Марушина

Перепела все оперные арии, вернула на сцену Сергея Захарова и помогла «Куликову полю»
Владимир Вержбовский  Ирина Астахова
Она родилась в 1916-м в обычной пензенской семье. Отец Иван Никитович Лапин, в годы 1-й мировой войны служил  на подлодке «Окунь» и «за проявленный во время боя с неприятельским крейсером ...пример неустрашимости и военной доблести» был награжден Георгиевским крестом, затем трудился слесарем в железнодорожных мастерских, мама Раиса Иосифовна — начинала работать по найму, много позже - председатель Многопрофсоюзов (позже Облсовпроф) г. Пензы. Да и по окончании школы № 2 в 1930 году девушка поступила на ЗиФ слесарем и окончила вечернее отделение механического техникума. Правда, дома ее «научили пианизировать», а большая коллекция граммофонных пластинок всегда была гордостью семьи. На домашних концертах Тоша, так Тамару звали родные и начала певческую карьеру. Кстати, когда Тоша пела летом , под открытыми окнами дома на Володарского, 53 останавливались прохожие и слушали «пензенскую соловушку».
Прислали за пензячкой самолет
Способную девушку приметили и на заводе: сначала она выступала в рабочих казармах, что находились на территории предприятия, а затем уже ни один вечер художественной самодеятельности не обходился без песен в исполнении Тамары Лапиной. Когда же в Пензе объявили конкурс вокалистов, приняла в нем участие и заняла первое место. А в качестве бонуса строгое жюри дало Тамаре направление на учебу (без экзаменов!) в музучилище «по классу сольного пения». Закончила его в 1940-м и поехала солисткой в Ярославскую филармонию. Затем, как пишет в автобиографии Тамара Ивановна,  был «...московский камерный ансамбль оперы под руководством Г. М. Горского». К тому времени наша землячка уже была замужем за Александром Марушиным, ведущим инженером часового завода. Он в составе пензенской делегации выезжал на учебу во Францию на фирму «Lip», закупал документацию и техническое оборудование для производства первой модели часов. Назывались они «ЗИФ» и пошли в серийное производство в январе 1939 года. Третьим государственным пензенский часовой завод стал в мае 1940-го.
В 1941 году Тамара Марушина возвращается в родной город и поступает в хозрасчетный оперный коллектив на базе ДК им. Ф. Э. Дзержинского, созданный известным пензенским музыкантом Федором Вазерским. Среди постановок были серьезные произведения — Бизе, Леонкавалло, Пуччини. Из русской классики - Бородина, Мусоргского, Римского- Корсакова , Чайковского.  Партнером Тамары Ивановны по сцене был выдающийся певец, солист Большого театра Иван Павлович Бурлак, эвакуированный в Пензу. Сведения об этом есть в сохранившейся репертуарной книжечке артистки. Вместе они исполняли заключительную часть оперы Евгений Онегин. В опере Леонкавалло «Паяцы» Тамара Ивановна выступала в роли Недды, а Иван Павлович - Сильвио. Давали концерты в госпиталях и цехах заводов.   Профессиональный уровень всех без исключения артистов, как профи, так и самодеятельных был настолько высок, что в 1943-м труппа становится государственным театром оперы и балета. Годом позже на одном из спектаклей Тамару услышало руководство Саратовского академического театра оперы и балета. И сразу же по окончании спектакля ей предложили переехать в город на Волге. Но только после получения телеграммы «Въезд в Саратов исполкомом горсовета разрешен» - город в ту пору считался закрытым. Более того, за Тамарой Ивановной специально прислали воздушный борт («Когда выслать самолет», значилось в новой телеграмме), поскольку в театре уже выпустили афиши об оперных премьерах, в которых должна петь новая актриса театра.
Отметим одну особенность Саратова военной поры. Поскольку здесь разместились аппарат Президиума Верховного Совета  и Совнаркома РСФСР и несколько союзных министерств, город негласно называли «второй столицей» России. А потому «послушать оперу» приходили и периодически наезжавший сюда с инспекциями маршал Климент Ворошилов, и многие генералы, командиры дивизий и корпусов. И все отсылали певице роскошные букеты. цветов.
Письмо от внучки Чернышевского
Письма и записки от поклонников Тамара Лилина-Марушина получала ежедневно. В них были слова благодарности, предложения о встрече, просьбы отужинать в ресторане, клятвы-заверения в вечной любви. Среди поклонников значились и весьма влиятельные випы  тогдашнего Саратова. Но в архиве потомков Тамары Ивановны до сих пор хранится только одно послание.
«Милая и бесконечно дорогая Тамара Ивановна! Мне давно хотелось написать Вам и поблагодарить Вас за ту огромную радость, которую мне доставило исполнение Вами роли Татьяны в далекие и трудные годы Великой Отечественной войны, - писала на пяти листах пензячке внучка Николая Чернышевского, заведующая музеем имени своего деда Нина Михайловна Чернышевская. - Это было в международный женский день 8 марта в Саратове. Никогда не забуду каким ярким лучом блеснула Ваша Татьяна. Вы подняли дух людей, Вы были так хороши, что хотелось, не отрываясь, глядеть на Ваше лицо, забыть все на свете. Вы напомнили о величии нашего родного искусства. Слушая Вас, смотря на Вас, хотелось радоваться жизни и верить в светлое будущее. Одухотворенный облик красивого лица, мастерство певицы и глубоко драматическая игра актрисы сочетались в единое целое созданного Вами образа. Мне уже 63 года. На своем веку я перевидела много Татьян, и в Мариинском театре до революции, и в Музыкальной драме, и в других театрах. И ни одна из них не передала Вашей неподражаемой игры. Желаю Вам, моя любимая, незабываемая Татьяна всего лучшего, что только есть на свете. Ваша Н. Чернышевская».
Под самый занавес войны Тамару Лилину все-таки включили в состав одной из фронтовых бригад и она успела выступить с концертами перед воинами освободителями Европы. После Победы Тамара Ивановна перепела все ведущие партии, а когда дело подошло к сорока годам, спокойно поняла и приняла, что отныне её удел — уже не Татьяна, но возрастные дамы. И все равно популярность нашей землячки и уважение к ней оставались на самом высочайшем уровне. Когда из Пензы в гости к ней прилетел двоюродный брат Геннадий Астахов вместе с сыном Игорем, Тамара Лилина позвонила первому секретарю обкома КПСС и сказала: «Не могу же я родственников по Саратову на «Москвиче» возить. Дайте мне что-нибудь поприличнее...» И в полное распоряжение пензячки на пару дней выделили шикарный кабриолет ЗиС.
Чуть позже по предложению народной артистки СССР, драматурга, оперного режиссера и педагога Натальи Сац Тамара Ивановна возглавила Саратовскую филармонию, но при этом еще долго пела на сцене родного театра.
Про Сергея Захарова и Евгения Куликова
В 1970-х годах Тамару Ивановну пригласили на работу в Москонцерт на должность худрука. А помимо этого Лилина-Марушина принимала программы у многих известных артистов. Одна из историй случилась и Сергеем Захаровым, уже после драки и отсидки в колонии. Пензячка созвонилась с певцом и попросила его дать концерт в своем родном городе на сцене ДК им. Кирова. Сергей Георгиевич, «приписанный» к Ульяновску, выложился на сто процентов, понимая, что от московской  чиновницы зависит очень многое. Он же впоследствии рассказывал, как подпал под обаяние Тамары Ивановны и вместе с нею на «Волге» из обкомовского гаража доехал до волжского города, где пензячка и дала добро на дальнейшую концертную деятельность артиста.
И группа «Куликово поле» также обязана нашей героине. Она и прослушивала и тарифицировала артистов, возглавляемых Евгением Куликовым. По воспоминаниям очевидцев, прослушав программу, Тамара Лилина-Марушина улыбнулась: «Женечка, молодец! Ручку, если не знаете куда деть, можете просто опустить. У вас необыкновенный тембр. Остальное наносное. И еще, почему ваш пианист сидит как сраная смерть в коричневой хламиде. Поменять нужно...»
И последнее на сегодня. Дочь Тамары Ивановны Нина Александровна по окончании Школы-студии МХАТ поступила служить в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина. Заслуженная артистка РФ, кавалер нескольких медалей. А еще вместе с Вениамином Смеховым получила из рук президента России Владимира Путина орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Только это уже совсем другая история.
Фирменный пирог
Все родственники певицы отмечают ее безукоризненный вкус. Одевалась она исключительно на Кузнецком мосту. А модели одежды для нее придумывал сам Слава Зайцев. В отличие от многих из богемной тусовки никогда не чуралась работы по дому. Чистота в ее московской квартире была стерильная. А еще прекрасно вязала. Готовила же — пальчики оближешь! И потому на сладкое точный рецепт ее пирога «Лиепа», названного в честь подруги Тамары, матери Мариса Лиепы Маргариты Жигуновой:
«250 г. сливочного маргарина или сливочного масла порубите ножом, перемешайте с 2-мя стаканами муки. Налейте полный стакан хорошего пива, одну треть отхлебните, 2/3  cмешайте с масляно-мучной смесью и дайте постоять 3 минуты, потом аккуратно перемешайте.
Тесто будет липкое и скучное, но так нужно! Боритесь изо всех сил с желанием добавить мучки, не то забьете тесто мукой! Долго не месите, чтобы не подтаяла масляная основа.
Скатайте полученное в колобок, прикройте и уберите на холод минут на 15-20.
Тем временем достаньте сладкой рябиновой наливки, налейте рюмку. Слегка обжарьте на сковороде горсти две грецких орехов, достаньте из своих запасов сушеных мандариновых корок и, главное, - банку сваренного ломтиками варенья из антоновских яблок. Янтарного, прозрачного, в котором каждая долька живет своей отдельной жизнью , отличаясь цветом и прозрачностью.
Верните тесто с холода, прямо на противне раскатайте или руками распределите по форме, сделав бортики, разложите на него янтарную яблочную прелесть, посыпьте орешками, чуть-чуть припудрите яблочки натертой на мелкой терке сухой мандариновой коркой. Из обрезков теста сочините решетку для крышки пирога. Бортики и верх пирога смажьте яйцом или крепким чаем.
Отправьте, помолясь, всю «конструкцию» в разогретую до 180 градусов духовку минут на 20-25. АААААА!!! Хлопните рюмку рябиновой наливки, занюхайте мандариновой корочкой, и... не забудьте про пирог!»


Рецензии