До свидания, мальчики

Так назывались повесть Бориса Балтера, участника Великой Отечественной войны, и кинокартина режиссера Михаила Кулика.  Повесть я прочитал, когда учился в средней школе, мне её подарили девчонки на 23 февраля, а уж какого года, не помню. А потом я посмотрел и фильм, где одним из соавторов выступил поэт Булат Окуджава, написавший замечательные стихи.

"Почти у каждого в жизни случается такое, что тяжело бывает вспомнить. А когда вспомнишь, то весь покрываешься испариной... Но когда я вспоминаю по-собачьи печальные глаза Попандопуло, мне становится не по себе. И еще одни глаза преследуют меня как кошмар…

В январе 1942 года под Сычевкой, когда под ногами визжал и скрипел морозный снег, я в упор стрелял из пистолета в немецкого ефрейтора. Он почему-то не падал, только шатался и все хотел вскинуть свой автомат и смотрел мне в лицо нечеловеческими глазами. После каждого выстрела из его спины вместе с клочками шинели вылетали струйки пара. Он упал лицом вниз, и струйки пара иссякли у меня на глазах." - написано в повести "До свидания, мальчики".

Сейчас так о той, Великой Отечественной Войне не пишут. Потому что современный сценарист - это не молодой лейтенант, который в феврале 1942 года вывел под Новоржевом остатки 357-ой стрелковой дивизии из окружения. А Борис Балтер, автор этих строк, в свое время вывел, поэтому и написал так. Образно. Правдиво. Пронзительно.

Так бывает...
Так бывает, что фильмы, хорошие фильмы как старинные друзья могут появляться в твоей жизни редко, но от того их приход радостен. Словно подул свежий морозный воздух и ушли прочь тоска, ощущение рутины и зимней депрессии. Да, есть стриминговые сервисы и ютуб. Но в этом весь и фокус. Доступность убила ценность обладания.

Да, каждое поколение говорит на своем культурном языке. Романтический  XIX век подарил миру "Трех мушкетеров" Александра Дюма-старшего и их авантюрные приключения, которые покорили сердца мальчишек по всему миру. Прагматичный XX век уже гремел бойней Первой Мировой Войны, что извергла пронзительных и лиричных "Трех товарищей" Эриха Марии Ремарка. Впереди маячил пожар второй мировой трагедии.

А уже в 1961 году эстафету подхватил Борис Балтер и его повесть «Трое из одного города» (1961 год), которую он через год доработал и переименовал в привычные всем "До свидания, мальчики".

Она стала откровением поколения шестидесятников, одним из ярких примеров прозы лейтенантов. Так о довоенном времени, со светлой тоской и болью о прошлом и несвершившемся будущем никто до Балтера не писал. Книга стала сенсацией, в библиотеках на нее выстраивались очереди на недели вперед.

«...такой лирической мощи была эта неброская с виду вещь, что сломала все чиновничьи рогатки.» - вспоминает Р. Киреев, писатель

Путь к зрителю в кинотеатрах был лишь вопросом времени. Сначала в 1964 году Балтер вместе с Владимиром Токаревым написал пьесу по её мотивам. В том же году писатель в соавторстве с режиссером Михаилом Каликом составили сценарий одноименного фильма, который в усеченной версии (цензура) вышел на экраны в 1965 году.

Кстати, второе название повести дали слова из песни хорошего друга Бориса Балтера - Булата Окуджавы. Знаковые произведения не рождаются просто так. По пути они объединяют людей значимых, талантливых, неравнодушных.

О прошедшей всего 19 лет назад войне надо было высказаться. Но не пафосно, без официоза. На уровне человека, личного опыта и лирики. Когда чувство любви восстает против крови, бомбежек и страданий. Южное солнце согревает холод блокадной зимы, а смешной первый поцелуй разрывает объятья смерти.

В фильме, кроме кадров хроники, нет военных сцен. Как почти нет их и в повести. Ведь это произведение о довоенном времени. Светлом, наивном, в чем-то идеализированным с точки зрения тех, юношей и девушек на пороге взрослой, обязательно радостной и интересной жизни, которым ценой своего поколения придется ковать победу. От того вдвойне грустнее и страшнее. Это, мы из будущего знаем, что будет всего через пару лет, а они нет.

Магия кино
Евпатория. Курорт. Крым. Фильм излучает его южную, слегка расслабленную атмосферу. Отдыхающие, рестораны, пляжи. Красивые женщины , элегантные мужчины, король гавайской гитары, фокусник, квартирные агенты, гвалт жадных до солнца приезжих смешались в яркий и красивый бардак. Одна сторона.

А ведь перед глазами писателя была другая, освобожденная Евпатория. Каково было помнить оживленную суету до лета 1941 года, глядя на такое? По этим улицам ты гулял один и с товарищами. Здесь школа, а там любимый пляж. Где это все? Куда подевалось?

Море, то яркое, то туманное и даже яростное - другая сторона. Режиссер ввел стихию как полноценного участника. Словно ревущие волны - символ тех невзгод, которые предстоят героям.

В жизни у нас было еще много экзаменов, но сдавали мы их не в школе. - слова принадлежат Б.Балтеру в повести  "До свидания мальчики"

Я взял на себя смелость. Совместил писателя Бориса Балтера и режиссера Михаила Калика в некоем творческом диалоге, общении. Каждый из творцов говорит на своем языке. Писатель словами повести, режиссер кадрами.

Я хочу, чтобы всегда было лето, чтобы было тепло, чтобы я была самая красивая и чтобы было весело… И, конечно, чтобы ты всегда был со мной, и чтобы уже прошли три года, и чтобы нам не нужно было расставаться… — Инка посмотрела на меня и рассмеялась.
Б.Балтер "До свидания мальчики"
И ты понимаешь Инки не будет на свете, никогда больше не будет.

Многие, кто не знал Витьку, принимали его за грубого, недалекого паренька. На самом же деле коренастый, с квадратным лицом и тяжелым подбородком Витька имел нежнейшую, легко уязвимую душу. Из нас троих он был самым деликатным и бесхитростно-доверчивым.
Б.Балтер "До свидания мальчики"

- Я всю ночь думал. По-настоящему повезло только мне, — сказал Сашка. — Я чувствую себя перед вами последней сволочью.
— Можешь не чувствовать. Ни я, ни Витька ни при какой погоде не желаем быть докторами. Может быть, ты желаешь? — спросил я у Витьки.
Б.Балтер "До свидания мальчики"

Так нам намекнули, что Виктор погиб в Псковской области. Это эпизод из биографии самого Балтера, когда в феврале правда 1942 его дивизия попала в окружение, и он вывел ее из котла. Сашка Кригер как представитель врачебной династии поступил в медицинскую академию. По фамилии понятно, что он еврей. Судя по всему был осужден по делу врачей в 1952-53 гг.

С  тех пор как я начал помнить маму, она ходила в тужурке из мягкого коричневого шевро и таком же кепи с широким закругленным козырьком. ... Волосы у мамы наполовину поседели, а лицо покрылось такими же, как на кепи, морщинками.
Б.Балтер "До свидания мальчики"
Вот и все. Нет связи с прошлым, духовной пуповины. Осталась только память.

Фильм органичен по кастингу. Начинающие тогда актеры: Михаил Кононов (Витя Аникин), Евгений Стеблов (Володя Белов), Николай Досталь (Саша Кригер), Наталия Богунова (Инна Ильина, подруга Володи), Анна Родионова (Катя, подруга Саши), Виктория Федорова (Женя, подруга Вити). один в один похожи на своих литературных прототипов. Я не могу представить других на их месте.

А какие прекрасные миниатюры актеров второго плана. Двуличный "Жестянщик" Ефима Копеляна, парикмахер Тартаковский - Иосифа Колина, мама Володи - Ангелины Степановой и десятки других. Это ШКОЛА, настоящая актерская. Люди не играют в кадре, не халтурят, не отрабатывают контракт. Они ЖИВУТ в кадре.

Правдивость. Вот, что подкупает в таких шедеврах. И этого чертовски не хватает сейчас.

Ну и как вишенка на торте. Музыка. Бесподобная, проникновенная музыка, откровение, диалог в нотах Микаэла Таривердиева. Это надо слушать и слышать. Какие титаны сотворили кинофильм!

В заключение стихи Булата Окуджавы, написанные в 1958 году

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли —
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом — солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб — разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги — ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.


Рецензии
Александр,добрый день.
Очень пронзительная получилась публикация.Эти строчки из повести,стихи Окуджавы - до слез...
Правдивость повести,продленная в фильме,даже после цензуры - это так нужно сейчас.Извини за сумбурность.
Всегда в ожидании твоих новых произведений,Галина.

Галина Еньшина 2   04.03.2022 13:02     Заявить о нарушении
Это не моя заслуга, а автора повести и стихов. Они постарались вызвать слезы у растроганных читателей. Я просто цитировал их.

Александр

Александр Щербаков 5   05.03.2022 10:49   Заявить о нарушении