще бог знает какими прослойками, про чакры и ту энергию, которая их “раскрывает” с дивной последовательностью. Кроме того, вам придется махнуть рукой на все эти бесчисленные братства (как посюсторонние, так и потусторонние), на “темных”, и “светлых”, а также на их мифическую войну, которая ведется с переменным успехом. Все это оставьте ревнивым блюстителям общечеловеческого тонналя — Абсолютное Добро, Абсолютное Зло, ангелов и бесов, сатанистов и экзортистов. Позабудьте про Космический Разум и геену огненную. Пусть фантомы блуждают в своем фантастическом мире... Куда проще (а главное, безопасней!) дрейфовать в потоке обыденных восприятий, верить в незыблемость удобных и разделяемых смыслов и вести душеспасительные беседы о добродетели, правильном воспитании и самосовершенствовании...” (Кзендзюк А.П. Тайна Карлоса Кастанеды. Одесса, 1995. С. 407).
Чем не образчик нью-атеизма? И сюда добрался!
Бог выше “тонналей”, “нагуалей” и прочих “промежуточных” миров. Пусть кастанедовские герои постигли суть силы и свободы. Но им ещё неведома Любовь. Христос же воплощает в себе и то, и другое, и третье. Хотя бы уже, поэтому Его уровень несравненно выше, чем каждого из членов донхуановской команды. Его победа над смертью более убедительна и триумфальна. Именно Он несёт Свет и Любовь миру. Дон Хуан поделился лишь одним из методов достижения свободы от рамок физического тела, что, кстати, до него с не меньшим успехом проделывали представители самых разных, явно не уважаемых упомянутым автором школ.
В тонналь, нагуаль, в щель ли между ними, куда идти им — это личное дело каждого. Вопрос лишь к Алексею Ксендзюку: где сам-то он собирается пребывать после завершения своего земного пути? Достанет ли нашему хуановеду сил, выйти на те самые пределы, очерченные хуановским “орлом”? И не вспомнит ли он однажды простые библейские слова: “По вере вашей да будет вам”?
Свидетельство о публикации №222030400333