Будь готов! - Всегда готов!

                К 100-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ СССР

     В названии рассказа первые два слова – часть призыва, который полностью звучал так: «К борьбе за дело Ленина – Сталина будь готов!», а вторые – ответ, девиз юного ленинца, пионера советской страны, отдающего правой рукой салют. Был в своё время пионером и ваш покорный слуга. Расскажу, как работала эта система идеологического и патриотического воспитания в СССР.

     ...1948 год, Рязань, мужская семилетняя школа № 3 недалеко от моего дома № 25 «А» на улице Каляева (ныне – снова Семинарская). К 31-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции первоклассников, обещавших хорошо учиться и слушаться старших, принимали в октябрята, прикрепив им на грудь красную звёздочку с кудрявым Володей Ульяновым в центре (снимок над нашей школой). До приёма успешных октябрят в пионеры сначала оставался один, позже – два года.

     В первый класс 1 сентября я не пришёл, так как проводил время в детском отделении городской больницы им. Н.А. Семашко с корью, подцепленной незнамо где, и с желтухой, добавленной как осложнение уже в этом медучреждении. Лечение затянулось. Чтобы я не скучал, мама купила театральный бинокль в мягком футлярчике и принесла его в больницу вместе с новыми книжками. Через этот оптический прибор я разглядывал в окно окружающую осеннюю природу Рюминой рощи. Эту зону отдыха, как я узнал много позже, обустраивал рязанский дворянин Гавриил Рюмин, а его сын Николай позже владел в Кучино усадьбой над Пехоркой, то есть рядом с местом моего нынешнего проживания, где я из окна вижу гидрометтехникум на месте прежней усадьбы. Кстати, тот бинокль верно служит уже 74 года и передаётся в нашей семье вместе с футлярчиком как реликвия из поколения в поколение. В конце первой учебной четверти мама привела меня в школу. В учительской посоветовали отвести Вову в детсад, а в школу прийти через год. Но мама сказала, что читать и считать я обучен с пяти лет. Проверили – читал бегло, зачислили в 1-й «А». В домашнем архиве сохранился табель за 1-й класс (на снимке), в котором в столбце первой четверти по всем предметам стоят прочерки, зато в остальных трёх столбцах – одни пятёрки. Моя первая учительница – строгая, худощавая Мария Ивановна Клепикова, ровесница моей мамы, как и она – вдова, потерявшая мужа на войне и растившая дочку Валю, – долго учила меня переносить в тетрадке по слогам слова, так как понятие «слог» не входило в домашнее обучение. Все предметы, кроме пения, до 4-го класса включительно вела она. А на уроках пения в школьном физкультурно-актовом зале, под звуки пианино, с молоденькой учительницей, ставшей позже и нашей пионервожатой, мы разучивали народные и патриотические песни – «Жили у бабуси два весёлых гуся...», «Распашу ль я пашенку...», «Учил Суворов в лихих боях...», «На посту пограничник стоит...» и многие другие. Во втором классе нас, октябрят, к 32-й годовщине Великого Октября принимали в пионеры. Со сцены зала звучала музыка. Ученики старших классов на торжественной линейке повязали мальчишкам купленные нашими родителями шёлковые или, что были подешевле – хлопчато-бумажные красные галстуки. Пионерский значок с В.И. Лениным и девизом «Всегда готов!» появился позже, в 1962 году. Мы гордо салютовали рукой и на призыв отвечали «Всегда готов!» Началась наша пионерская жизнь.

     В Совет общего пионерского отряда № 11 2-го «А» и 2-го «Б» классов, которому сразу присвоили имя Павлика Морозова, рассказав нам об этом герое довоенных лет советской власти, включили успевающих учеников, в том числе и меня. Как отличник, я был выбран председателем первого в моей жизни Совета. Звенья пионеров по 10 – 12 мальчишек, вожатая – учительница пения, комсомолка. В других отрядах вожатыми были старшеклассники. Все отряды объединялись в школьную пионерскую дружину. Задачи пионеров – показывать пример хорошей учёбы, поддерживать дисциплину и порядок в классе, в школе и везде, быть готовыми оказать помощь тем, кто в ней нуждается, в том числе – отстающим в учёбе, быть подальше от религии, готовиться к вступлению во Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи (ВЛКСМ). «Пионер – всем ребятам пример!» Мы жили и учились под этим лозунгом.

     ...Дом пионеров, располагавшийся в городском парке культуры и отдыха, для бесплатных занятий с ребятишками имел много кружков, в том числе и авиамодельный. Но я два года посещал кружок пения. Как-то на сольном конкурсе, исполнив со сцены «Жаворонка» Н.В. Кукольника и М.И. Глинки, понял, что голос мой ломается, и покинул этот кружок. Но любовь к песням осталась на всю жизнь.

     ...1952 год. Наше учебное заведение стало мужской средней школой № 6. И дома, и в школьной библиотеке было много книг, герои которых – примеры для пионеров и комсомольцев. Это «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара, «Как закалялась сталь» Николая Островского, о молодогвардейцах, о Зое Космодемьянской, о жизни других замечательных людей. Для нашего воспитания в Москве выпускались журнал «Пионер» и газета «Пионерская правда». Корреспондент этой газеты Н. Бобнева побывала в нашем 5 «А» классе и рассказала про нас ребятам всей страны в репортаже «Важный разговор» (заголовок на снимке). Газета уходила и за рубеж. В класс пошли письма из разных городов Советского Союза и даже из Болгарии. А с семьёй одного пионера из Березняков мы потом переписывались два года.

     ...Телевидения в Рязани, Интернета, компьютеров, смартфонов и мобильников тогда, понятное дело, ещё не было. Но по радио еженедельно вслед за уроком гимнастики велась передача «Пионерская зорька». Это тоже был элемент нашего идеологического и патриотического воспитания.

     ...1954 год. Городской слёт юных пионеров в большом актовом зале школы рядом с Домом пионеров. На слёт пришли председатели отрядов и дружин, вожатые. Из «колокольчика» – громкоговорителя звучит гимн Советского Союза, все встают. Почётный гость слёта – писатель Лев Абрамович Кассиль рассказал о героях – пионерах, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Каждому участнику слёта вручён красный блокнот. С ним многие, в том числе и я, в перерыве поднимались на сцену за автографом писателя. С этого слёта я принёс домой и подаренную мне книгу о юном партизане Володе Дубинине «Улица младшего сына», написанную Львом Кассилем с Максом Поляновским.

     ...Летние пионерские лагеря. Их только в Солотче, в 20 километрах от Рязани, насчитывалось более сотни от разных ведомств. Мама получала ежегодно для меня бесплатную путёвку на одну смену. Как же здорово было отдыхать там!

     Из «учительского» лагеря мы организованно ходили играть и купаться в старице Оки к песчаной Лысой горе, откуда приносили намытые окским половодьем «чёртовы пальцы» – окаменевшие остатки ихтиофауны возрастом в миллионы лет, серую (морскую, как мы её называли) глину, из которой лепили и сушили на солнце всякие фигурки, свистульки и пистолетики.

     Суточный многокилометровый пеший поход в Ласково с ночёвкой на застеленном тонким слоем соломы полу в зале сельской школы.

     Утренние и вечерние поверочные линейки. На одну из них прибыл в белом парадном мундире знаменитый лётчик, Герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов, рассказавший о своём жизненном пути, о том, как участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин».

     Укус летучей мыши за любопытный указательный палец, когда я взобрался по наклонному пасынку на телеграфный столб к мышиному гнезду, обнаруженному при вечерних полётах этих рукокрылых млекопитающих... Много чего было!

     Последний пионерлагерь – в системе МВД. Сегодня на его территории расположился небольшой учебно-оздоровительный центр силовой структуры. Как-то во время послеобеденного «тихого» часа с ребятами из старшего отряда мы грубо нарушили распорядок лагерного дня – потихоньку сбежали на рыбалку в сторону Лысой горы. Через час нас уже искали, нашли, так как другие ребята знали, где мы. И за четыре дня до окончания смены выдворили из лагеря. Меня на Каляеву, домой привезла вожатая и передала «в целости и сохранности» маме. Попало, конечно, но этим всё и ограничилось, из пионеров меня не исключили.

     Патриотическому воспитанию система образования СССР уделяла внимания, я бы сказал, не меньше, чем самому процессу обучения. В старших классах уже были уроки начальной военной подготовки и автодела, да и на уроках физкультуры мы учились метать гранату, сдавали нормы по программе «Будь готов к труду и обороне!» (БГТО), готовились к занятиям в клубах ДОСААФ. Об этом – в других воспоминаниях.

     ...1955 год. Пионерское детство постепенно перешло в комсомольскую юность, мужская школа стала общей для мальчишек и девчонок. Первые свидания, первая любовь, окончание в 1958 году десятилетки. Прощальное, с шестью одноклассниками с первого класса и пионерами со второго, посещение на дому первой нашей учительницы Марии Ивановны, её напутствие нам на долгую дорогу. И впереди у каждого – свои заповедные тропы жизни, свои судьбы, свои заботы и тревоги... Но, как бывшие пионеры, мы всегда готовы! Ко всему.

     Сегодня во многих школах России есть юные кадеты и юнармейцы. Можно, конечно, считать и их пионерами – людьми, первыми проникающими в неисследованную область, прокладывающими новые пути в какой-либо сфере. В данном случае – в то обустройство человеческого сообщества, какое им досталось, в котором они живут. И пусть они живут лучше нас. Здоровья и счастья им, нашей молодой смене!

     2022


Рецензии
тогдашние детские и юношеские организации занимались досугом детей,учили любить свою Родину и контролировали нежелательные отклонения. Пусть это бывало формально иногда,но любой плохой поступок сразу разбирался и принимались меры соответственные его тяжести.Ребенок не был один,он был частью большого коллектива. По мере взросления молодой человек становился членом комсомола.А это ведь была не только политическая организация.Молодые люди в трудной жизненной ситуации могли в любом городе обратиться в райком комсомола и там получить направление на работу и место в общежитии.Не говоря уже об организации детского отдыха. Сейчас пишут чудовищные измышления обо всем этом. А ведь очень много потеряли когда исчезли все эти организации и никто уже вовремя не отследит склонность к суициду или убийству сверстников.Необходимо возрождение детских организаций и повсеместно пока молодое поколение не потеряно окончательно.

Гелена Труфанова 2   07.03.2022 03:08     Заявить о нарушении
Гелена, доброго здоровья. Всё так. Но кадетские классы, в противовес которым начали создавать юнармейские организации, - это всё немножко не то, не пионерия. Нет даже единого, общего подхода, а какая-то непонятная конкуренция... Осмартфоненное игровое молодое поколение далеко от добрых идей, никакой воспитательной деятельности, полезной для общества и будущего, эти игры не несут, скорее, наоборот. С уважением,

Владимир Калабухов   07.03.2022 08:57   Заявить о нарушении
совершенно верно,потому что потеряно главное - идеология. Мы разом отвергли то,чем жили до 91 года.Теперь живем в вакууме.какие уж тут организации молодежи,если они не знают для чего это. Совершена колоссальная ошибка - перечеркнута история. Посмотрите на США - им с детства внушают,что Америка превыше всего,что она светлый град на холме,несущий свободу и демократию. И народ там живет с этой идеей и внушил ее всему миру. А мы 30 лет снимали фильмы о гулаге и мафии и весь мир видел только это.

Гелена Труфанова 2   07.03.2022 10:14   Заявить о нарушении
Да, Гелена. Идеология обогащения, но не государства... С уважением,

Владимир Калабухов   07.03.2022 18:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.