Окно спасения

   
ОКНО СПАСЕНИЯ
(ИЗ СЕРИИ «ПОД КРЫЛОМ АНГЕЛА»)

  Однажды, на Волгоградке, еще до ее последней реконструкции, я на своем Форд Скорпио  почти час пилил  в километровой пробке, которую создали убитый грузовичок с престарелым мотором и бесконечная сплошная разделительная полоса.

Наконец-то, полоса закончилась, и я вслед за грузовой машиной с объемным кузовом, закрывающим дорогу, пошел  на обгон этой длиннющей  «веревки».  Приняв не лучшее решение в условиях отсутствия видимости, прижался поближе к ней,  чтобы  побыстрее  уйти со встречной полосы, как только  грузовик  встанет на свою. Как понял позднее, водитель старался обогнать всю ползущую колонну и ехал по встречке до предела.  Затем он подрезал грузовичок - тихоход,  резко ушел вправо на свою полосу и  оставил меня перед встречной машиной в критической близости  и на хорошей скорости.

Водитель встречного фургона, мигая мне фарами, стал уходить вправо на обочину, чтобы как-то разъехаться. Но проезжая полоса и обочина тогда  были узки и не могли  вместить две машины. Я прижался вправо к своей полосе, но она была плотной стеной набита большегрузными фурами и грузовиками.  Ехали они медленно, поэтому дистанция между машинами была не более двух-трех метров.

Обреченно чувствую неизбежность лобового столкновения левыми фарами со встречной машиной, идущей на большой скорости.

 Вдруг, за секунды до столкновения, вижу справа неожиданно увеличивающийся до четырех метров  просвет в дистанции  перед  идущим рядом грузовиком. Ни мгновения не раздумывая, как в игольное ушко, на скорости круто влетаю в него впритирку с риском свалиться с откоса с другой стороны. Благодаря резкому маневру успеваю выскользнуть из-под встречной машины. Даже убрать из-под удара заднее крыло и капот багажного отделения. В кювете выворачиваю машину и останавливаюсь, чтобы прийти в себя.

Спас меня от столкновения водитель грузовика. Он трезво оценил реальную опасность,  резко затормозил  и дал спасительный просвет.

Проезжая мимо меня,  притормозил свою огромную машину и, открыв стекло  высоко расположенной кабины, поднял большой палец  руки  вверх. Улыбаясь, прокричал:

– Ну, как, отец, дела? Успел  вывернуться? Молодец, не растерялся!
– Как ты вовремя сообразил это сделать! Если бы  не твое спасительное окно,  быть беде, – подняв вверх сжатые вместе руки, с благодарностью ответил я. – Спасибо, дружище! Век буду помнить!
– Старайся, отец, не выезжать на встречку, если нет четкой видимости. Мне сверху видно, что дорога очень перегружена в обе стороны. Здоровья и хорошей дорожки! – С улыбкой сигналом он попрощался со мной  и,  помахав  рукой,  продолжил свой путь.
– Здоровья тебе, мой спаситель. Да хранит тебя Господь в твоих бесконечных рейсах и в жизни. Как Вы сегодня с моим Ангелом - Хранителем помогли и спасли нас! – негромко проговорил  я  вслед  уезжавшей машине.
      
ОБОЧИНА

В конце сентября в начале первого десятилетия нового века мы возвращались из Рязанской области домой в Москву. За рулем моего Форда Скорпио был я, рядом сидела супруга Нина. На заднем сидении разместились жены наших друзей по совместной службе, уже ушедших из жизни, – Н.Ф. Невская и Л.П. Куранова.  Обе в возрасте. Ехали после посещения нашего загородного дома недалеко от станции Павелец. Машина и прицеп были тяжело гружены овощами, фруктами, ягодами, грибами, прочими продуктами домашнего консервирования и вещами. Это было время развала СССР, жуткого безвластия и вседозволенности на базе стяжательства, коррупции, безработицы и нужды простых людей.  Но есть хотели все и, как минимум, три раза в день.

На середине Волгоградской  трассы, еще до ее последней реконструкции, попали под сильный проливной дождь. При слабом водостоке вода с возвышенных участков стихийно  стекала по дороге и ее обочинам в низины, смывая черноземную грязь и пропитывая этой скользкой смесью все вокруг.

Дорога  была предельно загружена в обоих направлениях. Скорость из-за дождя, скользкой дороги и тесноты была до 60 километров в час. При движении уже в низине я обратил внимание на грузовой автомобиль с прицепом повышенных габаритов на встречной полосе.  Он шел навстречу  нам  вплотную к осевой линии дороги.

На всякий случай, решил чуть отодвинуться автомобилем и прицепом от средины дороги к обочине, чтобы нам не зацепиться. Что и сделал, одновременно притормозив. Почувствовал, что правое переднее колесо соскользнуло с мокрого и грязного асфальта  на раскисшую грунтово-щебеночную обочину. Пытаюсь плавно вернуться на асфальт. Круче повернуть и добавить обороты не решаюсь из-за близости встречного потока.  Если бы машина имела передний привод, то проблем бы не было. Но у моего Форда был задний привод. Чувствую, что передок автомобиля постепенно неумолимо сползает по раскисшей наклонной обочине к краю  насыпи дорожного полотна высотой около  полутора метров. Вернуть машину не получается. При торможения для остановки на скользкой дороге с  груженым прицепом  тормозной путь естественно  удлинился, сползание  ускорилось, и машину стало сильнее разворачивать к откосу.

В какой-то момент понимаю, что сейчас мой автопоезд с людьми будет опрокидываться под откос. Необходимо не допустить этого. Выход только один: поставить машину перпендикулярно  к дороге. То есть самому сознательно  спустить  ее под прямым углом под откос.  Поворачиваюсь к женщинам и торопливо прошу:

– У нас проблема. Быстро упереться ногами в пол, а руками в спинки и оголовки передних сидений! Нина! Ты упрись руками  в приборную панель. Ремень безопасности  на тебе застегнут.

Женщины как по команде поворачиваются ко мне с немым вопросом, но, посмотрев на выражение лица, понимают, что не шучу, и быстро делают, что необходимо.  Я резко поворачиваю руль направо и направляю машину вниз под откос.  Одновременно с силой нажимаю на тормоз и сбрасываю газ, чтобы понизить  скорость. Машина мягко спустилась передней частью  вниз. Задние колеса остались на уровне обочины, а прицеп развернулся на дороге. Из пассажиров никто даже не понял, что у нас случилась авария.

Я быстро выскочил из накренившейся машины, стал успокаивать женщин и помогать им выйти:

– Не волнуйтесь.  Надеюсь, что не ушиблись, и у вас все в порядке.
– А что, Толя, случилось? Мы уже приехали? А почему наша машина стоит так неровно? – стала задавать вопросы ничего не понимающая Лидия Петровна.
– Как вы сейчас себя чувствуете?
– Анатолий Петрович, мы в порядке, но ничего не понимаем,  – ответила Н.Ф. Невская.
– Нина!  Все нормально. Нашу машину при движении затянуло под откос. Все живы, здоровы, и машина тоже в порядке. Сейчас мы вытащим ее и прицеп на дорогу и через полчаса продолжим наш путь. Отойдите сейчас на сухое место и успокойтесь.  Возьмите термос и бутерброды и вон там под деревом перекусите, пока я  подниму машину и приготовлюсь к движению.  Потом в дороге все объясню.- обратился я к супруге.
– Мы ничем тебе не сможем помочь?
– Нет, я все сделаю сам. Прошу тебя заняться женщинами.

Отправив женщин передохнуть от происшедшего и одновременно перекусить, я вначале осмотрел машину и прицеп и не обнаружил видимых поломок и течей топлива, масла и тормозной  и охлаждающей  жидкости.  Затем завел машину.  Все было нормально.  Только после этого я поднялся на насыпь дороги и стал искать машину, которая бы помогла мне выехать из кювета. Подошел вездеходный грузовик военного образца. За рулем сидел молодой сухощавый мужчина с добродушным веселым лицом.

– Что, отец случилось?
– Да, вот затянуло под   откос.
– Хорошо, что не перевернулся с прицепом.  Откос высокий. Помочь?
– Будь добрый, помоги. Если у тебя  позволяет время.
– Отчего не помочь. Коля, достань трос – обратился водитель к своему напарнику  - поможем отцу.
– Вначале, нужно вытащить прицеп, а затем уже и машину.
– Да, конечно.  Иначе можем твой груженый прицеп порвать. Сейчас подойдет Николай, и вместе отцепите прицеп.  Установите на дороге знак, чтобы машины  нас объезжали, – ответил водитель грузовика, разворачивая  свою машину.

Ребята оказались очень толковые и сноровистые. Несмотря на большую загруженность дороги в обе стороны, мы, не создавая больших пробок  и помех движению, вначале вытащили прицеп, затем  сравнительно легко нашу машину.  Николай помог мне прицепить и подключить прицеп и проверить его сигнализацию и габариты. Я поблагодарил  их,  и они быстро уехали, чтобы не занимать дорогу.  Я тоже поторопил своих пассажиров,  и мы спокойно, как ни в чем не бывало, продолжили свой путь.

Как я и рассчитывал, на все ушло не более получаса. А вот память об этом случае сохранилась  на всю оставшуюся жизнь, как и моя благодарность случайным дорожным помощникам и моим небесным покровителям, подсказавшим мне вовремя нужное решение в создавшейся опасной по последствиям ситуации.

ред. 19.01.2024


Рецензии