О древности Москвы. Казани можно, а Москве нет

О древности Москвы. Почему Казани можно, а Москве нет?

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

          Сначала приведем примеры о древности заселения территории Москвы по находкам археологов. Какие же самые древние археологические находки в Москве?

          Археологи нашли топоры бронзового века в западной части парка «Зарядье» в 2017 году при его создании в Соймоновском проезде: «Оба топора сделаны из камня. Они характерны для рубежа III–II тысячелетий до нашей эры. Найденные топоры сохранились не полностью. Но даже фрагменты позволили археологам предполагать, что тысячи лет назад они были одинаковыми. Каждый из них некогда представлял собой гладкий продолговатый камень с остро заточенным концом. Посредине камня было высверлено ровное отверстие. В него вставлялось древко. Похожее оружие находили на территории от Центральной Германии до Поволжья, оно могло быть как боевым, так и ритуальным. …Подобное оружие относят к фатьяновско-балановской культуре. Это культура племени, существовавшего в бронзовом веке. Следы его пребывания (стоянки и могильники) находили на территории России от Новгородской области до Татарстана. («В парке «Зарядье» нашли топоры бронзового века» https://www.mos.ru/news/item/24735073/)

          Фатьяновцы считаются предками древних русских гаплогруппы R1a1
(подробнее в моей статье «Загадка поселений фатьяновцев - древних предков русских»

          В том же 2017 году археологи обнаружили на Сретенке древнейший кремневый резец эпохи неолита (V–III тысячелетия до нашей эры): «Артефакт нашли во время работ по замене коммуникаций около дома 34/1. Резец представляет собой орудие с заостренным краем. Древние люди использовали его для обработки костей, кожи, рогов и некоторых пород камней. Ширина орудия — 2,5 сантиметра, а длина — почти 4 сантиметра. «Резец является одним из универсальных орудий труда древнего человека. Он сохранился полностью, включая черешок с боковыми симметричными углублениями для крепления рукояти из кости, рога или дерева ….

          Кроме того, во время работ по программе «Моя улица» в районе дома 10 на Покровском бульваре нашли еще один артефакт каменного века — фрагмент концевого скребка, который относится к более древнему периоду — мезолиту (VII тысячелетие до нашей эры). Скребок был сделан из удлиненной пластинки камня с заостренным лезвием на конце. («Археологи обнаружили самые древние артефакты «Моей улицы»» https://www.mos.ru/news/item/25561073/)

          Публицист Алексей Ампилогов по этому поводу сказал: «Научная картина истории претерпела радикальные изменения в течение последних двух веков. Ещё в середине XIX века господствующим космогоническим мифом была трактовка истории, изложенной в библейской книге Бытия, согласно которой весь мир был создан Богом каких-то 9000 лет тому назад.

          Новая же картина истории мира, в рамках которой живём сегодня и мы с вами, оказалась гораздо сложнее и интереснее, нежели библейский сюжет, в котором люди пришли в готовый мир, где все декорации уже были заботливо выстроены всемогущим существом. Как оказалось, поколения и поколения людей год за годом, столетие за столетием изменяли свой собственный мир, превращая его в то место, которое мы с вами знаем сегодня. Даже новейшая история человечества насчитывает не менее 40 000 лет...

          Тем интереснее выглядят нынешние находки мезолитических орудий в центре столицы России. Небольшой кремневый скребок, размер которого составляет лишь около трёх сантиметров, разом удревняет историю поселений людей на территории Москвы на добрую тысячу лет, так как даже его осторожная датировка показывает почтенный возраст: ему не менее 9 тысяч лет, тот самый возраст "библейского мира", а в нынешних представлениях - всего лишь через две тысячи лет после ухода от Москвы последнего ледника.»( «Наша история — это мы! А. Ампилогов
          Теперь перейдём к артефактам средних веков.

          «Многие клады, найденные в XIX веке, разошлись по рукам коллекционеров, не оставив следа в нумизматической литературе. Однако и те клады, что зафиксированы учеными, свидетельствуют о существовании обширной торговли с Востоком с конца VIII по начало XI века. Многочисленные находки дирхемов помогают в точном определении времени торговых сношений, потому что восточные монеты перечеканивались с каждой переменой в правлении, и деньги с именем и титулом нового правителя скоро вытесняли из обращения прежние …..

          В целом денежная весовая система во времена обращения дирхема (на Руси) складывалась как соотношение: 20 ногат = 25 кун = 50 резан = 150 вевериц = гривна кун. Гривна кун - наиболее крупная расчетная единица серебра - венчала эту систему» (из книги «Московские клады» А. Векслера и А. Мельниковой, (Александр Григорьевич Векслер – первый археолог города Москвы))

          Отметим, что куфический дирхем: «Это тонкие серебряные монеты диаметром около 25-30 мм, на обеих сторонах которых находятся арабские легенды. Надписи на этих дирхемах сделаны с использованием арабского шрифта Куфи. В центральной части обеих сторон дирхема помещены строчные легенды, содержащие благочестивые изречения и имена правителей,» («Атрибуция куфических дирхемов» http://goodcoins.su/coins/dirhem.htm)

          Далее авторы книги «Московские клады» подчеркивают, что в изучении истории города Москвы большую роль играют найденные клады: «Пристальное внимание нумизматов и историков в XIX веке привлекла находка клада в центре Москвы, вблизи Кремля, в устье ручья Черторый, где ныне бассейн "Москва"(сейчас храм Христа Спасителя)

          В 1837-1838 годах здесь па береговом взгорье при закладке фундамента огромного храма Христа Спасителя на 5-метровой глубине строители обнаружили клад куфических дирхемов. Два из них, лучшей сохранности, получили четкое определение: это оказались тахиридский дирхем с именем владетеля Мухаммеда и халифа Мустаин-Биллаха из города Мерв (ныне г. Мары), 862 года, и аббасидский - халифа Мутазз-Биллаха из города Двина, 866 года (монеты, таким образом, были чеканены на территории Туркмении и Армении, находившихся тогда под властью Арабского халифата).

          Дирхемы того же времени в первой половине XIX века найдены также ниже по течению Москвы-реки, у Симонова монастыря

          Третий куфический клад монет IX-X веков встречен у села Коренева, в ближнем Подмосковье»

          Археологи задаются вопросом о том, что могли ли эти клады быть спрятанными в безлюдном месте, вдали от известных тогдашних поселений?

          И отвечают: «Более чем сомнительно, отвечают нумизматы. Существовала определенная закономерность в размещении монетных кладов у древних поселений. Клады с куфическими монетами в большинстве случаев довольно определенно обозначают места древнейших поселков и своим числом отчасти указывают на сравнительную густоту древних поселений, существовавших в разных областях древней Руси в эпоху торговых сношений с арабами",- писал еще в конце XIX века А. И. Черепнин.(из книги «Московские клады» А. Векслера и А. Мельниковой, (Александр Григорьевич Векслер – первый археолог города Москвы)

          То есть, имея такие неоспоримые свидетельства возраст Москвы остаётся неизменным - 1147 год, хотя это год лишь первого упоминания в летописи, а не её основания.

          Сравним с Казанью, отметившей 1000 - летие.

          «Тысячелетний юбилей Казани, с большой помпой отмеченный в 2005 году, стал самым успешным "историко-экономическим проектом" властей Татарстана - при его подготовке были освоены более 80 млрд рублей. Однако часть казанцев уверена, что кроме освоения огромных денег, за юбилеем нет никакой исторической основы. Такой точки зрения придерживается кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Казанского национального исследовательского технологического университета Александр Овчинников …

          Если внимательно проанализировать официально найденные вещи, то окажется, что Казани не 1000 лет, а 1100 или 1200. Однако известно, что в 8-9 веках у булгар вовсе не было постоянных поселений, тем более городов ….

          Законы логики заставляют предположить, что кто-то, не очень хорошо знающий археологический материал, использовал найденные в других местах ранне булгарские вещи для "удревнения" Казани, но, мягко говоря, перестарался. Главный же аргумент против тысячелетней истории города - это наличие Иске-Казани (Старой Казани) - городища 13-16 веков, находящегося в 45 км от Казани близ деревни Камаево Высокогорского района Татарстана. Если то, что мы называем Старой Казанью, появилось в 13 веке, то как тогда Новая Казань (Казанский кремль) могла появиться в 11 веке?(«Казанский историк: «1000-летие Казани" не имеет ничего общего с исторической реальностью" https://regnum.ru/news/society/1537772.html. ИА REGNUM )

          Тем более, что были веские основания у археологов и историков к датировке даже 800-летия Казани.

          И еще одно мнение: «Относительно проекта «1000-летие Казани», который был начат и разработан по инициативе команды экс-президента Минтимера Шаймиева на пике суверенитета в середине 1990-х годов, ИА REGNUM неоднократно сообщало. Тогда главным аргументом в обосновании возраста Казани стал свинцовый медальон с изображением чешского святого – князя Вацлава, который учеными из АН Татарстана был объявлен уникальной монетой – «чешским динарием 10 века».( «Достижение татарских ученых: 1000-летие Казани за 80 млрд рублей»

          Приведем мнение главного археолога столицы Леонида Кондрашева, высказанное им в 2011 году, оно будет ответом на вопрос почему Казани можно, а Москве нет: «Москва явно древнее нынешней официальной даты своего рождения, но это не повод пересматривать последнюю, передает ИТАР-ТАСС - Москва однозначно старше, чем признанная дата ее основания в 1147 году, - заявил он. - Однако это не повод менять и как-то удревнять последнюю".

          «Дело в том, заметил Кондрашев, что подобного рода праздничные даты являются скорее плодом общественного соглашения, нежели научного поиска. Археологами, например, на территории столицы однозначно установлено наличие более древних артефактов, нежели те, что появились после известного приглашения князя Юрия Долгорукого: "Приди, брате, ко мне в Москов", сделанного осенью 1147 года новгород-северскому князю Святославу Ольговичу.

          Так, по словам главного археолога Москвы, на Ильинке были обнаружены ярусы мостовой, относящиеся к XI веку, а на территории Кремля найдена свинцовая печать, также использовавшаяся за столетие до признанной даты рождения Москвы.»( «Главный археолог: Москва древнее, чем считается, но это не повод менять год ее рождения» https://smotrim.ru/article/2027173)

          По – нашему мнению 1000-летие Казани- это потакание центра местечковым национал- патриотам, по примеру того, как создаются и удревняются новые истории «освободившихся» от СССР республик, но уже внутри России.


Рецензии