На взлёте... О Сергее Есенине

   Если Пушкина убили в зрелом возрасте, то Михаила Лермонтова, Николая Гумилёва и Сергея Есенина - на взлёте их поэтического дарования. Такова судьба многих значимых поэтов в России.
 
   Конкретно:
Лермонтов - убит наповал сослуживцем 15 июля 1841 года в возрасте 26 лет,
Гумилёв - расстрелян большевиками в 1921 году (35 лет),
Есенин - погиб (?) в 1925 году (30 лет).

   Ещё Александр Сергеевич отмечал:  Ученые и писатели всегда впереди на ниве просвещения и образованности. «Не должно им малодушно негодовать на то, что вечно им определено выносить первые выстрелы и все невзгоды, все опасности».

   В меня стрелял другой капитан из пистолета с расстояния всего полутора метров в 1981 году, а мне тогда было лишь 33 года. Но не обо мне в этой статье речь.

   Для анализа творчества Есенина я воспользовался его избранным 1975 года выпуска в издательстве "Детская литература". Его поэзию отличала неповторимая искренность и лиричность. Известно, что без любовной лирики любой автор вряд ли может называть себя поэтом. И тут у Сергея Есенина нет равных. Талант поэта проявляется и в его стихотворениях о природе, о Родине, о человеческих взаимоотношениях, о трудностях эпохи перемен и становления новой власти.

   Очень интересна и наглядна математика взлёта гения, мастера народного слога.

1922 год - всего три стихотворения.
1923 - уже шесть.
1924 - тринадцать.
1925 - целых двадцать девять!

   При таком стремительном взлёте добровольно из жизни не уходят ни при каких жизненных обстоятельствах. Хотя многие из его последних произведений и пропитаны грустью, но это - светлая печаль его литературного героя, отображающая плачевное состояние российских деревень того трудного времени.

   Чтобы было понятнее - приведу одно стихотворение выдающегося поэта.

          ***
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребёт их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.

1924

   Стихи поэта очень образны: он часто очеловечивает цветы и деревья. Приведу четыре начальные строки из его предпоследнего произведения.

          ***
Цветы мне говорят - прощай,
Головками склоняясь ниже,
Что я навеки не увижу
Её лицо и отчий край.

1925

   Сегодня трудно поверить в то, что в определённый период коммунистического правления стихи Сергея Есенина (как и Николая Гумилёва) были под запретом.

2022


Рецензии