Урок литературы

                Тут дьявол с Богом борются,
                а поле битвы сердца людей.

                Ф. Достоевский         



СМИ сообщили:  Миланский университет в Италии вычеркнул книги русского писателя Федора Достоевского из своей программы и запретил лекции о творчестве великого русского писателя на фоне ситуации на Украине и имея ввиду ту поддержку им политики России в былых ситуациях абсолютно аналогичных. 
То же наблюдается в Германии.
Понимание причины такого демарша против культуры, проявленного самой культурной общностью, каковой принято считать население Европы,  даёт само творчество Фёдора Михайловича, в котором можно найти немало характеристик самой этой общности. Наш гений, имея возможность в непосредственном соприкосновении с жизнью Европы (он побывал в десяти странах), составить своё мнение о ней , обильно делился с нами своей наблюдательностью в письмах, дневниках и романах. И как честный созерцатель, не сдерживающий себя чувством деликатности, за которым не считал нужным скрывать истину, открывающуюся ему по мере познания европейской жизни, оставил нам ёмкий, характерный портрет этой общности.

«О, если б Вы знали, как глупо, тупо, ничтожно и дико это племя! Мало проехать, путешествуя. Нет, поживите-ка! ... Нравы дикие; о если б Вы знали, что они считают хорошим и что дурным. ... Есть, впрочем, несколько и хороших черт, ставящих их все-таки безмерно выше немца. (В Германии меня всего более поражала глупость народа: они безмерно глупы, они неизмеримо глупы)».
«Да их жизнь так устроилась! А мы в это время великую нацию составляли, Азию навеки остановили, перенесли бесконечность страданий, сумели перенести, не потеряли русской мысли, которая мир обновит, а укрепили ее, наконец, немцев перенесли, и все-таки наш народ безмерно выше, благороднее, честнее, наивнее, способнее и полон другой, высочайшей христианской мысли, которую и не понимает Европа с ее дохлым католицизмом и глупо противуречащим себе самому лютеранством...».

«...скажу только, что трудно найти где-нибудь, кроме Германии, такую глупость, такое надувательство и притом такое самодовольство...».

«А здесь я тупею и ограничиваюсь, от России отстаю. Русского воздуха нет и людей нет. Я не понимаю, наконец, совсем русских эмигрантов. Это — сумасшедшие!...».

«Здешние печи без заслонок. Топливо идет бессмысленно много, а тепла нет. Немцы хотят лучше мерзнуть, чем перенять у русских печи. Россию здесь ненавидят...»

«В Европе и прежде нас мало знали, даже до того, что всегда надо было удивляться, что столь просвещенные народы так мало интересуются изучить тот народ, который они же так ненавидят и которого постоянно боятся».

«Ведь уж конечно, им бы хотелось возбудить у себя повсеместно к нам ненависть как к опасным противникам их цивилизации».

«Они (либералы) там пишут о нашем народе: «дик и невежествен... не чета европейскому...» Да наш народ - святой в сравнении с тамошним! Наш народ еще никогда не доходил до такого цинизма, как в Италии, например. В Риме, в Неаполе, мне самому на улицах делали гнуснейшие предложения - юноши, почти дети. Отвратительные, противоестественные пороки - и открыто для всех, и это никого не возмущает. А попробовали бы сделать то же у нас! Весь народ осудил бы, потому что для нашего народа тут смертный грех, а там это - в нравах, простая привычка, - и больше ничего. И эту-то «цивилизацию» хотят теперь прививать народу!- не уступлю. Да никогда я с этим не соглашусь! До конца моих дней воевать буду с ними,

- Но ведь не эту же именно цивилизацию хотят перенести к нам, Федор Михайлович! - не вытерпела, помню, вставила я.

- Да непременно все ту же самую! - с ожесточением подхватил он. - Потому что другой никакой и нет... Начинается эта пересадка всегда с рабского подражания, с роскоши, с моды, с разных там наук и искусств, а кончается содомским грехом и всеобщим растлением...»

Допустимые объёмы цитирования не позволяют мне продолжить перечисление высказываний писателя о своём отношении к Европе. Но и этого уже достаточно, чтобы иметь представление о нём. Некоторые оценки писателя можно признать излишне категоричными, русскому сознанию трудно объективно оценить особенности крайне прагматического ума немца. Но, как выразился один наш известный остряк - "это не отсутствие ума, это ум такой". Наверное многие скажут: времена меняются, нравы меняются, прогресс не стоит на месте, современные европейцы люди вполне цивилизованные, многие хорошо образованы, нам известно много случаев их благородного поведения. Да, согласна, в целом население европейских стран сегодня производит вполне благоприятное впечатление. И впечатление Достоевского о той, старой Европе можно отнести к временам безвозвратно ушедшим.

Но повод, который заставил нас вспомнить оценки нашего писателя, он вполне себе современный и позволил себе проявиться на фоне ещё более дикого проявления со стороны лидеров этих народов — их политиков, что позволяет обобщённо говорить о внутренней сущности нравов, лежащих в основе личностных характеристик отдельных людей и обществ в целом. Невозможно же предположить, что цивилизованными, добропорядочными людьми управляют невежды, циники и безумцы. Которые в течение восьми лет позволяли себе, когда это было им выгодно, закрывать глаза на вопиющую бесчеловечность, на отчаянные призывы к гуманизму, и вдруг воспылавшие лютым возмущением, когда ход событий затронул их интересы.

Нет сомнений, что преподавание творчества Достоевского в европейских университетах имеет свою специфику. Мне когда-то говорили, что на Западе чтут Достоевского за то, что он открывает им душу и человеческую натуру русского человека — дикую и тёмную. И это им очень льстит, откуда и интерес. Такая избирательность взглядов вообще очень свойственна европейскому сознанию. Их безграничная самоуверенность, у некоторых доходящая даже до спеси, которую отмечал и Достоевский, их врождённый прагматизм научили их чётко разделять выгодное для них и невыгодное — первое принимать, второе игнорировапть. Поэтому общечеловеческий масштаб творчества нашего гения им недоступен по самой их природе. Но остаётся надежда, что и там есть немало действительно умных и любознательных людей, в том числе среди молодёжи, которых творчество Достоевского заинтересует в более широком, чем кому-то выгодно, объёме и содержании. И главное в желании познать несколько больше, чем желание удовлетворить своё самомнение.
Сегодня поступили сообщения, опровергающие решение Миланского университета. Слава Богу, если нашлись разумные люди, заставили пойти кого надо на попятную, не поддались общему психозу хотя бы в той области, где должен властвовать исключительно разум.


Иллюстрация: портрет Ф,Достоевского художника Константина Васильева


Рецензии
Придите к нам. От ужасов войны придите в мирные объятья.
Пока не поздно - старый меч в ножны. Товарищи, мы будем братья!
А если нет - нам нечего терять. И нам доступно вероломство.
Века, века вас будет проклинать больное позднее потомство...

Прошу прощения коли переврал где великие строки Блока( уж в пунктуации - наверняка). Набрал по памяти.

Уж как либералы не могут простить Блоку это стихотворение. Ужом вертятся: мол он это в расстройстве умственном писал, да сам потом жалел... А Достоевского уж всего... Стоит только где о нём уважительно высказаться, тут же прилетит два-три и примутся грязь ушатами лить. Видно в методичках у них такие указания розданы. Да и без того - трудно человеку с грязной совестью Фёдор Михайловича читать. Правда глаз колет.

Вот, ведь: читаешь написанное сто лет назад, двести, а всё как вчера, сейчас. А, ведь, каждый раз очарование наше войной заканчивается. Как только мы себя в их благородстве уверим, так они нас поработить норовят. И урока более чем на 50 лет не хватает...

Алексей Земляков   26.12.2022 19:54     Заявить о нарушении
Да, страшен тот, кто не умеет и не желает слышать правду о себе. Но, как ни страшен, а правда сильнее. И не нам их бояться.

Спасибо,

Наталья Благушина   27.12.2022 15:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.