Улыбка Софи Лорен

Июль 1965 года.

Маму премировали  путёвкой на ВДНХ,  она взяла меня с собой. Мы жили в гостинице " Восток".
 С утра мы на ВДНХ. Мама слушает лекции,  сама читает .
Я  за это время досконально изучила все павильоны .
А после обеда у нас культурная программа : сначала музеи, а потом театр или концерт.
 За дни пребывания в Москве мы побывали    -  в Третьяковской галерее,
 - в музеях Кремля,  в том числе в Оружейной палате. Больше в музеях Кремля я не бывала,
хотя в Москве бывала часто,  но -  то денег не было, то времени не хватало,
 - осмотрели   Бородинскую панораму, она только что открылась к тому времени,
-  слушали концерт квартета  "Орэра" в зелёном Летнем театре Парка Культуры и отдыха  имени Горького . Какие молодые,  красивые там пели  ребята!
Это был самый первый состав квартета и среди них совсем еще мальчик Буба Кикабидзе,
 -  посетили Новодевичье кладбище.
В последующие годы я не раз ещё там бывала и каждый раз печально удивлялась тому , как много моих современников уже там покоится по сравнению с тем первым нашим посещением.
 -  конечно побывали в мавзолее Владимира Ильича Ленина.
В те годы,  чтобы посетить его надо было сначала попасть в Александровский садик, который был открыт с 5 до 6 часов  утра.
Поэтому мы с мамой заказали такси на 5 часов утра.
 Потом  вход  в  садик закрывался и люди находились  там до 10 часов утра.  А в 10:00  начинала выстраиваться очередь и гигантская людская река начинала  медленное движение к Мавзолею.

Спустя многие десятилетия такое же паломничество к Мавзолею своего вождя я наблюдала в Пекине  к Мавзолею Мао цзэдуна.


Второй раз я  побывала в Мавзолее Ленина лет десять назад .  Уже будучи пенсионеркой была проездом в Москве (летели с приятельницей за границу ) и , увидев куцый хвостик очереди в Мавзолей,  тоже пристроились.
В очереди в основном были молодые ребята из Кореи и Вьетнама,  которые учились в нашей военной академии.

  -  Конечно  пришлось побегать по магазинам и постоять в очередях.
Это были годы тотального дефицита.
Выстояв громадные очереди  в "Детском мире",  купили братикам костюмчики к школе,  а мне чёрную шубку из искусственного меха,  и были абсолютно счастливы.
 В этой шубке  я потом  проходила все институтские годы и только в конце  учебы заказала пальто в ателье,  так как на мой 44 - й размер в магазинах ничего купить было невозможно.

  Уже работая  инженером,  когда  бывала в Москве,  я  обязательно забегала в  " Детский мир",  чтобы купить что-нибудь себе на мой детский размер.
В  Советском Союзе детские вещи    стоили  на много дешевле чем взрослые.
 Вот такие были времена!

 -  В те дни в Москве проходил 4 - й Международный кинофестиваль.
Первое место получил фильм  "Война и мир" Бондарчука.
Приз за лучшую женскую роль в фильме "Брак по итальянски" получила Софи Лорен, а за мужскую Серго Закариадзе в фильме "Отец солдата".

Нам каким - то чудом  посчастливилось достать билеты на закрытие.
Фестиваль проходил в Государственном Кремлёвском  Дворце Съездов. Это сооружение из стекла и бетона  было построено незадолго до нашей поездки.
Председателем жюри кинофестиваля был Сергей Герасимов .
В состав жюри входила Марина Влади,  её тогда все знали по фильму             " Колдунья".  Может быть именно в этот её приезд в Союз они и познакомились с Высоцким?

В перерыве между отделениями в вестибюле журналисты -телевизионщики брали  интервью у  Софи Лорен и  Марчело Мастроянни, с ними была ещё Фурцева (помните те громадные неповоротливые телекамеры,  как в фильме "Москва слезам не верит"?).

Конечно много было зевак  (в том числе и я), которые наблюдали эту съёмку. Думаю, что я наверное,  смотрела,   раскрыв рот на "небожителей" , какими для меня были Лорен и Мастроянни.

Лорен была в длинном до пола  белом кружевном платье, которое облегало её божественную фигуру как перчатка облегает пальцы руки, хотя не видно было ни одной вытачки.
Фурцева была в голубом кримпленовом костюме (кримплен только входил в моду). Юбка была довольно короткой. Ещё помню, мама покритиковала её, сказав,  что при её должности можно было бы подлиннее юбку носить.
У  Лорен было глубокое декольте. Запомнился восхитительный цвет её кожи. Она была богиня! 

Вдруг я поймала на себе взгляд Лорен. Он был удивлённо - недоумевающий. Словно она спрашивала :   ну а  это " чудо " что здесь делает?
Действительно, -  это  "чудо" было в тапочках на босу ногу, в ситцевом сарафанчике, который сшила сама, с синими ленточками в косичках, в то время,  как  в  Европе на такие мероприятия  мужчины приходят во фраках, а дамы  в  драгоценностях  и нарядах от Кутюр.

Я  застеснялась  и опустила глаза, а когда через некоторое время подняла голову и посмотрела на Софи, она мне улыбнулась доброжелательно и даже слегка кивнула головой. Я , естественно,  тоже  улыбнулась ей в ответ.

 Вот и вся история, но это не моя фантазия и не какая - нибудь придумка, это было в моей жизни на самом деле

 В перерывах  между отделениями меня как ветром носило по коридорам, переходам,  лестницам Дворца Съездов.
И на каждом шагу я видела лица любимых актеров советского кино!
 Да еще в таком количестве!
Фантастика!!!
 Крышу сносило у  деревенской девчонки от обилия впечатлений...

  В заключение фестивальной программы показывали фильм,  занявший первое место "Война и мир" Бондарчука.
Позже, уже будучи студенткой КАИ
на первом курсе я написала маме  в  письме, что  мы всей группой ходили на  фильм " Война и мир"  и напомнила ей,  как мы  посмотрели его на  фестивале почти на год раньше,   прежде чем он вышел в прокат.

Сейчас перечитала свои воспоминания сама удивляюсь -  как мы успели за 5 дней в Москве много где побывать и так многое повидать . И сама себе отвечаю -  мы были молодые,  здоровые деревенские девушки. Сил было хоть отбавляй,  а желаний было ещё того больше...

После возвращения из Москвы я продолжила работу огородной бригаде.
Девочки и женщины очень подробно меня расспрашивали о поездке. Все наши обеденные  перерывы были заняты моими рассказами.
Помню, как  в вечернюю смену работали на зерновом току, сидели на громадных кучах зерна  и я рассказывала о поездке ,
а в  другой раз работали на свекловичном поле. Начался сильный дождь, мы все бросились к шалашу,  который стоял на обочине поля.
 Девочки, помните этот шалаш?   В него мы складывали свои принесенные из дома обеды , чтобы они не прокисли  на летней жаре или не склевали вороны.  Я думаю,  что  снедь наша была самой   нехитрой -  бутылка молока  или пара яиц.

К воспоминанию о шалаше могу добавить  следующее.
Обедали мы конечно в тенёчке в шалаше, спасаясь от палящего зноя.
Быстро съедали свои. обеды, что принесли из дома, и женщины тут же укладывались на земле в шалаше отдыхать, и мгновенно засыпали. Оно и понятно - у деревенской женщины столько дел хлопот и на работе, и дома, поэтому каждая минута для отдыха очень ценилась.
; А нам, девчонкам. спать совсем не хотелось (вот она молодость !.), но мы сидели в шалаше тихонько, как мышки, чтобы не разбудить раньше времени Клавдию Егоровну . Потому что , если тётя Клавдя просыпалась, наш обеденный перерыв сразу же заканчивался, надо было брать  тяпки и отправляться мотыжить свои рядки.

Так вот,  мы толпой набились в шалаш. Вначале было тепло, сухо и уютно и опять начались расспросы о Москве,  но дождь усиливался ,  шалаш стал протекать,  мы все вымокли и со своими мотыжками отправились под дождем домой.
Девочки,  помните ещё,  как  через каждые 2-3 дня,  возвращаюсь с работы,  мы заходили в кузницу  к дяде Феде Платонову, где он точил нам наши мотыжки ?
 Земля на наших полях была тяжёлая, но плодородная.
У меня до сих пор есть мотыжка из тех далёких детских времён,  которой я  работаю  у себя на огороде на овощных грядках.

Еще одно дополнение к моим воспоминаниям о Москве .
Награды победителям кинофестиваля вручали советские спортсмены -  олимпийцы  -  Юрий Власов,  Лариса Латынина,  Валерий Брумель,  Валерий Попенченко и так далее.
Запомнился Юрий Власов -  красивый,  стройный, в очках,  в элегантном костюме.  Больше походил на молодого учёного, а не  на спортсмена -  штангиста.

Вполне возможно,  что среди спортсменов был и Александр Курынов,  но мне тогда это имя ничего не говорило, и я его не запомнила.
И только поступив в КАИ,  я узнала, что  тяжелоатлет Александр Курынов стал олимпийским чемпионом,  являюсь студентом Казанского Авиационного института  - нашего родного пятого радиотехнического факультета.
 Его тренировал Павлов Владимир Александрович - это отец моей ближайшей подружки по  КАИ   Иры Павловой ( Коробченко)

Отец её участник ВОВ, начал с Финской и дошел до Берлина. Работал старшим тренером на кафедре физвоспитания КАИ.
Это уникальный случай, когда можно сказать простой учитель физкультуры подготовил простого студента, в условиях простого физкультурного зала, так, что он стал Олимпийским чемпионом.

Это сейчас наши спортсмены готовы сражаться за любую страну,  которая заплатит им миллионные гонорары .
А этих двух  людей к победе вела огромная сила воли,
 неудержимая жажда победы, желание прославить свою Родину и не уронить престиж советского спорта.
Вот такие были времена...
Вот такие были люди...

Да, вот ещё такой момент -  родители Александра Курынова выходцы из села Сара Ульяновской области.
Мой папа тоже родился  и вырос в Саре.
Вот так в жизни многое переплетается...


      20 апреля 2019 г


Рецензии
Очень интересные воспоминания! Яркие, насыщенные, живые. И написаны так, что врезаются в память ваши картинки, словно я прошлась рядом и тоже видела все месте с вами. Удивительная способность молодости - запоминать все в мельчайших подробностях! Спасибо вам, Лидия!

Лидия Шатилова   23.03.2024 12:08     Заявить о нарушении
Лидия, спасибо за прочтение и доброжелательный отзыв!
Всё, о чём я пишу это чистая правда. Всё это происходило в моей реальной жизни или жизни моих близких.
Тем более многие события подтверждены письмами более чем пятидесятилетней давности. Мама хранила мои студенческие письма, а я её.
Фотографии этих писем я выложила на своей страничке в Одноклассниках, а в Прозе - ru делаю распечатки этих писем.
В своих воспоминаниях я ничего не приукрашиваю и не искажаю.

С уважением,

Лидия Гончарова Ястребова   24.03.2024 08:44   Заявить о нарушении
Я вам искренне верю! и здорово, что письма сохранились. К письмам и эпистолярному жанру отношусь с особым трепетом, сейчас это настоящие сокровища духовности - со смайликами и смс-ками и рядом не стояли! Для мемуаров это особенно интересно - живые свидетельства! У меня мало что сохранилось, утрачено при переезде, но то, что мне передали близкие и знакомые люди, позволило написать целый цикл ПИСЬМА, в нем повести и роман.
В улыбку Софи Лорен нельзя не поверить - такое бывает раз в жизни! очень люблю эту актрису и рада, что вам она улыбнулась в жизни! Мне тоже улыбались, но пока я не пишу еще мемуары, а рассказать есть что, и вы меня вдохновляете примером!

Лидия Шатилова   24.03.2024 16:37   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Лидия!
Ещё раз большое вам спасибо за добрые слова о моих воспоминаниях !
Начала я их писать в 2017 году и выкладывала на моей странице в Одноклассниках, но было два взлома и около 15 рассказов исчезли , поэтому в 2022 году перебралась на Проза. ru. Пишу для детей и внуков то, что знаю из истории моих родов Ястребовых - Дибровых.
Ведь если я им это не расскажу сейчас, они никогда не узнают о моём дедушке - волжском бурлаке, участнике Первой мировой войны Георгиевском кавалере , о втором дедушке - кубанском казаке, первом трактористе в станице, о моём папе - участнике ВОВ, на фронте с августа 1942 года , дошёл до Берлина штурмовал Рейхстаг, о моей маме агрономе Герое Социалистического труда.
Для меня было бы ужасно, если бы мои дети внуки об этом не узнали, поэтому и пишу.
С уважением и пожеланием всего доброго

Лидия Гончарова Ястребова   26.03.2024 21:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.