О творчестве Александра Алябьева

Кто был одним из первых русских балетных композиторов?


…Ручейки журчат, причудливо сливаясь между собой в волшебных аккордах. Звучание флейт таинственным образом подобно водным переливам. Удивительно, когда несколько инструментов выступают в дивном ансамбле. Неслучайно во многих традициях звук флейты – это голос вечности. Её трели вызывают сильные эмоции.

Уникальный квартет для четырёх флейт создал Александр Александрович Алябьев (1787 – 1851). Он – удивительное явление в русской музыке, По сей день его романсы исполняются в концертах, особенно популярен «Соловей». Однако наследие мастера обширно и многогранно. Он является автором опер, водевилей, симфоний, инструментальных ансамблей. И одним из первых русских балетных композиторов. Его хореографическая партитура тоже связана с флейтой.


Трудные повороты судьбы

Жизненный путь композитора начался блистательно. Он родился в семье тобольского губернатора. Затем попеременно жил в Москве и Санкт-Петербурге. Там ярко проявилось музыкальное дарование Алябьева. Ещё он участвовал в Отечественной войне 1812 года, был соратником Дениса Давыдова.

Нелепый случай, произошедший во время карточной игры, перевернул всю жизнь композитора. Алябьев поссорился с неким Времевым. На следующий день тот скончался Все знали, что Времев задолго до этого был уже серьезно болен. Но обвинили в его смерти Алябьева. Несколько лет длились судебные разбирательства.

Морально Алябьева очень поддержала старшая сестра. По её распоряжению, в камеру было доставлено фортепиано. Алябьев продолжал активно сочинять музыку. Балет «Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты» был написан именно в тот период и поставлен в Большом театре балетмейстером Фортунато Бернаделли. Музыка отличалась изысканностью и особой грациозностью.

Что интересно, в числе водевилей Алябьев написал  один – специально для бенефиса легендарной балерины Авдотьи Истоминой. Он назывался «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты». Композитор также создавал музыку к хореографическим дивертисментам.

Алябьев после всех разбирательств был отправлен в ссылку в Тобольск, по месту рождения. Но и там он сочинял музыку, организовал духовой оркестр.
Во время поездки для лечения на Кавказ Алябьев записал большое количество народных песен. Впоследствии он использовал эти мотивы в своём творчестве. Он написал оперу «Аммалат-Бек» по повести Александра Бестужева-Марлинского. Однако она не была поставлена.

Лишь в 1843 году Алябьеву было разрешено снова проживать в Москве. Он пишет музыку к спектаклям драматического театра. Создаёт и духовные произведения, первые опыты в этом направлении были написаны ещё в Тобольске. Среди них – «Литургия», Но исполнена она была только в 2009 году.


Сказочная пастораль

Примечательная постановка балета «Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты» состоялась в 1993 году. Осуществлён спектакль был силами коллектива классического танца «Москвич». Изысканная хореографическая фреска ознаменовала возрождение балетной партитуры Алябьева.

Балетмейстером стала Алла Шульгина, она же выступила и автором либретто. Оно представляет собой романтическую пастораль. Основная её идея связана с противопоставлением звучания барабана, олицетворяющего силы зла, и флейты, символизирующей доброе начало.

Начинается спектакль ссорой сказочных обитателей леса. Сатиры играют на волшебном барабане, но туда вступает флейта нимф. Каждая сторона стремится взять верх. В результате сатиры и нимфы ссорятся. Что ж: пусть люди помогут рассудить, что сильнее – добро или зло.

На поляну приходят влюблённые пастушок и пастушка. Они радуются свиданию, но не предполагают, что их чувству предстоит испытание. А беда не за горами. Из замка приходит  маркиз. Его внимание привлекает красавица-пастушка. А если знатный господин чего-то захотел, он этого должен добиться! С обольстительными речами он обращается к поселянке, но та не желает его и слушать.

Сатиры готовы содействовать маркизу. С помощью волшебного барабана погружают пастушку в глубокий сон и намерены унести её в замок. Тогда уж ничто не помешает маркизу овладеть девушкой.

Пастушок в отчаянии. Но тут появляются нимфы. Их королева вручает юноше волшебную флейту, с помощью которой он сможет освободить возлюбленную. Мелодия пробуждает девушку и побеждает злые замыслы маркиза и сатиров.

Нимфы ликуют. Радостно празднуется свадьба пастушка и пастушки.

Значение наследие Александра Алябьева до сих пор в полной мере не оценено. Многие произведения не исполнены. Однако это та Атлантида, которая ждёт своего открытия. И важно пробудить к жизни наследие композитора. Подобно волшебной флейте, музыка Алябьева должна звучать и нести в мир гармонию – возрождение произведений поможет открыть дивные страницы русской музыки.


********************
Впервые опубликовано в интернет-журнале «ШколаЖизни.ру»


Рецензии
Хорошо написано !

Григорий Аванесов   09.02.2024 14:32     Заявить о нарушении
Григорий, спасибо Вам!

Наталья Наумова Дель Ветти   09.02.2024 14:40   Заявить о нарушении