Король в Алма-Ате

Мне повезло: после окончания института я остался по распределению в том же институте младшим научным сотрудником на кафедре информационно–измерительной и вычислительной техники. Кафедра получила одну из первых в Баку вычислительных машин «Минск-22». Машина занимала огромный зал, хотя по своей вычислительной мощности она составляла, наверное, одну тысячную мощности мобильного телефона наших дней. Я входил в группу из 4 человек, чьей обязанностью было так называемое обслуживание машины. Тогда это казалось естественным, а сейчас почему-то напоминает уход за коровами в стойле: вытереть пыль, протереть спиртом соски, извините - головки магнитных накопителей, вытащить блоки, протереть спиртом контакты и вставить все обратно. Одна радость – спирта было много.
     Я отвечал за устройства ввода-вывода. Месяца через два мне пришлось ехать в командировку, первую в жизни. Кафедра получила по разнарядке плоттер - устройство для вывода цветной графики из ЭВМ на бумагу. Но бандуру эту размером с обеденный стол не присылали просто так, а за ней надо было лететь. На завод-изготовитель в Алма-Ату. Требовалось присутствовать при тестировании, то есть убедиться, что она работает. Потом ее упаковывали и отправляли багажом. Естественно, я нервничал, но еще больше нервничала моя мама. Ее волновало не только и не столько то, что я лечу черт знает куда. Дело в том, что тогда, помимо КВНа, я очень увлекался картами, в частности, преферансом. Мама знала и не одобряла мои ночи в различных компаниях и часто повторяла, что до добра это не доведет.
     За день до отлета мама попросила меня зайти и сказала примерно следующее: «Дай мне слово, что ты ни с кем в карты играть не будешь. Поверь, случится такая ситуация - сначала будешь выигрывать, а потом тебя обдерут, как липку. Такое бывало со многим, и я не хочу, чтобы это произошло с тобой». Я, конечно, обещал и забыл этот разговор.

     Итак, лечу в Алма-Ату. Никогда там не был, никого не знаю. Смогу ли устроится в гостиницу? В те времена не было ни Yahoo, ни Hotel.com. Все по Дарвину. Прилетаю в Алма-Ату, строю из себя бывалого командировочного, сажусь в такси и говорю уверенным тоном: «В гостиницу «Алма-Ата». Легкий блеф – я понятия не имел, есть ли такая гостиница, но, как и проспект Ленина, должна была быть. Приехал, очень приличная гостиница оказалась. Охмурил администраторшу и получил номер, вернее - койку в четырехместном номере. Четыре кровати с тумбочками, стол посередине с четырьмя стульями. Умывальник и туалет. В номере чисто и никого нет. Было уже поздно, и я, счастливый и усталый, выбрав себе кровать, улегся спать.
     Только я закрыл глаза, как в комнату ввалились трое здоровых розовощеких парней со свертками, полными снеди, с бутылками. «Как тебя зовут? Как-как, Хеня? Здорово, Хеня! Вставай, посиди с нами». Оказалось, что ребята – комбайнеры с целины. Приехали тоже что-то получать. Посидели, выпили-закусили. Еще поели, еще выпили. Отвалились от стола. И тут прозвучало: «Ну, чиво, Хеня, поиграем в картишки? Как раз четверо». Сквозь алкоголь выплыли мамины слова. «О-о-о, - подумал я, – начинается» - «Во что играть хотите?» – «Да в кинга. Давай по рублику». Тут мне стало страшно. При моей мэнээсовской зарплате 105 рублей «по рублику» могло ее и не хватить. «Не-е,- говорю,- я так не играю» - «Ну, давай по 20 копеек, Хеня!» Я стоял мертво, но отказаться играть по 5 копеек было уже совсем не по-джентльменски - и обреченно согласился. Я понял, что, как говорится, «приехал», убедился, что мама, как всегда, права и мысленно попрощался с десятирублевкой в загашнике. Начали играть.
     По виду ребята были без малейшего понятия, и я после первой игры вышел победителем. Но от этого мне стало еще страшнее. После второй игры - история повторилась, и стало по-настоящему страшно. Мамины наставления крепко сидели в моей голове, и я с ужасом ждал, когда же меня начнут обдирать. Но этого не произошло. В конце концов я твердо убедился, что умения у ребят много меньше, чем денег, и радостно вздохнул, когда осоловевшие комбайнеры предложили закончить игру и лечь спать. Выиграл я примерно рублей 16 и, засыпая, все подсчитывал - сколько бы получилось, если бы «по рублику». Думаю, что ребятишек этих проигрыш и в 320 рублей не сильно бы огорчил. Они называли какие-то сумасшедшие зарплаты. Утром мы расстались и больше не виделись никогда. А жалко. Я бы еще поиграл...

     Однажды здесь, в Америке, за покером я попытался рассказать  двум американцам эту историю как пример чувства страха перед неизбежно надвигающимся роком. Но их заинтересовало другое: почему я спал в четырехместном номере с незнакомыми мужиками. Что это был – гей-отель? Похоже, мой ответ их не убедил.


Рецензии