Социософия, 13

37. Этика двойки – поклонение
38. Святые. Этика любви
39. Негатив пятерки

ЭТИКА ДВОЙКИ – ПОКЛОНЕНИЕ

Если этика первого исторического цикла – любовь, любовь к Богу и людям, к творению, то этика двойки – поклонение.

Адам выпал из этики любви, вкусив плод от дерева познания добра и зла, но Христос пребывал в ней. Она и есть тот крест, который надлежит нести христианину, хоть некоторым эта ноша и кажется непосильной. К тому же не всем открыт смысл этой этики, так как не все слышали Слово. Поэтому во втором цикле мы видим этику поклонения.

Это этика дохристианская по хронологии истории, но она может быть актуальна и после Христа, хотя бы потому, что не все способны вместить Слово.

Некоторых отталкивает от церкви именно этика поклонения верующих, ибо они не встречались с носителями этики любви и считают этику поклонения истинно церковной, но это не так, этикой церковной является этика любви, но, во-первых, не все способны вместить эту этику по непониманию Слова, во-вторых, сам путь любви к ближнему нелегкий и люди с него уклоняются. Но в Православной церкви она существует.

Можно говорить о том, что этика поклонения породила три великие религии на Ближнем, Среднем Востоке и в Европе – иудаизм, ислам и христианство (их называют авраамическими), а в Индии – индуизм, а также буддизм, который затем распространился в Азии.

Хотя этика поклонения связана с этикой любви (этикой истинно религиозной), иерархически она ниже.

Но этика любви не исключается и во втором историческом цикле и в последующих, которые доступны ей как единицы времени. Хотя сама она бывает недоступна для носителей идеологии этих циклов, которые на поверку не способны ее вместить.


СВЯТЫЕ. ЭТИКА ЛЮБВИ

Этика любви как истинно христианская этика известна у нас. Ее носителем был и святой Иоанн Кронштадтский, который ходил по домам несчастных, пьющих людей и получал от них обратную связь в виде осознания своего бедственного положения и отчуждения от церкви и Бога. Он помогал этим людям. Тем не менее, его коллеги, другие священники не понимали его и обвиняли, что он ищет земной славы.

Высший пример этики любви – это, конечно, Иисус Христос, который показал всем, что искренняя любовь к человеку и Богу возможна.

Жизнь и деятельность Елизаветы Федоровны Романовой также пример этики любви. Она создала Марфо-Мариинскую обитель милосердия в Москве, не монашеское общежитие, но обитель, призванную служить человеку, его нуждам. Так, монашество, монашеский подвиг по своему значению она приравняла к подвигу служения человеку. И мы не можем не согласиться с таким взглядом, который не противоречит всей жизни Христа и Его учению. Этот взгляд, который все же является новым и свежим для общества, необходимо перенять, его надо внедрить, благо есть начинание преподобномученицы Елизаветы Московской.

Этика любви – это не только этика прославленных святых, но и этика старцев, получивших широкую известность в православном мире.

В этике любви оставались многие российские верующие после 1917 года. Они остались верны церкви и своей вере и за это пострадали от большевиков. Они в чине новомучеников и исповедников российских были прославлены церковью. Эти люди остались верны своей родиной – Святой Руси, предпочли ей жизнь в безбожном мире и отречение от Христа и его человеколюбивого учения.

Этика любви так или иначе привилась в России, хотя и является большой редкостью. Намеки на нее есть в русской литературе, в частности, у Достоевского, Толстого, Чехова.

Этике любви учат в церкви, хотя не так просто встретить носителя этой этики, но кто стучится, тому откроется, и ревностный христианин, борющийся с грехом и идущий по пути Христова учения, встретит рано или поздно проводника такой этики и соединится с ней.

Конечно, материалисты совсем далеки от этики любви. Хотя они заботятся о благе общего, в этой заботе тонет частное, индивидуальное, в котором только и возможна реализация этой этики. Нельзя полюбить идею, как человека (идею общего блага, например), но можно полюбить человека и подарить ему это благо.

Императрица и великие княжны во время войны работали в госпитале для раненых. Этого требовала этика любви, которая оставалась в обществе и которая требовала реализации и в такой вот форме и получала эту реализацию с пользой для общества и для душ делающих.

Слово "милосердие" было наполнено смыслом. Это сейчас его понимают как делание, продиктованное чувством жалости к ближнему, как некую повинность перед общественного моралью. Но, вдумайтесь, милосердие является живым откликом человеческой души на неблагоприятные обстоятельства жизни ближнего. Именно этому учил Христос, именно в этом проявлялась христианская вера в Бога.


НЕГАТИВ ПЯТЕРКИ

У великой пятерки есть свой негатив, который выражается в стремлении «купить дьявола». Это стремление суть стремление к абсолютной свободе, делаю – что хочу, имею – что пожелаю, и даже в следующем – я есть тот, кем пожелаю быть, даже в теле мужчины могу быть женщиной и наоборот.

Стремление купить дьявола – это целое явление современной культуры. Но это негатив пятерки. Пятерка так развилась, что для нее осталось мало невозможного, при этом бурно развиваются не только полезные зерна, но и плевелы. Люди так привыкли к тому, что нет ничего невозможного, что привносят этот тезис в пространство своей души, и это выражается, в частности, и в таком явлении, как идеология LGBT, которая учит о свободе человека быть кем угодно и которая, к сожалению, обретает сторонников. Пятерка не могла не столкнуться со своим негативом, со своей темной стороной, которую должна преодолеть, осознав правильные начала жизни.

Но, к сожалению, в этой области пока не произошло подвижек, и идеология LGBT разрастается. Это произошло потому, что, как говорят, свято место пусто не бывает – религия, консервативная философия и консервативный взгляд не дали своих плодов. И ту нишу, которая для них предназначалась, занимает, в частности, идеология LGBT. Это отражается и на жизни государств, и на жизни общественных институтов. Так, англиканская церковь теперь «венчает» однополых, а однополые браки так же, как и браки между мужчиной и женщиной, разрешены многими государствами.

Это в самом деле проблема, и ей стоит сопереживать, размышляя над возможными решениями. Здоровыми началами могла бы поделиться Православная церковь, которая понимает патриархальность и его ценности, чего не осталось на Западе.


Рецензии