Перекур у моста из серии Под крылом ангела

     Перекур у моста
    
    В морозном  январе 1964 года, я наконец-то получил отпуск за предыдущий год  и выехал навестить свою мать Ефимову Евдокию Александровну. Она в то время еще проживала в поселке спецпереселенцев  Шангинск, Тюменской области, где  мы  выросли. Добравшись на автобусе из Тюмени до районного поселка Вагай, я стал решать, как мне добираться дальше. С теплотой вспомнил наше пешее путешествие в школьные времена с районного смотра художественной самодеятельности. На автобусной станции водители  посоветовали мне пройти в  местную столовую, где всегда обедают водители из Ушаковского Заготзерна, маслозавода   или  МТС.  С ними можно всегда договориться и недорого доехать. Что я, не долго думая и сделал.
     Вагай, мало изменился со школьных годов, и представлял из себя, поселок городского типа из деревянных в основном одноэтажных домов. Выделялись несколько двухэтажных  кирпичных административных зданий.  Запомнились огромные сугробы снега, образовавшихся при расчистке бульдозерами и бревенчатыми угольниками, проезжей части улиц и  руками жителей и дворников,  тротуаров и подходов в зданиям.  Для утепления цоколя и фундаменты были засыпаны  снегом. Поселок, представлял  из  себя, какое- то сказочное царство снега. Отопление было в поселке  печное, и над крышами домов курился дым, создавая  в атмосфере запах сгоревших дров.  Возле домов в сараях или просто под навесами были сложены  большие поленицы дров.
     Столовую я нашел быстро.  Возле неё на специально расчищенной площадке  действительно стояло несколько грузовых машин.  В столовой было тепло и вкусно пахло едой. Почувствовал, что мне тоже не плохо бы подкрепиться. Гардероба не было, Обедающие посетители свои фуфайки, полушубки, куртки и пальто  вешали на спинку  стульев.  Но чаще всего  вообще не снимали, лишь расстегивались. В столовой было самообслуживание.  Продавалось разливное пиво из деревянных бочек, в большие стеклянные кружки. Перед каждым сидящим за столом посетителем стояло  по одной -  две  кружки пива. Стал искать свободное место за столиком, чтобы пристроить свою дорожную сумку.
-  Толя! Иди за мой столик – услышал я приглашение, на которое не обратил особого внимания, так как здесь меня никто не мог знать.
-  Лейтенант Ефимов! – снова  услышал  я и все присутствующие, громкий мужской голос.
-  Вот это,  похоже, касается меня, так как лейтенантов в форме в столовой был только я один – понял я, обратив внимание на коренастого молодого мужчину среднего роста  в полушубке,  сидящего за столиком у окна и приглашающего меня за свой столик.
=  Здравствуй Саша! – поздоровался я с мужчиной, в котором узнал Гребенщикова Александра. из нашего поселка, Мы с радостью обнялись. Он был на четыре года старше меня. Вместе ходили в школу. Вернулся из армии с Дальнего востока, после моего убытия  на учебу в институт. Их отец тоже погиб на войне и тетя Анна одна  растила троих детей, как и наша мама.
-  Садись, Толя! У меня как раз свободное место. Зашел перекусить! Тетя Дуся говорила, что ты должен приехать в отпуск еще осенью.  Что не отпускали?
-  Да, только вот отпустили.  Посоветовали на автовокзале водители автобусов зайти сюда. Может встретиться кто-нибудь из Ушаковских  шоферов, и с ним попутно доеду до дома. Автобусы до Ушаково сейчас не ходят.
-  Зачем, с кем–то!  Я, как раз еду домой. Садись, пообедаем вместе и поедем, пока светло.  Пиво можешь не брать.  У  меня уже есть две кружки.  Я приехал утром  за бензином для МТС.  Заправил свой бензовоз и еду сейчас домой. 
-  Так ты на машине и можешь взять меня с собой!
-  Не можешь, а должен и обязан подвести моего служивого друга и земляка. Кроме того, вдвоем ехать веселее.  Поговорим о жизни. Расскажешь, как сейчас служиться.  Я ведь, тоже на Дальнем востоке отмотал по полной, три года.
-  Вы же с Володей Савиным вместе призывались.
- Да! Вместе. Он только попал на флот.  Служил четыре года в Прибалтике  Они, моряки служили на год больше нашего. Правда, служил он не на кораблях а на береговых батареях. Он после армии, уехал куда-то под Ишим.  Их семья была раскулачена оттуда. А ты как оказался военным?  Вроде, заканчивал  гражданский  институт, по моему, в Челябинске.
- Саша! Я пойду на раздачу, возьму себе  поесть и мы продолжим  разговор.  Тебе больше ничего не нужно?
-  Поесть не нужно.  Может пива еще по кружке перед дорогой?
- Я пиво практически не пью, а ты же за рулем и, по моему уже выпил. И на столе еще две кружки. Саша, в дорогу это будет лишнее.
-  Тогда, заказывай себе еду и не будем задерживаться. День зимой короткий. Ты же офицер, а я младший сержант. Подчиняюсь.
   Столовая была общепитовская, без особых разносолов, Но дешевая и сытная.  Молодые женщины - поварихи с веселым любопытством смотрели на редкого в этих краях  служивого человека и между собой  гадали, откуда он и куда едет. В каждой российской семье из мужчин кто-то воевал, кто-то служил или еще служит. А кто-то подрастает, и тоже будет служить.  Поэтому к военному человеку относились с родственной душевной теплотой и некоторой материнской долей жалости и заботы. Не забывая при этом,  посытнее и вкуснее накормить  приезжего  вояку. Взял с учетом дальней зимней дороги и доброжелательного внимания поваров, полный комплект: винегрет, наваристые щи, пару котлет с лапшой, блины со сметаной и традиционный компот из сухофруктов. Попросил еще с собой в дорогу положить гостинцы в виде сибирских шанежек и пирожков, чем окончательно растрогал женщин на раздаче.
-  Что-то долго ты получал обед, а очереди вроде нет. Видно поварихам зубы заговаривал. - Саша   заканчивал  свой обед  и  в  ожидании меня   уже  ополовинил  и вторую кружку пива
-  Ты Саша прав, Институт я закончил в Челябинске и получил диплом инженера-строителя и воинское звание лейтенант запаса по военной кафедре. При распределении был призван на постоянную службу в кадровый состав армии. Теперь буду служить всю жизнь до пенсии.
-  Никогда не представлял тебя военным.  Ты Толя всегда был вежливым интеллигентным мальчиком. Когда ты вошел в столовую в форме офицера, то я тебя вначале и не узнал. У тебя здесь в Вагае, еще есть какие-то дела? Ни с кем не хочешь встретиться.  Тут несколько наших человек из Ушаково живут.
-  Нет ,Саша У меня от отпуска осталось всего десяток  дней.  Хочется побыть у мамы, может нужно что-то ей помочь. Если ты готов, то поехали. – при этом я обратил его внимание, что у него вид  выпившего человека, а правила  ПДС этого не допускают.
-  Во первых, здесь у нас на лесных дорогах, да еще в позднее зимнее время дорожную милицию  с собаками не встретишь, а во вторых, я выпил во время обеда для того, чтобы согреться перед рейсом всего пару кружек пива  \ну какое это алкогольное опьянение.  Не беспокойся!  Здесь дороги и езда на автомобиле совершенно другие , чем у вас в центре. Все водители, которые сидели в столовой перед рейсом выпили по паре кружек.  Это  у нас является нормой. Разливное бочковое пиво у нас можно выпить только здесь, в этой столовой.
-  Мы живем по другим правилам.  Особенно у нас  в армии. Будь, Саша осторожен. Лучше, все-таки если два-три часа передохнем, а потом поедем.  Можем заехать в дом крестьянина.  Он тут недалеко.
-  Да ты, что  Толик, хочешь меня опозорить перед моими друзьями шоферами. Не забивай себе голову. Лучше расскажи,  как сейчас живется и служиться.
     Бензовоз был оборудован на базе машины ГАЗ -51.  Машина, что называется, была не первой свежести и послужила в МТС видимо, не один год.  А  с учетом местных проселочных дорог, без твердого покрытия, имело к тому же  достаточно затрапезный вид.  Но  главное, она сразу на морозе завелась, и шустро закрутила своими колесами выезжая из заснеженных Вагайских улиц на тракт. В кабине было достаточно прохладно, а переднее стекло было сильно заморожено.  Пришлось, остановиться и очистить его от снега и инея. Дорога была хорошо расчищена, видимо, недавно проехавшим угольником и даже имела карманы для разъезда со встречными машинами в особенно заснеженных местах в лесу.  Снежные завалы в эту заснеженную зиму, представляли по бокам дороги сплошную стену
-  Саша!  Кто сейчас заправляет в колхозе? Хорошо ли оплачивают колхозникам сейчас за их беспросветный труд, и как вообще живется рабочему люду в настоящее время на селе.
-   А колхоза, Толя теперь у нас нет. Колхоз «Победа» приказал долго жить. И комендатуру, которая нас охраняла, тоже упразднили. В районе теперь проводятся укрупнение колхозов и вместо них сейчас создаются совхозы .Теперь вместо колхоза в п.Шангинске организовано отделение, которой входит в совхоз Ушаковский.  Руководит  отделением Медведев Петр  Дмитриевич.  Ты конечно же его прекрасно знаешь. Задумано весь скот из поселков и деревень собрать в Ушаково в крупные механизированные фермы.  Заготзерно, маслозавод и МТС тоже остаются в Ушаково.
-  Очень интересные ты дела рассказываешь. А кто будет работать на этих летних полях, пастбищах и обслуживать скот?.
-    В деревнях решили только предусмотреть летние полеводческие станы для бригад и легкие летние загоны и навесы для летнего содержания скота.  В бывшие поселки проложить хорошие дороги.  Животноводов и пастухов для обслуживания скота на летних пастбищах будут  вывозить на автобусах.  Полеводов тоже.  В Ушаково и Петровщине построить хорошие благоустроенные дома и переселить туда всех жителей. В деревнях только оставят полевые благоустроенные помещения для размещения вахтовых смен. Даже предлагают собственный скот людям не держать, а молоко для собственных нужд приобретать на общей совхозной ферме по льготной цене.  Как и другие виды сельхозпродукции. Зарплату мы теперь получаем каждый месяц, как рабочие в городе, а не только в конце года.  Не скажу, что большая, но побольше чем в колхозе
-   Ну и как выполняются эти смелые планы по укрупнению колхозов и созданию совхозов?
-  Как всегда!
-  То есть?  Расскажи, Саша по подробнее?
-   А рассказывать, Толя особенно нечего!  Создали бригады мелиораторов с мощной техникой, которые занялись осушением болот и раскорчевкой леса  для расширения посевных площадей.  Прислали дорожников с техникой.  Они пробили новые трассы дорог, вырубили лес и провели очистку будущих дорог от пней и кустарников. Существующие дороги при этом сильно разрушили. В Ушаково начали строить новые здания в Заготзерно и расширять МТС и Маслозавод.  Говорят. что даже предусмотрели провести к нам газ от магистральных Тюменских газопроводов. Приехали геодезисты и геологи готовить подоснову для проектировщиков будущих жилых районов и  ферм.
-  Замечательно! Ты , как-то все рассказываешь, Саша без особой радости.
-  А радоваться, Толик не получается. Цыплят же  по осени считают.  Есть такая пословица.
-  И что же случилось?
- Правительство придумало Совнархозы.  Чтобы дать больше прав и самостоятельности местным органам. В период их создания  и переподчинения  организаций и предприятий, да и после этого,  старое централизованное финансирование было прекращено, а новая система оперативно не заработала.  В результате денег на строительство дорог, ферм и жилья не стало и естественно все вначале остановилось, а потом стало разваливаться. Потом совнархозы отменили, а денег  на укрупнение,  снова , видимо дать забыли.  А может, их  уже не было.
     Комендатура была ликвидирована,  и люди,  чувствуя наступающий бардак и  получившие свободу, стали стремительно разъезжаться. Особенно молодежь.  Работы нет, дорог нет, культура развалилась. А жить –то надо! Что тут делать? Кто в места, откуда их высылали, кто в крупные ближние города.  Остальные переехали в Ушаково и Петровщину, вместе со своими домами и скотом.  Благоустроенных домов и ферм не дождались. В Шангинске доживают те, кто по разным  причинам пока не решили  с отъездом.  Да еще доживающие свой век старухи,  которым не куда ехать.
-  Какие страшные вещи ты Саша, рассказываешь.  Это же разрушается наша с тобой Малая родина!  Случилось так, что до нас с тобой ее построили под насилием ценой невероятных мучений наших родителей. Зачем же теперь, когда жизнь стабилизировалась, все нужно рушить!
-  Рассказываю то, что происходит, в самом деле. Народу от такой жизни, Толя очень скверно.  Но люди же в этом не виноваты.
-  Саша!  Ты женат? У тебя есть семья? – решил я переменить тему разговора
-  Официально не женат.  Живу с одной женщиной.   Раньше она жила в Чубарихе, а теперь приехала к нам.  Их Чубарихи все разъехались.  Ты ее знаешь!  Майзнер Лида.  Работает дояркой и скотницей.  Её сестра Альма замужем за Гемелем Филиппом. Они с сестрой поволжские немцы.  Высланы  во время войны.  Всех их мужчин забрали в лагеря или в Трудармию, а женщин и детей выслали сюда. Очень хорошая и работящая, как ломовая лошадь.  Даже награждена за доблестный труд орденом «Знак почета»
    Машина хорошо прогрелась и в кабине стало тепло.  Я обратил внимание, что Сашу немного развезло и от этого машина по дороге, порой виляла из стороны  в сторону. Может это его стиль  вождения,  а  может, стал дремать, так как выехал рано из дома, или от пива за обедом.  Впереди показались фары встречной машины.  Я попросил его сбавить скорость и прижаться в снежному валу на обочине
-  Я Толя не уважаю нахалов на дороге, поэтому иду поближе к осевой линии, чтобы он уступал дорогу.
   Не успел он так проговорить,  как наши машины со скрежетом зацепились бортами.  Обе машины остановились.  Встречная машина была с металлическим кузовом, поэтому практически не получила повреждений.  У нашего бензовоза был смят в гармошку жестяной короб сбоку емкости с бензином, в котором уложен   шланг для слива горючего. Водитель встречного грузовика, увидев, что Александр выпивши, выругался, махнул рукой и уехал.  Мне на прощанье посоветовал остановиться на ближайшем разъезде, «отойти»  и только после этого продолжить дорогу:  -  Впереди будут узкие деревянные мосты.  Можете свалиться в реку и если не утоните, то сгорите  вместе с бензином.
     Столкновение со встречной машиной не на долго отрезвило  Александра.  В машине  стало тепло и я заметил, что он снова периодически закрывает глаза. На мои уговоры остановиться и передохнуть или разрешить мне, как человеку имеющему права, повести машину вместо него, он не реагировал, мол все нормально. Впереди показался мост с деревянными перилами.  Дорога по мосту была заужена из-за отвалов снега.  Показалось, что  нашу машину сносит направо на край моста.
      Вспомнил, как я однажды на велосипеде во время учебы в школе решил показушно похвастаться перед товарищами и девочками, и переехать через глубокую придорожную канаву по узкой доске. При подъезде к канаве, мне подумалось, что я сейчас наклонюсь направо и упаду на средине вместе с велосипедом в канаву и сильно разобьюсь.  Так все и произошло. То есть от одной только мысли, я  потерял равновесие  и упал в канаву.
   Быстро кладу руку на  рулевое колесо, выравниваю машину и твердо держу руль пока не проехали мост.  Несмотря на сопротивление Александра.  Затем поворачиваю руль в ближайший разъезд, выключаю зажигание и ручным тормозом останавливаю машину. Ключи зажигания кладу в карман шинели.
-  Толя! Ты почему  остановил и заглушил машину!
-  Все  Саша! Дальше не поедем.  Я хочу приехать к своей матери живым. Ключи зажигания у меня, Сейчас спим два часа.  Думаю, за это время не замерзнем и не разморозим двигатель. Не уговаривай! Ключи я тебе сейчас не отдам. Сиди в машине и засыпай.
-  Ну, как хочешь! Может, ты и прав – неожиданно миролюбиво сказал он,  удобнее устраиваясь за баранкой.
   Проснулись мы оба одновременно от жуткого холода. Было за полночь Холодный заснеженный лес освещала  в оранжевом ореоле от мороза луна и на чистом небе  яркие тоже холодные звезды  Александр  выглядел бодрым, трезвым и дрожал  от озноба и наверное, от похмелья.  Двигатель был еще чуть- чуть теплый. Я отдал Александру ключи.
-  Извини, Саша! Но нам без перекура дальше ехать ночью было нельзя и опасно. Ты стал засыпать за рулем.  Могли свалиться под мост или улететь под откос вместе с бензином.  Поэтому я и забрал у тебя ключи.  Не обижайся!
- Как человек дисциплины и военный, ты Толя все сделал правильно. Не думаю, что меня с двух кружек пива так сморило. Я утром выехал очень рано из Ушаково. После сытного обеда в теплой кабине немного и разморило.  Мой ротный, сейчас меня бы тоже не одобрил.  Поехали, а то мать уже заждалась.
   Двигатель обрадовано заурчал, и мы,  взбодренные ночным перекуром  с короткой дремотой на морозе, уверенно продолжили дорогу, предварительно перекусив пирожками и шанежками из Вагайской столовой.
     Явно  на этой лесной дороге морозной ночью  не обошлось  без заботы  о нас Ангела-Хранителя, чтобы я спокойно без приключений смог доехать до своего дома к маме, которую давно не  видел и которая, с молитвой не смыкала глаз всю ночь в ожидании меня.


Рецензии
Очень тронуло, очень задело. Спасибо)))

Лия Ларентова   11.08.2023 00:02     Заявить о нарушении