Сопротивление переменам в теософии Карлос К. Авели

 
За мудрость нужно платить
 
Хотя концепция «сопротивления изменениям» имеет психоаналитическое происхождение, она указывает на закон кармы. Это один из аспектов психоанализа, имеющих истинное значение в эзотерической философии. [1]
 
Психологическое сопротивление часто определяют как происходящий в клинической практике процесс, при котором пациенты прямо или косвенно противодействуют возможности изменения своего поведения. Они отказываются обсуждать возможность изменения или мысленно подавляют в себе необходимость решать проблемы и совершенствоваться.
 
Эта мысль теософская. Она занимает центральное место в материалах Эзотерической школы, созданной Е. П. Блаватской в 1888 г., и в различных формах присутствует в других местах; она отражает закон кармы в психологических действиях.
 
Подсознательное сопротивление изменениям бывает как индивидуальным, так и коллективным. Теософская сообщество, точно так же, как семья и каждая человеческая группа, должно бороться, находясь между тенденцией к обновлению и тенденцией к отрицанию необходимости перемен. Как и в любой области жизни, динамическое равновесие укажет лучший путь продвижения вперёд.
 
«Предупреждение эзотерикам» от Е.П.Б.
 
Любой прямой контакт с мудростью вызывает сильное сопротивление, внутреннее и внешнее. Это неизбежно и в теософии. Географическое расстояние между Учителями Мудрости и членами нашего человечества не в счёт. Реальное расстояние можно найти в состоянии ума, и Махатма писал:
 
«Природа соединила все части своей Империи тонкими нитями магнетической симпатии, и даже между звездой и человеком существует взаимосвязь; мысль распространяется быстрее электрического флюида, и ваша мысль найдет меня, если будет послана чистым импульсом (…). Наш закон состоит в том, чтобы приблизиться к каждому, у кого есть лишь слабый проблеск истинного света «Татхагаты»». [2]

Сродство вибраций определяет жизнь. Что касается мудрости, то её нужно заслужить, прежде чем желать чего-то. С поиском истины связана опасность. Каждое усилие подчиняется кармическому закону симметрии. Каждый шаг вперёд должен быть проверен многими способами. Людям трудно развить в себе глубокую любовь к истине. В своём монументальном труде «Разоблаченная Изида» Е. П. Блаватская цитирует следующие слова Саржента Кокса:
 
««Нет более фатального заблуждения, чем считать, что истина торжествует благодаря своей собственной силе, что стоит её только увидеть, чтобы тут же принять. На самом деле желание познать истину присуще очень немногим умам, а способность различать её – ещё меньшему количеству. Когда люди говорят, что ищут истину, то они имеют в виду, что ищут доказательств в поддержку какого-либо предубеждения или предвзятого мнения. Их убеждения основаны на их же желаниях. Они видят всё и даже больше того, что, по-видимому, соответствует их желаниям, они слепы, как летучие мыши, во всём, что противоречит им.  Учёные не более свободны от этого недостатка, чем другие». [3]
 
Говоря теософским языком, «кандидат» — это ученик, посвятивший свою жизнь поиску истины, и Елена П. Блаватская писала в сочинении, адресованном её эзотерическим ученикам:
 
«В оккультизме есть странный закон, установленный и доказанный тысячелетним опытом; и почти во всех случаях он проявлялся в течение пятнадцати лет существования Т.О. [Теософского движения]. Как только кто-либо приносит клятву «кандидата», возникают определенные оккультные процессы. Из них первый — выход наружу всего, что скрыто в природе человека: его недостатков, привычек, качеств или подавленных желаний, хороших, плохих или нейтральных». [4]
 
Испытательный срок начинается с борьбы между любовью к истине и низшими побуждениями в душе.
 
Е.П.Б. добавляет:
 
«Например, если человек тщеславен, или сластолюбив, или честолюбив, будь то, как следствие атавизма или кармического наследия, все эти пороки обязательно вырвутся наружу, даже если он до сих пор успешно скрывал и подавлял их. Они неудержимо выйдут наружу, и ему придется бороться во сто крат упорнее, чем прежде, пока он не убьёт в себе все подобные наклонности».
 
«Убить» пагубные тенденции означает понять и преодолеть их. Е.П.Б. добавляет:
 
«С другой стороны, если он добр, великодушен, целомудрен и воздержан или имеет какую-либо добродетель, скрытую до сих пор в нём, она вырвется наружу так же неудержимо, как и всё остальное. Таким образом, цивилизованный человек, который не хочет, чтобы его считали святым, и поэтому надевает на себя маску, не сможет скрыть свою истинную природу, низменную или благородную. ЭТО НЕПРЕЛОЖНЫЙ ЗАКОН В ОБЛАСТИ ОККУЛЬТА. Его действие тем заметнее, чем серьёзнее и искреннее желание кандидата и чем глубже он ощущает реальность и важность своей клятвы».
 
Самопознание является целью:
 
«Древняя оккультная аксиома «Познай себя» должна быть знакома каждому члену этой Школы; но мало кто понял истинное значение этого мудрого увещевания Дельфийского оракула. Вы все знаете своё земное происхождение, но кто из вас когда-либо прослеживал все звенья наследственности, астральные, психические и духовные, которые делают вас тем, кто вы есть? Многие письменно выражали желание соединиться со своим высшим Эго, но, кажется, никто не знает неразрывной связи, связывающей их «высшие Эго» с одним мировым «Я»».
 
В течение определённого времени неизбежна напряжённая борьба между той частью низшего «я», которая верна бессмертной душе, и той частью, которая ей не верна.
 
ПРИМЕЧАНИЯ:
 
[1] Так же как наука о низшем «я» и его иллюзиях, психоанализ Фрейда имеет много общего с эзотерической философией. Однако его взгляд на высшее «Я» ограничивается случайными проблесками. Он существует, но в основном неявно, через этику. У Эриха Фромма теософских элементов гораздо больше. Фромм провел ряд важных межрелигиозных и буддийских исследований.
 
[2] «Письма Махатм А. П. Синнетту», расшифровка А. Т. Баркера, факсимильное издание, Theosophical University Press, Pasadena, CA, 1992, 493 стр., см. письмо XLV, стр. 267-268.
 
[3] Г-н Саржент Кокс, цитата из сочинения Елены Блаватской «Разоблаченная Изида», Theosophy Co., том I, стр. 615.
 
[4] «Собрание сочинений», Е. П. Блаватская, T.P.H., том XII, стр. 515-516.


Рецензии