Часть III. Глава 15. Я тебе селёдку - ты мне ключ

 – Сарочка, проснись! Ты слышишь меня? Это я, Яша!
Сара услышала голос Яши как бы издалека. Он не приходил так давно, что ей и сейчас показалось: это всего-навсего сон… Поэтому Сара просто отвернулась  от идущего из ниоткуда голоса.
– Сарочка, я пришёл, родная! Это я, твой Яша!
Сара буквально села на кровати, когда поняла, что это на самом деле Яша.
– Яшенька, почему я тебя совсем не вижу?
– Видимо, потихоньку приходит время. Как ты?
– Что ты спрашиваешь, если ты всё знаешь лучше меня? Яша, я за это время поняла одну вещь: я вообще жила с незнакомым мне человеком! Яша, ты был замешан в каком-то криминале? Тебе лучше рассказать мне всё, иначе я тебе изменю: выйду замуж за этого подлеца Фельдмана и всё, что ты заработал своим неправедным, как я теперь понимаю, путём, отойдёт к нему.
– Сарочка, ты правильно рассуждаешь: таки Изя большой подлец. Но ты не спеши: мне кажется, он способен на большее…
– Ты жил двойной жизнью, Яша! И чтобы ты знал, мне не нужны деньги, политые твоей кровью. Это Шмулик тебя отравил. Ты знал и молчал?
– Ну, не всё так, как ты говоришь. Шмулик хотел меня отравить, это правда. Шмулик много дел наделал, и сейчас он держит ответ за свои проделки.
– И правильно! Надеюсь, это будет честный и принципиальный суд, в отличие от нашего, земного.
– Обязательно будет, Сарочка, когда-нибудь… Скажи-но, как тебе моя Идочка? Красавица, правда?
– Правда. Почему ты никогда мне о ней не рассказывал?
– Сарочка, золотце, разве тебя это когда-то интересовало? Я бы с радостью познакомил тебя с Идочкой раньше. Я знал, что когда-нибудь ты с ней познакомишься, хотя бы заочно.
– А почему ты молчал за Простачка?
– Что значит: я молчал? Ты не спрашивала, я не говорил.
– Яша, не играй мне дурака – ты плохой артист. Как я могла спросить, если я ничего о нём не знала? А?
– Ой, я как-то об этом не подумал! – засмеялся Яша. – Сара, скажи мне, у тебя появились чувства к Кацману?
– Яша, хоть ты и покойник, прости, за грубость, конечно, но ты полный идиЁт! К Кацману  точно нет никаких чувств. Я таки ценю в мужчинах верность. А Кацман ходит на руках. То есть, я хотела сказать, что он ходит по рукам. И я поняла одну вещь: такого, как ты я больше не встречу, а другого мне не надо… Если бы я смогла тебя защитить, а не сидела бы своей задницей на диване и не смотрела бы на экран, я была бы сейчас полностью счастлива! Я такая дура, Яша! А что насчёт завещания?
– С завещанием всё просто. У меня в столице, в ячейке банка кое-что лежит. За этим и приходили. То есть, за кодом. Тебе надо его запомнить, Сара. Но я боюсь тебе его дать: они могут из тебя его выбить.
– А Простачок? Он знает?
– Никто не знает. Айзик Янкелевич тоже не так прост, Сарочка. Никому не доверяй до конца.  Хотя Простачок, похоже, меня всегда любил. Сарочка, скажи мне, что бы ты хотела приготовить завтра?
– Яша, кто о чём, а ты о своём. Какое у тебя может быть завтра?
– Главное, чтобы это завтра было у тебя. Потому что когда человек  готовит, он настроен на особую волну: он творит и думает о будущем. Если бы те, кто берёт в руки оружие, больше стояли у плиты, все войны закончились бы лозунгом «Давайте покушаем!»  А самое страшное проклятие было бы: «Чтобы тебе и в следующий раз было так невкусно, как в этот…» Годы уж очень неспокойные – кругом стреляют, кого-то пытаются убрать… Просто люди сейчас больше думают о том, что купить и что продать. Иногда продают себя, иногда, не дай Бог, Родину… Сарочка, знаешь, когда человек может быть по-настоящему счастлив? Когда ему достаточно того, что он имеет…
– Яша, тогда объясни мне, зачем ты влез в криминал? Тебе было недостаточно того, что ты имеешь?
– Иногда обстоятельства складываются так, что человек не может поступить иначе. Или он живёт в предложенных обстоятельствах, или его просто убирают.
– Яша, прости, но ты точно кусок шлемазла: тебя и так убрали. Какая уже разница? Так ты бы хоть ушёл с честной совестью… Почему ты всё время ускользаешь от моего вопроса за завещание?
– Просто запомни код, Сарочка. Это на тот случай, если меня не будет рядом.
– Яша, тебя уже нет. Я только не понимаю, почему ты приходишь, когда темно? Приходи уже днём: тебя всё равно никто не видит.
– Сара, послушай меня, это очень серьёзно. Скажи, ты знаешь, что такое дипозитарий?
– Почему я это должна знать, Яша? Это место, где много змей?
– Сара, место, где много змей – серпентарий. Дипозитарий – это место, где много ячеек. В банке, Сарочка, есть много ячеек. Не в той банке, что стеклянная, а в том, что мужского рода.
– Яша, я уже далеко не та идиотка, которой была до того, как ты нас бросил. И что?
– Ключ от ячейки находится у Изи. Но его туда не пустят: ячейку можешь открыть только ты.
– Не беременей мне мозги, Яков Самуилович! Давай по порядку: я должна пойти к Изе, дальше что?
– Подписываешь бумаги о наследстве.  Берёшь у Изи ключ, посылаешь его далеко и навсегда, едешь к Идочке и говоришь ей вот что: «Идочка, меняю селёдку на то, что принадлежит мне»
Идочка ответит тебе:
«Да, Яша предупреждал, что это принадлежит тебе».
Потом Ида отдаёт тебе конверт, в котором находится адрес, и ты едешь в город по этому адресу. Там банк.  Пусть Арик тебя отвезёт, пока он здесь. Там идёшь в банк и показываешь свой документ. Второй ключ от ячейки находится у работника банка. Ячейку можно открыть только двумя ключами.
– А что там, Яша?
– Там бриллианты, Сарочка… Много… Очень…
– Я, что, смогу сделать себе колье?
– Лучше прицепи их на вазу, как это сделал Кацман. И ты тоже всё потеряешь. Какое колье, Сара! Их надо продать. Это миллионы, дорогая.
– Кому продать, Яша? Я что, должна встать на рынке и кричать: «Бриллианты! Высокой пробы! Дёшево! Подходим, мерАем, берОм килограммами!» Знаешь, что я тебе скажу, Яша… Я бы отдала все бриллианты, за то, чтобы ты был жив… Скажи, Яша, а они не могли испортиться? Всё же, столько времени лежат!
– Сара, бриллианты – не яйца и не селёдка. Они всегда хорошо пахнут и на них всегда приятно посмотреть. Но там, в банке, мешок не открывай. Неси домой в самой простой сумке. Осторожно неси. От своего Юрочки прячь: он у нас парень идейный, что сейчас большая редкость. Или глупость… Дома открой мешочек, чтобы посмотреть на них. Открывай осторожно – не рассыпь. Долго не смотри – привыкнешь. Там в мешочке, лежит адрес надёжного ювелира.
– Я надеюсь, это не Бздюк, Яша?
– Упаси Боже! Поедешь, скажешь, кто ты и произнесёшь фразу: «Меняю штрудель на то, что принадлежит мне». Сдашь ему всё. Он даст тебе денег. Много. Очень много. В простой сумке не унесёшь, бери с собой чемодан. Деньги домой не вези. Перейди дорогу и иди в другой банк, который напротив. Положи в две ячейки и бери, сколько тебе надо…
– Яша, ты дЭбил. Прости, я знаю, что о покойниках плохо не говорят, но ответь мне – зачем такие схемы? Моя голова не выдержит таких комбинаций! Почему ты сразу не взял деньгами?
– Потому что там были только бриллианты, а они – самая надёжная валюта. Это не совсем мои камешки, Сара. Но тот, кому они принадлежат, умер, слава Богу… То есть, не дай Бог. Их искали и вышли на меня.
– Хорошо, что они  тебя отравили…
– Почему?
– Ты бы пыток не вынес, Яша! Зачем ты с ними связался?
– Говорил же, не мог отказаться… Из всех, кто знает о них, остался только Айзик Янкелевич. Поэтому, будь осторожна.
– Так он слепой и сидячий.
– Зато у него везде есть глаза и ноги… И ещё уши.  А теперь садись и пиши рецепт, Сара.
– Не слишком ли много информации? Подожди, я запишу пароль:
«Идочка… Я тебе селёдку, а ты мне ключ»
– Не так. «Идочка, меняю селёдку на то, что принадлежит мне». Никуда не записывай, –запомни! А теперь пиши: «Селёдка по-еврейски». Это любимый рецепт Идочки… Когда пойдёшь к Идочке, занеси ей это блюдо.
– А ювелиру, как я теперь понимаю, я должна буду завезти штрудель… Это, что, для конспирации? Вэйз мир, Яша, какая голова! Какие схемы! Кто бы мог продумать, что я живу с гением криминала?
Сара приготовилась записывать и ещё раз переспросила:
– Яша, почему у меня всегда такое ощущение, что ты мне снишься?
– Потому что я тебе снюсь… Но раз тебе привалило такое счастье, записывай.

Поговорим сегодня за селёдку:
О ней я говорить могу часами!
Я так любил кусочек взять под водку!..
Её я обожал, спасибо маме.

Она что только с ней не вытворяла:
 По-нашему, а не по-европейски!
Под шубой делала, и с луком нарезала…
Рецепт пиши: «Селёдка по-еврейски»!

Ты особь выбери достойную, родная.
Красивую бери, не для салата.
Со ржавчиной не смей – она больная!
И чтобы с головой, и чтоб хвостата!

Надрежь по спинке до хребта. Прекрасно!
И шкурку снять придётся осторожно.
Вытаскиваем кости не напрасно:
Костями подавиться, Сара, можно.

Её пускай разделывает Беня,
А ты изюм промой так с пол стакана.
С истоков всех еврейских поколений
Селёдка – ножевая наша рана…

У нас её, ты знаешь, отнимали.
Готовили, Бог знает, что придётся…
Форшмак уже и то у нас забрали...
Как с нашим форшмаком им всем живётся?

Лучок нарежь. Поплачешь, но немножко!
Теперь на сковородку с маслом постным.
И сахар всыпь. Но маленькую ложку!
Перемешай весь лук молниеносно!

Лучок как в карамели получился:
На цвет смотри: он тёмным быть не может.
Ну, вот уже и запах испарился,
Лук в карамели и глаза не гложет.

Изюм кидай. Да, Сара, полстакана.
И с луком жарь, но, милая, недолго.
Салат готовила из сельди мама Ханна…
Всё для семьи трудилась, словно пчёлка…

Селёдочку кусками нарезаешь.
Так, в сантиметр шириной примерно.
Теперь лучок с изюмом добавляешь,
Остыл уже обжаренный, наверно.

Селёдка – это нам подарок Бога!
Орехи грецкие лишь нужно измельчить,
Сыпь сверху сколько хочешь, но немного.
Изюминка должна в закуске быть..

Рецепт еврейский, ты не сомневайся.
Хотя рецепты сельди все так схожи!
Всё, под одеяло Сара, забирайся.
Спокойно спи… Пусть Бог тебе поможет!

Спи, моя мэйдэле, и пусть тебе приснится,
Как были мы когда-то молодыми…
И на ветвях чудесно пели птицы…
Деревья были впрямь тогда большими…


Продолжение: http://proza.ru/2022/03/06/1580


Рецензии