Анализ ошибок

Творческая личность, в отличие от всех прочих, имеет дополнительную особенность психологии и философии своего бытия, заключающуюся в регулярном проведении серьезного и основательного анализа своих ошибок. В первую очередь, связанных с конкретным творчеством. А потом, быть может, и с другими, особенно важными жизненными явлениями. Собственно, нет худа без добра. Сама жизнь буквально заставляет творческую личность искать новые пути развития своих творческих (да и близких, и смежных) способностей, а также способы и средства их практической реализации. Ибо, любая эволюция предполагает вполне определённые этапы на своем пути. Причем, и большие этапы, и промежуточные. Когда человек встает перед вопросом: что сделать еще, чтобы мое творчество было хотя бы чуточку более гармоничным и совершенным.

Пример классиков и профессионалов в конкретной сфере деятельности показывает творческой личности то, что во–первых, все они трудились очень долго и очень старательно. А, во–вторых, что перед ними еще находятся буквально необозримые горизонты для творческого развития. Иначе говоря, работы предстоит непочатый край. Другой вопрос, что можно двигаться к этому предполагаемому мысленному горизонту очень медленно, а потому очень или очень–очень долго. А можно несколько быстрее, мягко говоря. Учитывая ошибки и неудачи, иллюзии и заблуждения, просчеты и поражения своих предшественников, в первую очередь. Но и их откровения и озарения, периоды вдохновения, особенные элементы психологии и философии жизни вообще и творчества, в частности.

Конечно, для этого, как минимум, нужно все это узнать, понять, осмыслить, сделать должные выводы. И применить эти выводы к своей жизни и творчеству. Конечно, почти у каждой творческой личности есть еще и свои личные, индивидуально– специфические особенности эволюции и личности в целом, и творческого начала, в частности.
 
       Но и тут очень важно понимать следующий момент: законы диалектики жизни и творчества для всех одни. Если предполагается действительно высокий качественный уровень и жизни и творчества. И тут ничего принципиально нового изобретать не нужно. Это не только бессмысленно и бесполезно, но и очень вредно. Ибо, грозит впаданием в банальное сумасбродство и своенравность, гордыню и многие прочие подобные и «замечательные» моменты. А вот то, что можно сделать по поводу формы применения фундаментальных правил и законов жизни психологического и духовного характера к своим индивидуальным особенностям и закономерностям - это тема для серьезного и основательного, сознательного и целенаправленного, многогранного и пожизненного размышления не только для творческой личности, но и для любого другого человека. Другой вопрос, что для творческой личности это жизненно важный момент, из  числа первостепенных. Без чего ни жизнь, ни творчество невозможны на даже относительно полноценном уровне.

Человек должен знать и понимать то, что он имеет право на ошибку, как и всякий другой. Но, если обычный человек, как правило, достаточно регулярно совершает аналогичные ошибки в своей жизни по всем наиболее важным жизненным вопросам, то для творческой личности такой вариант принципиально не подходит. Ибо, такая постановка вопроса резко снижает возможности и личностного роста в целом, и реализации себя в более-менее полноценном творчестве. Собственно, тема ошибок очень значительна. В силу чего автор предполагает посвятить ей свою отдельную работу.


Рецензии