Перекур у моста из серии Под крылом ангела
В морозном январе 1964 года, я наконец-то получил отпуск за предыдущий год и выехал навестить свою мать Ефимову Евдокию Александровну. Она в то время еще проживала в поселке спецпереселенцев Шангинск, Тюменской области, где мы выросли. Добравшись на автобусе из Тюмени до районного поселка Вагай, я стал решать, как мне добираться дальше. С теплотой вспомнил наше пешее путешествие в школьные времена с районного смотра художественной самодеятельности. На автобусной станции водители посоветовали мне пройти в местную столовую, где всегда обедают водители из Ушаковского Заготзерна, маслозавода или МТС. С ними можно всегда договориться и недорого доехать. Что я, не долго думая и сделал.
Вагай, мало изменился со школьных годов, и представлял из себя, поселок городского типа из деревянных в основном одноэтажных домов. Выделялись несколько двухэтажных кирпичных административных зданий. Запомнились огромные сугробы снега, образовавшихся при расчистке бульдозерами и бревенчатыми угольниками, проезжей части улиц и руками жителей и дворников, тротуаров и подходов в зданиям. Для утепления цоколя и фундаменты были засыпаны снегом. Поселок, представлял из себя, какое- то сказочное царство снега. Отопление было в поселке печное, и над крышами домов курился дым, создавая в атмосфере запах сгоревших дров. Возле домов в сараях или просто под навесами были сложены большие поленицы дров.
Столовую я нашел быстро. Возле неё на специально расчищенной площадке действительно стояло несколько грузовых машин. В столовой было тепло и вкусно пахло едой. Почувствовал, что мне тоже не плохо бы подкрепиться. Гардероба не было, Обедающие посетители свои фуфайки, полушубки, куртки и пальто вешали на спинку стульев. Но чаще всего вообще не снимали, лишь расстегивались. В столовой было самообслуживание. Продавалось разливное пиво из деревянных бочек, в большие стеклянные кружки. Перед каждым сидящим за столом посетителем стояло по одной - две кружки пива. Стал искать свободное место за столиком, чтобы пристроить свою дорожную сумку.
- Толя! Иди за мой столик – услышал я приглашение, на которое не обратил особого внимания, так как здесь меня никто не мог знать.
- Лейтенант Ефимов! – снова услышал я и все присутствующие, громкий мужской голос.
- Вот это, похоже, касается меня, так как лейтенантов в форме в столовой был только я один – понял я, обратив внимание на коренастого молодого мужчину среднего роста в полушубке, сидящего за столиком у окна и приглашающего меня за свой столик.
= Здравствуй Саша! – поздоровался я с мужчиной, в котором узнал Гребенщикова Александра. из нашего поселка, Мы с радостью обнялись. Он был на четыре года старше меня. Вместе ходили в школу. Вернулся из армии с Дальнего востока, после моего убытия на учебу в институт. Их отец тоже погиб на войне и тетя Анна одна растила троих детей, как и наша мама.
- Садись, Толя! У меня как раз свободное место. Зашел перекусить! Тетя Дуся говорила, что ты должен приехать в отпуск еще осенью. Что не отпускали?
- Да, только вот отпустили. Посоветовали на автовокзале водители автобусов зайти сюда. Может встретиться кто-нибудь из Ушаковских шоферов, и с ним попутно доеду до дома. Автобусы до Ушаково сейчас не ходят.
- Зачем, с кем–то! Я, как раз еду домой. Садись, пообедаем вместе и поедем, пока светло. Пиво можешь не брать. У меня уже есть две кружки. Я приехал утром за бензином для МТС. Заправил свой бензовоз и еду сейчас домой.
- Так ты на машине и можешь взять меня с собой!
- Не можешь, а должен и обязан подвести моего служивого друга и земляка. Кроме того, вдвоем ехать веселее. Поговорим о жизни. Расскажешь, как сейчас служиться. Я ведь, тоже на Дальнем востоке отмотал по полной, три года.
- Вы же с Володей Савиным вместе призывались.
- Да! Вместе. Он только попал на флот. Служил четыре года в Прибалтике Они, моряки служили на год больше нашего. Правда, служил он не на кораблях а на береговых батареях. Он после армии, уехал куда-то под Ишим. Их семья была раскулачена оттуда. А ты как оказался военным? Вроде, заканчивал гражданский институт, по моему, в Челябинске.
- Саша! Я пойду на раздачу, возьму себе поесть и мы продолжим разговор. Тебе больше ничего не нужно?
- Поесть не нужно. Может пива еще по кружке перед дорогой?
- Я пиво практически не пью, а ты же за рулем и, по моему уже выпил. И на столе еще две кружки. Саша, в дорогу это будет лишнее.
- Тогда, заказывай себе еду и не будем задерживаться. День зимой короткий. Ты же офицер, а я младший сержант. Подчиняюсь.
Столовая была общепитовская, без особых разносолов, Но дешевая и сытная. Молодые женщины - поварихи с веселым любопытством смотрели на редкого в этих краях служивого человека и между собой гадали, откуда он и куда едет. В каждой российской семье из мужчин кто-то воевал, кто-то служил или еще служит. А кто-то подрастает, и тоже будет служить. Поэтому к военному человеку относились с родственной душевной теплотой и некоторой материнской долей жалости и заботы. Не забывая при этом, посытнее и вкуснее накормить приезжего вояку. Взял с учетом дальней зимней дороги и доброжелательного внимания поваров, полный комплект: винегрет, наваристые щи, пару котлет с лапшой, блины со сметаной и традиционный компот из сухофруктов. Попросил еще с собой в дорогу положить гостинцы в виде сибирских шанежек и пирожков, чем окончательно растрогал женщин на раздаче.
- Что-то долго ты получал обед, а очереди вроде нет. Видно поварихам зубы заговаривал. - Саша заканчивал свой обед и в ожидании меня уже ополовинил и вторую кружку пива
- Ты Саша прав, Институт я закончил в Челябинске и получил диплом инженера-строителя и воинское звание лейтенант запаса по военной кафедре. При распределении был призван на постоянную службу в кадровый состав армии. Теперь буду служить всю жизнь до пенсии.
- Никогда не представлял тебя военным. Ты Толя всегда был вежливым интеллигентным мальчиком. Когда ты вошел в столовую в форме офицера, то я тебя вначале и не узнал. У тебя здесь в Вагае, еще есть какие-то дела? Ни с кем не хочешь встретиться. Тут несколько наших человек из Ушаково живут.
- Нет ,Саша У меня от отпуска осталось всего десяток дней. Хочется побыть у мамы, может нужно что-то ей помочь. Если ты готов, то поехали. – при этом я обратил его внимание, что у него вид выпившего человека, а правила ПДС этого не допускают.
- Во первых, здесь у нас на лесных дорогах, да еще в позднее зимнее время дорожную милицию с собаками не встретишь, а во вторых, я выпил во время обеда для того, чтобы согреться перед рейсом всего пару кружек пива \ну какое это алкогольное опьянение. Не беспокойся! Здесь дороги и езда на автомобиле совершенно другие , чем у вас в центре. Все водители, которые сидели в столовой перед рейсом выпили по паре кружек. Это у нас является нормой. Разливное бочковое пиво у нас можно выпить только здесь, в этой столовой.
- Мы живем по другим правилам. Особенно у нас в армии. Будь, Саша осторожен. Лучше, все-таки если два-три часа передохнем, а потом поедем. Можем заехать в дом крестьянина. Он тут недалеко.
- Да ты, что Толик, хочешь меня опозорить перед моими друзьями шоферами. Не забивай себе голову. Лучше расскажи, как сейчас живется и служиться.
Бензовоз был оборудован на базе машины ГАЗ -51. Машина, что называется, была не первой свежести и послужила в МТС видимо, не один год. А с учетом местных проселочных дорог, без твердого покрытия, имело к тому же достаточно затрапезный вид. Но главное, она сразу на морозе завелась, и шустро закрутила своими колесами выезжая из заснеженных Вагайских улиц на тракт. В кабине было достаточно прохладно, а переднее стекло было сильно заморожено. Пришлось, остановиться и очистить его от снега и инея. Дорога была хорошо расчищена, видимо, недавно проехавшим угольником и даже имела карманы для разъезда со встречными машинами в особенно заснеженных местах в лесу. Снежные завалы в эту заснеженную зиму, представляли по бокам дороги сплошную стену
- Саша! Кто сейчас заправляет в колхозе? Хорошо ли оплачивают колхозникам сейчас за их беспросветный труд, и как вообще живется рабочему люду в настоящее время на селе.
- А колхоза, Толя теперь у нас нет. Колхоз «Победа» приказал долго жить. И комендатуру, которая нас охраняла, тоже упразднили. В районе теперь проводятся укрупнение колхозов и вместо них сейчас создаются совхозы .Теперь вместо колхоза в п.Шангинске организовано отделение, которой входит в совхоз Ушаковский. Руководит отделением Медведев Петр Дмитриевич. Ты конечно же его прекрасно знаешь. Задумано весь скот из поселков и деревень собрать в Ушаково в крупные механизированные фермы. Заготзерно, маслозавод и МТС тоже остаются в Ушаково.
- Очень интересные ты дела рассказываешь. А кто будет работать на этих летних полях, пастбищах и обслуживать скот?.
- В деревнях решили только предусмотреть летние полеводческие станы для бригад и легкие летние загоны и навесы для летнего содержания скота. В бывшие поселки проложить хорошие дороги. Животноводов и пастухов для обслуживания скота на летних пастбищах будут вывозить на автобусах. Полеводов тоже. В Ушаково и Петровщине построить хорошие благоустроенные дома и переселить туда всех жителей. В деревнях только оставят полевые благоустроенные помещения для размещения вахтовых смен. Даже предлагают собственный скот людям не держать, а молоко для собственных нужд приобретать на общей совхозной ферме по льготной цене. Как и другие виды сельхозпродукции. Зарплату мы теперь получаем каждый месяц, как рабочие в городе, а не только в конце года. Не скажу, что большая, но побольше чем в колхозе
- Ну и как выполняются эти смелые планы по укрупнению колхозов и созданию совхозов?
- Как всегда!
- То есть? Расскажи, Саша по подробнее?
- А рассказывать, Толя особенно нечего! Создали бригады мелиораторов с мощной техникой, которые занялись осушением болот и раскорчевкой леса для расширения посевных площадей. Прислали дорожников с техникой. Они пробили новые трассы дорог, вырубили лес и провели очистку будущих дорог от пней и кустарников. Существующие дороги при этом сильно разрушили. В Ушаково начали строить новые здания в Заготзерно и расширять МТС и Маслозавод. Говорят. что даже предусмотрели провести к нам газ от магистральных Тюменских газопроводов. Приехали геодезисты и геологи готовить подоснову для проектировщиков будущих жилых районов и ферм.
- Замечательно! Ты , как-то все рассказываешь, Саша без особой радости.
- А радоваться, Толик не получается. Цыплят же по осени считают. Есть такая пословица.
- И что же случилось?
- Правительство придумало Совнархозы. Чтобы дать больше прав и самостоятельности местным органам. В период их создания и переподчинения организаций и предприятий, да и после этого, старое централизованное финансирование было прекращено, а новая система оперативно не заработала. В результате денег на строительство дорог, ферм и жилья не стало и естественно все вначале остановилось, а потом стало разваливаться. Потом совнархозы отменили, а денег на укрупнение, снова , видимо дать забыли. А может, их уже не было.
Комендатура была ликвидирована, и люди, чувствуя наступающий бардак и получившие свободу, стали стремительно разъезжаться. Особенно молодежь. Работы нет, дорог нет, культура развалилась. А жить –то надо! Что тут делать? Кто в места, откуда их высылали, кто в крупные ближние города. Остальные переехали в Ушаково и Петровщину, вместе со своими домами и скотом. Благоустроенных домов и ферм не дождались. В Шангинске доживают те, кто по разным причинам пока не решили с отъездом. Да еще доживающие свой век старухи, которым не куда ехать.
- Какие страшные вещи ты Саша, рассказываешь. Это же разрушается наша с тобой Малая родина! Случилось так, что до нас с тобой ее построили под насилием ценой невероятных мучений наших родителей. Зачем же теперь, когда жизнь стабилизировалась, все нужно рушить!
- Рассказываю то, что происходит, в самом деле. Народу от такой жизни, Толя очень скверно. Но люди же в этом не виноваты.
- Саша! Ты женат? У тебя есть семья? – решил я переменить тему разговора
- Официально не женат. Живу с одной женщиной. Раньше она жила в Чубарихе, а теперь приехала к нам. Их Чубарихи все разъехались. Ты ее знаешь! Майзнер Лида. Работает дояркой и скотницей. Её сестра Альма замужем за Гемелем Филиппом. Они с сестрой поволжские немцы. Высланы во время войны. Всех их мужчин забрали в лагеря или в Трудармию, а женщин и детей выслали сюда. Очень хорошая и работящая, как ломовая лошадь. Даже награждена за доблестный труд орденом «Знак почета»
Машина хорошо прогрелась и в кабине стало тепло. Я обратил внимание, что Сашу немного развезло и от этого машина по дороге, порой виляла из стороны в сторону. Может это его стиль вождения, а может, стал дремать, так как выехал рано из дома, или от пива за обедом. Впереди показались фары встречной машины. Я попросил его сбавить скорость и прижаться в снежному валу на обочине
- Я Толя не уважаю нахалов на дороге, поэтому иду поближе к осевой линии, чтобы он уступал дорогу.
Не успел он так проговорить, как наши машины со скрежетом зацепились бортами. Обе машины остановились. Встречная машина была с металлическим кузовом, поэтому практически не получила повреждений. У нашего бензовоза был смят в гармошку жестяной короб сбоку емкости с бензином, в котором уложен шланг для слива горючего. Водитель встречного грузовика, увидев, что Александр выпивши, выругался, махнул рукой и уехал. Мне на прощанье посоветовал остановиться на ближайшем разъезде, «отойти» и только после этого продолжить дорогу: - Впереди будут узкие деревянные мосты. Можете свалиться в реку и если не утоните, то сгорите вместе с бензином.
Столкновение со встречной машиной не на долго отрезвило Александра. В машине стало тепло и я заметил, что он снова периодически закрывает глаза. На мои уговоры остановиться и передохнуть или разрешить мне, как человеку имеющему права, повести машину вместо него, он не реагировал, мол все нормально. Впереди показался мост с деревянными перилами. Дорога по мосту была заужена из-за отвалов снега. Показалось, что нашу машину сносит направо на край моста.
Вспомнил, как я однажды на велосипеде во время учебы в школе решил показушно похвастаться перед товарищами и девочками, и переехать через глубокую придорожную канаву по узкой доске. При подъезде к канаве, мне подумалось, что я сейчас наклонюсь направо и упаду на средине вместе с велосипедом в канаву и сильно разобьюсь. Так все и произошло. То есть от одной только мысли, я потерял равновесие и упал в канаву.
Быстро кладу руку на рулевое колесо, выравниваю машину и твердо держу руль пока не проехали мост. Несмотря на сопротивление Александра. Затем поворачиваю руль в ближайший разъезд, выключаю зажигание и ручным тормозом останавливаю машину. Ключи зажигания кладу в карман шинели.
- Толя! Ты почему остановил и заглушил машину!
- Все Саша! Дальше не поедем. Я хочу приехать к своей матери живым. Ключи зажигания у меня, Сейчас спим два часа. Думаю, за это время не замерзнем и не разморозим двигатель. Не уговаривай! Ключи я тебе сейчас не отдам. Сиди в машине и засыпай.
- Ну, как хочешь! Может, ты и прав – неожиданно миролюбиво сказал он, удобнее устраиваясь за баранкой.
Проснулись мы оба одновременно от жуткого холода. Было за полночь Холодный заснеженный лес освещала в оранжевом ореоле от мороза луна и на чистом небе яркие тоже холодные звезды Александр выглядел бодрым, трезвым и дрожал от озноба и наверное, от похмелья. Двигатель был еще чуть- чуть теплый. Я отдал Александру ключи.
- Извини, Саша! Но нам без перекура дальше ехать ночью было нельзя и опасно. Ты стал засыпать за рулем. Могли свалиться под мост или улететь под откос вместе с бензином. Поэтому я и забрал у тебя ключи. Не обижайся!
- Как человек дисциплины и военный, ты Толя все сделал правильно. Не думаю, что меня с двух кружек пива так сморило. Я утром выехал очень рано из Ушаково. После сытного обеда в теплой кабине немного и разморило. Мой ротный, сейчас меня бы тоже не одобрил. Поехали, а то мать уже заждалась.
Двигатель обрадовано заурчал, и мы, взбодренные ночным перекуром с короткой дремотой на морозе, уверенно продолжили дорогу, предварительно перекусив пирожками и шанежками из Вагайской столовой.
Явно на этой лесной дороге морозной ночью не обошлось без заботы о нас Ангела-Хранителя, чтобы я спокойно без приключений смог доехать до своего дома к маме, которую давно не видел и которая, с молитвой не смыкала глаз всю ночь в ожидании меня.
Свидетельство о публикации №222030500092