Петля времени

Посмотрел фильм "Зеркало для героя" (1987, Свердловская киностудия, режиссер Владимир Хотиненко). Его тема со многими совпадениями была в американском фильме "День сурка" (1993), который шел по ТВ неоднократно. Американцы вторичны, наш фильм вышел раньше. Американский - легкий, порой забавный, наш - серьезный, задевающий темы глубокие.

Два человека каким-то образом вдруг переместились на несколько десятков лет назад, в прошлое, и оказались в послевоенном 1949-м году, в советской реальности, - тяжелой, с большими проблемами, но и радостями. Жизнь показана хорошо, почти по-настоящему, без преувеличений и акцентов, свойственным периоду создания фильма. В 1949-ом я родился, в моей памяти сохранились картинки примерно той поры.

Для двух героев время остановилось, следующий день со всеми подробностями повторяет предыдущий, календарь показывает все ту же дату. И только эти два человека из будущего наблюдают все со стороны, хотя им тоже приходится включиться в текущую реальную жизнь. Есть у них большое желание вернуться, но как это сделать, не знают.

Будучи вне этого мира, они скептически относятся ко всем событиям, к переживаниям тех кто их там окружает. А окружают люди не случайные, - их молодые родители. Но для них все, что тут есть - ненастоящее, люди, среди которых живут, фантомы, и что бы ни случилось, завтра все повторится, как будто ничего и не было. Постепенно "пришельцы" замечают, что реальность, хоть и не сильно, но день ото дня хотя бы немного изменяется. И они пытаются изменить ее в том направлении, которое считают верным. Иногда пренебрегая моральными запретами. - Можно убить, кого-то "подставить", что-то взорвать, - все возможно, все безнаказанно, - ведь здесь все ненастоящее. - Это театр, в котором почти не сдерживаются фантазии. Конечно, возникает вопрос, а существуют ли в таких условиях границы морали, или о них можно и совсем забыть? Но напрашивается вывод, что нельзя пренебрегать такими требованиями даже в фантазиях!

А еще, сама реальность, перемещаясь в прошлое, теряет свой статус и не отличается от того, что видят пришельцы из будущего, люди неотличимы от тех "фантомов".

В сюжете вижу также иллюстрацию представления о реальности, в котором все прописано, со всеми подробностями, когда любые временные периоды можно повторять и переживать неоднократно, и все будет происходить, как было, со всеми подробностями, как в кинофильме. Возможность "легкого влияния" на течение событий, которое присутствует в фильме, в большой степени повторяет современную гипотезу о мультиверсе, которая вытекает из квантовой физики (ее придерживается ряд ученых). В мультиверсе происходит абсолютно все, что только может происходить. Происходит реально, но разные варианты реальности разворачиваются в параллельных вселенных, которые могут различать лишь мелкие нюансами. Такие представления в серьезной науке утвердились лет через 30 после фильма, т.е. авторы своими фантазиями предвосхитили то, что впоследствии получило логическое обоснование.

Удивляет, что в 90-е я не видел этот фильм, в отличие от американского "День сурка". Впрочем, "легкий жанр" всегда ближе широкой публике и потому серьезный советский фильм показывали редко. И есть тут еще один вопрос, - об оптимально соотношении в произведениях культуры мотивов "развлечение" и "размышление". Кажется, в настоящее время "развлечение" понемногу вытесняет серьезное.

19.12.2020


Рецензии