Учит ли история? Ч. 3. Русо-боязнь

События, о которых дальше пойдёт речь, относятся к началу 1990-х.

Молодое фермерское движение в России набирало обороты. И мне в составе российской делегации довелось побывать в Швеции. Чтобы перенять опыт взаимодействия между государством - сельхозпроизводителем - финансирующим банком.

Мы посетили несколько фермерских хозяйств в разных концах страны. Убедились в трудностях, связанных с ограниченностью земельных ресурсов. Просто удивительно, как на таких небольших клочках земли между грядами горных отрогов велось земледелие.

Надо отметить, что почвенный слой в Швеции составляет всего два-три десятка сантиметров. Дальше - горные породы. И потому в основе земледелия превалируют бобовые культуры, горох, лён, рапс и чечевица, с неглубокой поверхностной корневой системой.

Эти самые продукты с добавлением различных пряностей и специй и превалируют во всех сетях общепита, на так называемом "шведском столе".

Довелось побывать и на молочной ферме. Небольшой коровник, оборудованный по последнему слову техники, рассчитанный на 100 голов КРС и 50 голов молодняка. Во дворе фермы - цистерна-холодильник для молока. Раз в 3 дня за молоком приезжает машина, заменяет цистерну и процесс повторяется.

В хозяйстве несколько мини тракторов: для обработки овощных культур. Например, моркови или капусты, для внутреннего потребления и для откорма скота. Но и тут ограничения! Продавать в свободной продаже на рынке фермер не имеет права: можно лишиться лицензии.

Дело в том, что в Швеции на производство сельхозпродуктов государством устанавливаются квоты. И каждое хозяйство имеет право производить только определённое количество и ассортимент продукции в соответствии с разрешённым перечнем.

При переизбытке - хоть в канаву и завали землёй. Иначе грозят штрафы. Таков государственный процесс регулирования производства.

Потому-то мы и были удивлены большому количеству тракторов в хозяйстве. Зачем бы они молочной ферме?

Оказалось, что трактора 2-3-х летней давности были приготовлены для отправки в Россию, вместо них были пригнаны новенькие, которые стояли рядом со старыми.

Мы уже тогда хлебнули перестроечной горечи, зная, почём фунт обмана, и потому были удивлены "щедрости" соседей. 

Действительно, по возвращении в Россию наблюдали, как по программам оказания гуманитарной помощи такая техника раздавалась отдельным (особо пробивным) фермерам. Но не совсем задаром, а за определённую плату.

Вопрос этот, почему же экономные фермеры-капиталисты делятся с Россией техникой, мучил нас всю поездку. Во всех хозяйствах, где довелось побывать, мы наблюдали подобное: приготовление старой техники к отправке. Кто-то только ещё её мыл, кто-то подкрашивал, а кто-то уже отправил.

И все "доброхоты-фермеры" отвечали примерно одно и то же. Лучше пусть мы отправим в Россию часть своего имущества (технику), чем они, голодные и дикие, придут и отберут всё. Мол, соседство с большой и голодной Россией им не нужно.

Свет на это "шведское умозаключение" пролился, когда мы оказались в небольшом городке Норртелье на восточном побережье Уппланда.

Вдоль улиц города со средневековыми домишками и многочисленными мостиками через небольшие речки, впадающие в Ботнический залив, были установлены рекламные щиты со сценами борьбы горожан с воинами и указанием даты "274 года", которая бросалась в глаза.

Но и это не навело нас ни на какие мысли, связанные с нашей страной.

И только при встрече с владельцем очень большого фермерского хозяйства нами был получен ответ на вопрос, что означают приготовления в городе Норртелье, что означает дата 274 года?

Оказывается, для шведской глубинки - это очень важное историческое событие: 274 года со дня "нашествия русских".

А история такова.

Русский поход шведского короля Карла Х11  летом 1708 года имел целью разгром русской армии, свержение русского царя Петра 1, и расчленения русского царства.

Как известно, закончился этот поход разгромом шведской армии под Полтавой 27 июня 1709 года. Король был пленён и до 1714 года являлся "почётным пленным" Турции. В 1718 году Карл Х11 был убит при осаде крепости в Норвегии, но мирный договор с Россией так и не был подписан.

С целью вынудить Швецию подписать мирный договор  и завершить Северную войну, Петровские армия и флот летом 1719 предприняли высадку десанта для проведение ряда военных операций на восточном побережье Ботнического залива в Балтийском море.

Дело в том, что Швеция имеет большие залежи железных руд, а вдоль побережья было расположено множество чугуно- и медно- литейных заводов. Которые поставляли пушки, ядра и снаряды в действующую армию Швеции. И все литейные заводы располагались ближе к воде, на побережье Ботнического залива. Для быстрой транспортировки изделий.

Галерному флоту России предписывалось разорять шведские берега, но убивать мирное население запрещалось: «людей не токмо не брать, но не грабить с них и ничем не досаждать, но внушать, что мы воюем для того, что сенат их не склонен к миру». Запрещалось также грабить церкви.

Так называемое "принуждение к миру".

Особенно пострадал город Норртелье, он был почти полностью сожжён.

Такова действительность. Вернёмся же в наше время.


Этот вальяжный господин, фермер-капиталист, развалясь в кожаном кресле с кубинской сигарой во рту, являясь ещё и представителем городской управы, приготовил для нас красочные проспекты с приглашение поучаствовать в проведении городского мероприятия: "Высадка русского десанта в Норртелье".

Эти мероприятия проводятся ежегодно и проходят несколько дней. В городе устанавливаются макеты сооружений того времени, в том числе гильотины. Якобы на которых рубились головы горожанам. В панике бегущие люди, женщины и дети, за которыми гонятся русские солдаты.

Мероприятие носит массовый характер. С привлечением самодеятельности и артистов, а ещё со множеством туристов. Зрелищно, конечно, очень зрелищно!

Таким образом с детства жителям этих городов прививается боязнь к грозному и дикому соседу, к России. А потом, на фоне этих детских впечатлений, средствам массовой информации легко создать в сознании шведов и ненависть. Русофобию.

Мы сделали удивлённые глаза (мол, ведь это была вынужденная мера, прекратить развязанную самими шведами Северную войну, и что цель была - уничтожить оружие и склады боеприпасов, и что за мародёрство в петровской армии ссылали в Сибирь на рудники, поэтому его не было на флоте), и капиталист только ухмыльнулся.

Нам-то стало понятно, что он настоящую историю знает. А ещё стало понятно, что ненависть и русобоязнь нагнетаются для достижения другой цели. Простые-то шведы всего лишь оружие в их руках.


В городке Сёдертелье, неподалёку от Норртелье, построена гостиница. На барельефе которой изображены сцены зверств русских во время "русского грабежа". С надписью "Русский грабёж".

То, что не было грабежа и зверств, никому уже не интересно. В 21-м веке, да и не только, делается всё, чтобы убедить людей в "русском звере", устрашить. Отвести взор от своих внутренних проблем и указать на соседа.

Как указывает протянутой рукой в сторону России Карла Х11, памятник которому установлен в Стокгольме. Бойтесь дикого медведя!


http://proza.ru/2022/03/03/1679 - Русский десант в Швеции.

http://proza.ru/2022/03/03/1511 - Русский поход Карла Х11.


Рецензии
Плохо верится, что город был полностью сожжён, и это обошлось без грабежа и насилия.

Мария Гринберг   15.08.2023 10:24     Заявить о нарушении
Каждый вправе сам искать ответы на возникшие у него вопросы.
Дерзайте!

Татьяна Сергеевна Дмитриева   15.08.2023 19:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.