Не пора ли закрывать мифы о геноциде черкесов

НЕ ПОРА ЛИ ЗАКРЫВАТЬ МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ О «ГЕНОЦИДЕ ЧЕРКЕСОВ» И ГОСУДАРСТВА «ЧЕРКЕССИЯ»

ПОЛИТИКА И ИНТЕРЕСЫ

ТРЕТЬЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ПРОДВИГАЕТСЯ ПРОЕКТ «ЧЕРКЕССИЯ». ПРОЕКТ, СОЗДАННЫЙ В 1828 ГОДУ НА ЗАПАДНОМ КАВКАЗЕ АНГЛИЙСКИМИ СПЕЦСЛУЖБАМИ С ЦЕЛЬЮ ОТКОЛОТЬ ЗАПАДНЫЙ КАВКАЗ ОТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
 В СЕГОДНЯШНИХ РЕАЛИЯХ ОТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НЕКОТОРЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ТЕХ, КТО РАБОТАЕТ В ТАНДЕМЕ С ТЕМИ, КТО ХОЧЕТ РАЗВАЛИТЬ РОССИЮ и СОЗДАТЬ СВОЁ  «ГОСУДАРСТВО ЧЕРКЕССИЯ», ГОСУДАРСТВА, КОТОРОГО НЕ БЫЛО НИКОГДА.

НО ЕСТЬ ОБЕЩАНИЯ ЗАПАДА: ПРИЗНАНИЕ «ГЕНОЦИДА -ЧЕРКЕСОВ», ЗАПАДНЫМИ СТРАНАМИ  И НА ОСНОВЕ ЭТОГО ТРЕБОВАТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НА ЧАСТИ КАВКАЗА.


Предлагаем вашему вниманию выдержки - ответы Ибрагима Яганова на вопросы, присланные пользователями Aheku.org и Elot.ru.

Aheku.org & Elot.ru: А в приватных беседах с политиками было такое, что они признавали бы, что да, нужно было бы как-то упростить процедуру получения гражданства черкесами. Я не говорю об уравнении с абазинами, но, по крайней мере, об упрощении?

Ибрагим Яганов: К сожалению, нет. Нынешние власти строго ориентированы на Кремль и они совершенно не видят черкесского этноса, но я думаю, что ситуация меняется очень быстро и недалеки времена, когда они вновь увидят нас, как в 92м году.

Aheku.org & Elot.ru: Бытует мнение, что если абхазы вновь нас увидят, такого количества добровольцев уже не будет и многие из тех, кто были в 90х, туда не вернутся.

Ибрагим Яганов: Думаю, что пойдут. Не для абхазов. Их поведение сегодня этого явно не заслуживает, но, тем не менее, это будет зовом предков. Это историческая родина. Это единое пространство. Это единый народ и элементарное чувство справедливости толкнет очень многих ребят опять стать добровольцами, если это будет необходимо.

СПРАВКА
НА ВОПРОСЫ АБХАЗСКОЙ МОЛОДЁЖИ В ТОМ ЧИСЛЕ:
 Ибрагим Хасанбиевич! Некоторое время назад вы побывали в Грузии у своего друга…Исходя из этого можно сделать вывод о том, что посещая Абхазию вы брали официальное разрешение на пребывание в "оккупированной" Апсны у властей Грузии.

Прокомментируйте пожалуйста данный казус. С Ув. Чхотуа Ираклий В.

•  Считаете ли вы обязательным признание Грузией - независимости Абхазии?

Ибрагим Яганов: «Как бы это не смотрелось банально, руку помощи нам протянула Грузия.
Обманывают они нас или относятся к черкесскому вопросу искренне – мы узнаем потом. «Осенью, когда посчитаем цыплят». А пока у нас нет никакой альтернативы и основания подозревать Грузию во лжи.
Во всей этой ситуации необходимости для Абхазии вмешиваться в создавшуюся ситуацию просто нет. Мы знаем о том, что Абхазия зависима от России, и создавшаяся ситуация вынужденно толкает Абхазию на союз с ней. Мы сами живем в России и прекрасно понимаем что речи о противостоянии и войне с Россией быть не может.

Но продавать стратегические интересы и будущее своего народа так дешево граничит с предательством.

А между прочим, это ваше будущее и ваша перспектива.

Оглянитесь вокруг себя. Если все будет так дальше продолжаться, что будет с Абхазией? Лично я не вижу ничего хорошего.

В происходящем Абхазия должна была просто многозначительно промолчать, а не заявлять «Какое отношение черкесы имеют к Красной поляне? Это абхазская земля».

Именно по той причине, что даже Абхазия – абхазская земля, черкесы имеют к ней прямое отношение. По этой причине сотни добровольцев с Северного Кавказа пошли через перевал защищать ее свободу…», Пишет Шота Имерлишвили, Shota Imerlishvili (shimerli) 2012-06-05 21:01:00
Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/189371/
© Кавказский Узел

Aheku.org & Elot.ru: Вопрос от пользователя: «Как ты оцениваешь мероприятия 20-21 мая, прошедшие в Нальчике в день памяти и скорби. Были ли какие-нибудь препоны, предупреждения или странные звонки в канун этих событий? Не вызывали ли тебя и твоих соратников на ковер?»

Ибрагим Яганов: Нет, меня на ковер не вызывали и очень давно не вызывают, потому что и силовые структуры, и власти убедились, что это бесполезно. Чем больше запрещают, тем становится интереснее. Скажу так, власти Кабардино-Балкарии считают меня конченым фанатиком, но вот меня удивляет внимание федеральных структур и СМИ, которые проявляют интерес к нам. Вот, например, 6го числа я еду на конференцию в Совет Федерации, а 8го будет другая конференция в Общественной палате. Я думаю, наш вопрос вышел на совершенно другой уровень. Потасовки и мордобития на уровне президента Кабардино-Балкарии уже не актуальны, тем более, мы такими методами не пользуемся.

Мы выше всего этого и хотим заниматься не мордобитием и наведением порядков на рынках, базарах и прочих местах, а реальной политикой, выйти на международный политический уровень.

 Мы фактически на него уже вышли, потому что признание геноцида черкесского народа уже обсуждается не только в России, но и далеко за её пределами.

Ибрагим Яганов: Действительно, история свободной Абхазии состоит из двух эпох – Ардзинбы и Багапша. Честно скажу, были проблемы и с этой и с другой. Было много хорошего и много плохого. Вечно говорить о хорошем, я думаю, дело очень благодарное и прибыльное, но большого желания делать этого нет, по той причине, что об этом говорят многие и по долгу. А вот что касается плохого, надо бы об этом обязательно поговорить и немногие это рискуют делать, потому что это довольно-таки хлопотно. Эпоха Багапша войдет в историю, как эпоха приобретения признания независимости Абхазии Россией и это самый ключевой момент. Мы знаем, что период прихода к власти Багапша и последующее время в Абхазии было очень много противоречий. Это нормально и скажу откровенно, что это меня радует.

Там, как в Кабарде, не бегают за президентом, как стадо баранов. Есть несколько мнений и каждая сторона жестко, последовательно и целенаправленно отстаивает свою позицию, чего не скажешь ни про Адыгею, ни про КБР, ни, тем более, про КЧР.

 Этот момент очень положительный и я считаю, что абхазы в политической области продвинулись далеко вперед, чем мы. Существование нескольких точек зрения, организаций и сообществ – это довольно-таки серьезная политическая позиция. Багапш в этот период был такой балансирующей, стабилизирующей фигурой, потому что каждая из сторон жестко отстаивала свою позицию и готова была пойти вплоть до вооруженного противостояния, чтобы отстоять свои принципы. Самая большая его роль заключалась в том, что он мог маневрировать между ними. У него богатый партийный опыт, советский опыт, опыт работы в представительстве в Москве и свою роль он очень хорошо сыграл. Это можно, в принципе, назвать положительным моментом.

Но есть и отрицательные моменты. Фактически, за период правления Багапша, абхазы растратили многие позиции, связанные с независимостью и свободной позицией.

Во всех государственных структурах появились российские органы власти. Ни одно совещание на правительственном или президентском уровне не проходит без участия посла России. Везде в министерстве обороны присутствуют российские офицеры.

Везде на территории Абхазии, вплоть до границы с Галией, стоят российские войска. Это уже не помощь, это больше смахивает на оккупацию, если ее, в общем, можно так назвать.

 Такое чрезмерное присутствие российских войск на территории напрочь лишает Абхазию статуса независимого государства. В любой момент, когда Абхазия перестанет выполнять требования российских федеральных властей, эти войска могут быть применены. На фоне этого полная деградация абхазских войск. Можно констатировать, что их уже фактически нет. Те, какие-то еще воинские подразделения, которые есть в составе министерства обороны Абхазии, совершенно не играют никакой роли. Они деморализованы и это уже факт, который я видел своими глазами.

Далее идет сильнейшая экспансия и в экономическом плане. В комплексе все это можно расценить, как российскую экспансию и сдачу абхазской независимости федеральным структурам России.


Aheku.org & Elot.ru: Но абазины, в принципе, даже по абхазской конституции автоматически становятся гражданами Абхазии по рождению.

Ибрагим Яганов: Да, абазины автоматически, как и все добровольцы и члены их семей, могут быть гражданами Абхазии и это распоряжение негласное. Но я думаю, что это ситуация временная и была создана под давлением федеральных властей, потому что для них нежелательно заселение Абхазии черкесами, тем более, черкесами из-за границы. Сегодня Абхазия из политических и экономических реалий вынуждена считаться с российскими властями. Фактически, абхазы посажены на финансовую иглу, на которой сидят республики Северного Кавказа и они полностью зависимы от Кремля. На сегодняшний день, я думаю, что эта ситуация временная, по крайней мере, я хочу на это надеяться.

 Что касается абхазской государственности, то единственная опора Абхазии, после России, это республики Северного Кавказа и в особенности Кабарда.

Война это явно показала.

И в будущем абхазам, больше чем на черкесов, не на кого надеяться. А что касается абхазского правительства, то власти приходят и уходят, а история и народ остаются.

Aheku.org & Elot.ru: А в приватных беседах с политиками было такое, что они признавали бы, что да, нужно было бы как-то упростить процедуру получения гражданства черкесами. Я не говорю об уравнении с абазинами, но, по крайней мере, об упрощении?

Ибрагим Яганов: К сожалению, нет. Нынешние власти строго ориентированы на Кремль и они совершенно не видят черкесского этноса, но я думаю, что ситуация меняется очень быстро и недалеки времена, когда они вновь увидят нас, как в 92м году.

Aheku.org & Elot.ru: Бытует мнение, что если абхазы вновь нас увидят, такого количества добровольцев уже не будет и многие из тех, кто были в 90х, туда не вернутся.

Ибрагим Яганов: Думаю, что пойдут. Не для абхазов. Их поведение сегодня этого явно не заслуживает, но, тем не менее, это будет зовом предков. Это историческая родина. Это единое пространство. Это единый народ и элементарное чувство справедливости толкнет очень многих ребят опять стать добровольцами, если это будет необходимо.

Aheku.org & Elot.ru: Не смотря на то, что ты говоришь, что давления не было, людей, по крайней мере на визуальном уровне, было на порядок больше, чем в предыдущие годы.

Ибрагим Яганов: Давления не было на меня. На многих других попытки были. Людей было много и мероприятие прошло очень хорошо.

Не смотря на то, что по местному телевидению не показали адыгские флаги и адыгских всадников, их видели везде по городу и интерес людей к этому мероприятию был велик...

 
НАШ КОММЕНТАРИЙ:

ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ « АДЫГСКИЙ  (ЧЕРКЕССКИЙ ФЛАГ), С 12-ю СТРЕЛАМИ НА ЗЕЛЁНОМ ФОНЕ» - ЭТО  КАК ФЛАГ АДЫГСКО-КАБАРДИНСКИЙ СОЗДАН  В 90-х ГОДАХ 20 ВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ, КАК ПРОТОТИП, ЯКОБЫ «ЧЕРКЕССКОГО ФЛАГА» ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ ВОЙНЫ «ЧЕРКЕСОВ» ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ НА ЗАПАДНОМ КАВКАЗЕ ПРОТИВ РОССИИ.

КАБАРДИНСКИЕ ИСТОРИКИ, СЧИТАЮТ, ЧТО КАБАРДИНЦЫ, ТО ЕСТЬ, ОНИ «ЧЕРКЕСЫ» ВОЕВАЛИ ПРОТИВ РОССИИ 101 ГОД, И ПРИ ЭТОМ ПОТЕРЯЛИ СОТНИ ТЫСЯЧИ УБИТЫХ И МИЛЛИОНЫ ВЫСЕЛЕННЫХ ЗА РУБЕЖ.

И ЭТО НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО В ОФИЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ НАЧАЛА 19 ВЕКА, ОБЩЕЕ ЧИСЛО КАБАРДИНО-АДЫГОВ БЫЛО НЕ БОЛЕЕ 52 тыс. ЧЕЛОВЕК,

Aheku.org & Elot.ru: Предположим, что, условно говоря, существует список приспособленцев…

Ибрагим Яганов:  Их цель, по большому счету, выжить, немного заработать и сохранить добро, нажитое непосильным трудом. Для выполнения этих задач, думаю, они будут служить любой власти, которая будет установлена на этих территориях.

Aheku.org & Elot.ru: А кого бы ты еще добавил в этот список?

Ибрагим Яганов: Этот список очень велик. Весь совет министров, депутаты, которые подписали все законы по земельной реформе. Все они, к сожалению, довольно-таки мало образованы в политическом плане. Я не могу понять внутренний мир этих кабардинцев, которые в парламенте КБР подписали региональные законы 12 и 13 и одним росчерком пера передали 224000 Га горных пастбищ, принадлежащих кабардинским селам. Весь этот контингент я спокойно записал бы в этот список.
Aheku.org & Elot.ru: Возвращаясь к списку приспособленцев…
Многие заговорили о предательстве. Не столько черкесов, сколько своих же предков.  Недели три назад, прям в канун перед встречей представителей диаспоры в Думе, в сети появился финальный вариант меморандума черкесских организаций РФ, ты в курсе, что это за меморандум?

Ибрагим Яганов: Да, я знаю. Мне его Сохт показал, когда я был в Москве. Я один из первых, кто видел этот меморандум. На этот вопрос отвечу чуть отвлеченно.

 И Шарпны, и этот меморандум ратуют за поддержку Олимпиады, за исключительную возможность станцевать на открытии.

Aheku.org & Elot.ru: И, наконец, подойдем к ключевому событию в черкесском мире первой половины 2011 года. Это признание Грузией геноцида черкесского народа Российской Империей.

Вопрос пользователя: «Это событие имеет огромное значение для нашего народа, но это только первый шаг в нашем большом и, несомненно, важном деле. Скажите, пожалуйста, какие дальнейшие шаги будут предприниматься (или должны быть предприняты) нами и нашими общественными организациями, для достижения поставленных задач (возвращение Черкесов на историческую Родину и т.д.)?» и вдогонку еще один вопрос «Какие цели преследует признание геноцида? Или признание и есть самоцель?»

Ибрагим Яганов: Признание геноцида это шаг в мировое сообщество.

 До сих пор «черкесский вопрос» как-то варился в нашей внутренней среде.

«Черкесский вопрос» был какой-то ностальгией, хобби, о котором постоянно говорила молодежь и более или менее образованные люди.

Сейчас этот вопрос вышел на политическую арену.

Я думаю, в дальнейшем этот вопрос будет вынесен на обсуждение Евросоюзом в Европарламент, вынесен на обсуждение рядом других стран Балтии, после чего вынесено будет на обсуждение более серьезными и крупными странами, как Финляндия и Польша.

 Они тоже могут обратить на это внимание. По крайней мере, зарубежная диаспора должна и будет работать в этом направлении.

Признание геноцида откроет некие перспективы для дальнейшего развития народа, особенно для нашей молодежи.

 В частности, как мне представляется, молодежь может получить возможность обучаться в ВУЗах, как народ, подвергшийся геноциду и не в Москве,

а в странах, признавших геноцид.

По всей вероятности, черкесы смогут получить возможность беспрепятственного въезда в эти страны. Для нас открывается мир в совершенно другом ракурсе.


Aheku.org & Elot.ru: Вопросы у нас не только от черкесов, но есть и из Грузии. Соломон Лебанидзе, курирующий черкесский вопрос, интересуется:

«Какое позитивное влияние, на ваш взгляд, может сыграть Грузия в вопросе репатриации адыгов на родину и воссоздании единого государственного субъекта?

И веришь ли ты в идею единого кавказского дома?» Я не до конца понял, что имел в виду Соломон под «государственным субъектом». Видимо, некий намек на суверенитет.


Ибрагим Яганов: «Я считаю, что это далекая перспектива. Мы мечтаем об этом. Я надеюсь, что, в конце концов, если я даже это не увижу, это будет.

Это нормальное развитие и право любого малочисленного народа мечтать об этом. Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом. Это не криминал и никто нам не может это инкриминировать.

Грузия свою роль уже сыграла. Я думаю, что наши дружеские и родственные отношения с ней со временем должны быть восстановлены.

Я верю в это. Я не подписал письмо с благодарностью, которое было отправлено в парламент Грузии, но поддерживаю, в принципе.

Я не подписал его по той причине, что еще 20 лет назад, после войны в Абхазии, мы жестко приняли решение, что до тех пор, пока Грузия не признает независимость Абхазии, никаких взаимоотношений с Грузией у нас быть не может.

Я придерживаюсь до сих пор этого мнения и мне очень жаль, что Грузия не признала независимость Абхазии и я не смог подписать то письмо…»

СПРАВКА

ShareTweet
К 151-й годовщине со дня окончания русско-кавказской войны.
ПРАГА, 21 мая, Caucasus Times.

«Обратившись к исторической памяти черкесов, признав геноцид России против черкесского мира, Грузия усилила противоречия между черкесами и абхазами, с другой же стороны — она усилила напряженность вокруг Олимпиады.
В Грузии был создан Черкесский культурный центр. Жертвам Русско-кавказской войны был воздвигнут памятник. Грузинское руководство инициировало широкий спектр учебных программ для студентов из Северного Кавказа. Герой Абхазии, черкесский активист Ибрагим Яганов, до этого заявлявший не раз, что не посетит Грузию, пока она не признает независимость Абхазии, посетил Тбилиси и встретился с грузинскими парламентариями (http://regional-dialogue.com)...»


Aheku.org & Elot.ru: В принципе, на следующий вопрос ты уже ответил, но все равно задам его: «Почему вы до сих пор не обратились с просьбой о признании геноцида черкесов в парламенты других стран? Взять хотя бы Абхазию». Обращение в другие парламенты – это только пока планы или уже что-то готовое?

Ибрагим Яганов: Это вопрос очень серьезно лоббируется зарубежной диаспорой. Активная работа на территории России перерастает в антигосударственную деятельность, и она уголовно наказуема. В этой связи, мы не можем этим заниматься на территории России.

Aheku.org & Elot.ru: Ибрагим, ты веришь в безвозмездность в политике?

Ибрагим Яганов: Нет. Политика состоит из противоречий и интересов. Безвозмездной политики фактически нет. И здесь я думаю, слились интересы и Грузии, и черкесов.

Aheku.org & Elot.ru: То есть за это признание не нужно будет платить?

Aheku.org & Elot.ru: Недавно на одном из грузинских ресурсов появилась статья «Черкесы и абхазы: прошлое, настоящее, будущее», где не прикрыто и достаточно бесцеремонно вбивался клин между абхазами и черкесами. Полагаю, что это только начало целой серии публикаций. Не тот ли это счет, который нужно оплатить?

Ибрагим Яганов: Нет, это не просто статья. Ведется большая работа, чтобы вбить клин между черкесами, абазинами и абхазами.

Aheku.org & Elot.ru: Я повторюсь, что статья, о которой мы говорили, грузинская. И от некоторых из тех, кто присутствовал в парламенте Грузии в день принятия резолюции, исходит некая антиабхазская риторика. Опять же повторюсь, это и есть цена?

Ибрагим Яганов: Нет. Это политика. Политика, которая состоит из интересов.

 У каждой стороны свои интересы и своя тактика.

Есть какая-то общность интересов и надо попытаться все это сбалансировать.

Не нужно выплескивать грязную воду вместе с ребенком. Здесь надо разговаривать и быть толерантным к другому мнению. Политическая арена это то место, где из всех этих мнений вырастает одно сбалансированное, которое может хотя бы частично удовлетворить интересы всех.

Aheku.org & Elot.ru: К нам пришел вопрос от Юрия Нехая, который благодарит тебя за помощь, оказанную в съемках фильма «Черкесия. Адыгэ Хабзэ», а сам вопрос звучит так:

«Ибрагим, на твой взгляд, болезненная реакция, либо полное игнорирование Российскими властями признания геноцида черкесского народа Грузией может быть вызвано тем, что народ, который требует исторической справедливости, может потребовать правды и прозрачности и в сегодняшней внутренней политике, социальной сфере, прозрачности проводимой политики не только по отношению к черкесскому народу, но и к русскому, татарскому, ингушскому и другим коренным народам РФ, да и вообще к людям в этой стране?»

Ибрагим Яганов: Колониальные времена прошли, и многие развитые страны уже освободились от своего колониального прошлого и извинились перед порабощенными народами. Россия, к сожалению, не может пройти этот барьер.

До сих пор доминируют имперские амбиции. И именно это состояние на сегодняшний день разваливает и уничтожает Россию.

Она сейчас на грани развала.

И именно имперские амбиции и отношение российских властей не только к кавказским народа, но ко всем своим гражданам, создает вот эту ситуацию. Вот как можно понять?


Aheku.org & Elot.ru: Ибрагим, пару вопросов тебе, как председателю ОД «Хасэ»: «Почему со стороны ОД "Хасэ" до сих пор не было ни одного обращения в суд по факту фальсификации истории (со стороны кого бы то ни было), клеветы, разжигания межнациональной розни и т.п.? Ведь, заявляется, что ОД "Хасэ" представляет и отстаивает интересы черкесского народа.»

Ибрагим Яганов: Как лидер этого движения, я считаю, что надо планировать свою работу так, чтобы ты был в состоянии выполнить этот план. Планировать воздушные замки, которые ты не в состоянии построить – бессмысленно…»© Aheku.org & Elot.ru
Ctrl

ЗЕЙНЕЛ АБИДИН БЕСЛЕНИ
Черкесский национализм и Интернет
Организации, входящие в состав Международной черкесской ассоциации (МЧА)
МЧА, основанная в 1991 г., – это на самом деле «зонтичная» организация, в состав которой входят главные черкесские организации на Кавказе и в диаспоре (в Турции, Европе, США, Сирии и Иордании). Она имела большое влияние во время войны в Абхазии в 1992-1993 гг. и позднее в Карачаево-Черкесии во время борьбы за политическое доминирование между карачаевцами и черкесами.
После того, как промосковские кабардинские элиты получили в 2000 г. полную власть, лидеры МЧА неоднократно заявляли, что они больше не хотят участвовать в политических делах, а просто занимаются культурными и лингвистическими нуждами сообщества. Тем не менее, недавно организация «Адыгэ Хасэ» в Адыгее и Карачаево-Черкесии начала – под руководством соответственно Арамбия Хапая и Мухамеда Черкесова – принимать деятельное участие в этнической политике. Их политическая позиция по таким вопросам, как объединение черкесских республик, или по поводу черкесского геноцида сильно отличается от официальной позиции МЧА, хотя обе организации входят в ее состав...
Адыгские общественные организации это:  «Черкесский конгресс», «Молодежная Хасэ» и «Хасэ» в Адыгее, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, – а также все прочие организации, возникшие за последнее десятилетие. Лидерами этих движений стали Руслан Кешев, Ибрагим Яганов, Мурат Берзегов и Фатима Тлисова.
Двое последних недавно переехали в США: они постоянно подвергались угрозам и нападениям за свою политическую и журналистскую деятельность.
Нынешние черкесские активисты занимаются следующими политическими вопросами:
Зимние Олимпийские игры-2014 в Сочи.
 Среди черкесов широко распространено убеждение, что Сочи был последней твердыней черкесского противостояния Российской Империи во время захвата исторической Черкесии.
Этот город сам по себе занимает важное положение в коллективном сознании черкесов. Поэтому такое негодование вызвала речь Путина перед Международным олимпийским комитетом в июле 2007 г. Перечисляя прежних жителей Сочи, он назвал греков, колхов и казаков, но даже не упомянул черкесов. Более того, на Олимпийские игры в Ванкувере Олимпийский комитет России отправил казачий хор в качестве представителей Кубанского региона (где расположен Сочи) и его культуры.
По историческим причинам черкесы считают, что в XIX в. казаки были агентами российского империализма, которые сыграли ключевую роль в уничтожении исторической Черкесии; это была соль на рану.
Среди черкесов существует три основных позиции по поводу проведения зимних олимпийских игр в Сочи, которые президент Медведев объявил «российским национальным проектом». Некоторые организации – например, «Черкесский конгресс» – хотят, чтобы игры отменили. Они говорят, что нельзя проводить Олимпиаду на том месте, где тысячи черкесов были убиты во время русско-черкесской войны, и что в 2014 г. как раз будет 150-летняя годовщина события, которое они называют «геноцидом черкесов».
Тема «геноцида черкесов». Многие черкесские активисты хотят, чтобы трагические события XIX в. были признаны геноцидом черкесского народа со стороны Российской Империи. Говоря точнее, весь спектр черкесских сообществ и организаций почти единодушно сходится в том, чтобы считать это геноцидом. Более того, и кабардино-балкарский, и адыгейский парламенты одобрили законы (в 1992 г. и в 1996 г. соответственно), согласно которым этому событию официально присваивался статус «геноцид черкесов». Они также обращались к российской Думе, чтобы она тоже это признала. МЧА тоже много лет придерживалась этой позиции – пусть даже только на бумаге.
В настоящий момент черкесские активисты предъявляют Москве следующие претензии:
• разрушение федерализма и сокращение политической автономии у черкесских республик при Путине;
• уничтожение президентских выборов;
• отсутствие независимого местного представительства;
• устранение из паспортов нерусскоязычных разделов;
• принудительные изменения в республиканских конституциях;
• отсутствие свободы выражения мнений и вообще отсутствие демократических прав.

Репатриация черкесской диаспоры. Почти все черкесские организации поддерживают эту идею. Они хотят, чтобы современное российское государство признало ответственность за историческую несправедливость, из-за которой черкесы пострадали по вине его предшественника – Российской Империи. Для этого, по их мнению, Москва должна дать черкесам из диаспоры особые права и некоторую финансовую поддержку. чтобы они смогли вернуться на свою историческую родину.
Доктор Зейнел Абидин Беслени (Zeynel Abidin Besleney) – сотрудник Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета (School of Oriental and African Studies, University of London). Он занимается черкесскими национальными движениями на Северо-Западном Кавказе и в диаспоре.
SHARES
ShareTweet
ПРАГА, 3 ноября, Caucasus Times. Черкесское национальное движение продемонстрирует в 21 веке небывалый национальный подъем. Ярким тому свидетельством служат масштабные мероприятия, посвященные очередной годовщине окончания Русско-Кавказской войны, прошедшие 21 мая 2017 года в трех республиках Юга России: Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии.

Первый съезд кабардинского народа был созван 10 января 1992 года в г. Нальчике.
Состав делегатов съезда был по своей политической ориентации достаточно разношерстным. Главы администраций районов приложили много усилий, чтобы среди делегатов съезда оказались послушные аппарату официальной власти люди. В то же время делегаты, стоящие на позициях «Адыгэ Хасэ» и «Демократической Кабардино-Балкарии», составляли внушительное количество. На съезде был сформирован Конгресс кабардинского народа – представительное образование, основным полномочием которого была защита суверенных интересов кабардинского народа. Основным политическим документом съезда явилось решение «О восстановлении Кабардинской Республики», в котором говорилось:
Восстановить суверенную Кабардинскую Республику в пределах исторической территории кабардинского народа…»

ЕСТЬ ДВА ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕРРИТОРИИ КАБАРДЫ:

1. ФАНТАЗИЙНЫЙ, МИФИЧЕСКИЙ

АСЛАН БЕШТО: «Черкесия должна быть территориально воссоздана в своих границах, и альтернативы этому я не вижу. В связи с этим, наверное, можно утверждать следующее: территориальная реабилитация Черкесии является частью общего черкесского вопроса. Можно сказать, что первая фаза решения вопроса преодолена, несмотря ни на что – это признание геноцида. Не Грузией – хотя мы все ей благодарны за этот шаг. Геноцид черкесского народа признан, прежде всего, самим черкесским народом. Это самое главное. Нет ни одного человека среди черкесов, кто не осведомлён о произошедшем геноциде, и нет никого, кто в частных беседах не соглашается с термином случившейся трагедии. Мы претендуем на эти территории как на часть своего жизненного пространства…»
Черкесия нарисованная А.Бешто, а он не одинок в этом проекте воссоздания «Черкесии», территория включает в себя территории части Осетии, Ингушетии, КБР, КЧР, Краснодарского и Ставропольского краев, части Абхазии.
Великая Черкессия: провокация и мечта | gumilev-center.ru›velikaya…provokaciya-i-mechta/

avrom_caucasus
27 апреля, 2010
Грузинский ход в черкесской игре

ПРАГА, 27 апреля, Caucasus Times -  Интервью c активистом черкесского движения, лидером «Черкесского Конгресса» Кабарды Русланом Кешевым. Интервью сделано специально для Caucasus Times журналистомАвраамом Шмулевичем.

Авраам Шмулевич – «Один из частников Конференции, Али Берзег из США, выступил с призывом к созданию независимого черкесского государства. Такая идея выдвигалась и ранее. Ваше отношение к идее образования независимой Черкесии.
Руслан Кешев - Кто не мечтает о построении национального государства? Конечно, моя мечта – восстановление самобытной, независимой Черкесии, объединяющей всех черкесов в одно государство на нашей исторической территории…

Черкесское общественное движение стремительно развивается в последние годы – и в РФ и в черкесской диаспоре. Уже вырисовываются три главных подхода к решению, назовем его так, «черкесского вопроса»:
1. Широкая автономия единой Черкессии в составе РФ.
2. Независимое государство на деколонизированной территории.
3. Статус-кво, оставить все как есть, в рамках существующих в РФ трех черкесских автономий (точнее одной полностью черкесской и двух полу-черкесских), произвести там некоторые улучшения в рамках существующей системы власти, и ничего более не просить и не требовать.
Пока национальные организации кавказских народов (включая сюда и местных русских и независимые казачьи организации) действуют весьма неумело и непрофессионально, все еще находятся в «политических пелёнках…»

Авраам Шмулевич
28 ноя 2017 в 18:25 Тюркский мир и черкесы в 21 веке

«Вот высказанное мне мнение одного из лидеров независимого черкесского движения в РФ:

«Нет, я не считаю, что совместное нахождение черкесов в одной республике с карачаевцами или балкарцами препятствует объединению Черкесии в единый субъект.

Республики эти были созданы уже после того, как черкесы были уничтожены в основной своей массе.

 А на роль надзирателей и контролёров над черкесами ставили казаков в первую очередь.

Здесь мы уже наблюдаем именно конкуренцию развившихся численно тюрок и восстановивших численность черкесов на урезанной кратно территории.

Москва, естественно, заинтересована в перманентном противостоянии черкесов и тюрок, но и реально поддерживать тюрок ей вообще не с руки.

Здесь, скорее, имеют место игры в патриотов местных тюркских лидеров, через шантаж возможным конфликтом утверждающих в регионе свою роль миротворцев и гарантов.

Ну и для черкесов нынешние территории никоим образом не конечная цель — черкесы хотят вернуть под свой контроль Черкесию в исконных границах.

А там уже найдется место и для тюрок, долгое время живших с нами в едином политическом пространстве…»

SHARES
ShareTweet 21.09.2021 
Нальчик, 21 сентября, Caucasus Times:
Ибрагим Яганов: «Признание геноцида черкесского народа актуально по сегодняшний день. Мы должны бороться за правду, бороться за реабилитацию своих предков…»


СПРАВКА

ЧЕРКЕССИЯ – ТАКОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИСТОРИИ НЕ ИЗВЕСТНО.
ЭТО ПРОЕКТ, АНГЛИЙСКИХ СПЕЦСЛУЖБ НАЧАТЫЙ В 1828 ГОДУ И ПРОДОЛЖЕННЫЙ В 1990-х ГОДАХ  В АДЫГО-КАБАРДИНСКИХ ОБЩЕСТВАХ.

2. И ЕСТЬ, ФАКТ, ЧТО В 1720 ГОДУ, КАБАРДИНСКИЙ ЭТНОС МИГРИРОВАЛ НА ТЕРРИТОРИЮ БАЛКАРИИ И ТЕЧЕНИИ 100 ЛЕТ ОБИТАЛ НА ТЕРРИТОРИИ, КОТОРАЯ В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ ЗАНИМАЕТ ОДИН БАКСАНСКИЙ РАЙОН И ЧАСТЬ ЧЕГЕМСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

 С. Броневский в своей работе: «Новейшие Географические и Исторические известия о Кавказе», 1823, пишет: «Кабардинцы имеют свои хутора и выгоны для скота. Постоянные их усадьбы расположены в следующем порядке по Баксану: От впадения речки Гунделен вниз по Баксану верст на тридцать. Атажукины аулы занимают верховье Баксана в горах (ниже реки Гунделен на 30 вёрст – Х.Т.). Мисостовы Аулы, лежат на средних частях Баксана у подошвы гор, а главное местопребывание сего рода в урочище, называемом Цизъ-Курун- или Девичий рынок. Джембулатовы Аулы, расположены на нижних частях Баксана, наипаче на рукаве сей реки называемой Старой или Малой Баксанъ (Баксанъ ишъ). Но главное местопребывание Джембулатова рода находится на реке Чегемъ въ Кошкатовском урочище близ горы Кашкатау и на средних частях сей реки, где живёт  род Бекмурзы. Кабардинцы имеют привычку переходить съ старых усадъбъ, коль скоро селения ихъ засоряются отъ скопившегося скотского навоза и других нечистот…», с.85-86.
Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе - М.: Типография С.Селивановского,1823.с. – 385.

С. Филонов, русский исследователь в работе «Кавказская линия под управлением генерала Емануеля», пишет: «Беглые кабардинцы», как не коренные жители Закубанья, не занимали отдельной территории и даже не имели прочной оседлости, но, разсыпанные между другими закубанскими поселками, селились, где находили свободныя земли, и весьма часто переходили с одного места на другое, большей частью сосредотачиваясь в верховьях обоих Зеленчуков. Поселения бесленеевцев, разделенныя втиснувшимися между ними ногайцами, составляли две группы, из коих одна размещалась от верховьев р. Псефира на восток до Б. Лабы и на юг, захватывая бассейн р. Ходзь до устья реки Амтуркъ, впадающей в М. Лабу, и далее до горы Ахмет, где земли этой группы соединялись узкой полосою с землями другой группы, расположение которой можно определить линиями от горы Ахмет до горы Шелох и оттуда мимо горы Тегень к р. Урупу; вниз по этой реке поселения бессленеевцев несколько переходили р. Джельтмес, впадающей с левой стороны в Уруп, а на западе, захватывая оба Тегеня, достигали горы Джельтмес…», сс.421-422. «Кавказский Сборник».  «Кавказский Сборник», под редакцией артиллерии генерал-лейтенанта Чернявскаго. Томъ XV. 1891.Тифлис. Типография Канцелярии Главноначальствующаго гражданской частью на Кавказе, Лорисъ-Меликовская улица, дом казенный.

По данным И.Ф. Бларамберга, русского военного топографа офицера, впоследствии генерала русской армии на 1833 г.  кабардинцы большой Кабарды составляют 24 000 человек. «АБКИЕА», Нальчик, 1974., с.417.

Численность и расселение Бесленеевцев и Кемиргоевцев по Ф. Торнау:
 «1.Бесленей, на Большой Лабе на Тегенях, - около 8.000 жителей, подвластных княжеским фамилиям Канука и Шалох.
2.Кемюрогой и Егерукай, два владения, соединившееся  под управлением одного князя из фамилии Балатука, находились на низовье Лабы, - 9000 душ…
4. Кабардинцы, поселенные на Урупе и на Тегенях, - от 4 до 5.000 душ…», с.270. Ф.Ф. Торнау «Воспоминания Кавказского офицера», М. 2008г., эти данные на 1835-1836гг.


ЗАКРЫВАТЬ ГЛАЗА НА РАДИКАЛ-ФАШИЗМ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ, ЗАКРЫВАТЬ ГЛАЗА НА МИФ О «ЧЕРКЕССИИ» ЭТО ЗНАЧИТ ПОЛУЧИТЬ В БУДУЩЕМ НОВЫЙ ОЧАГ  МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО КОНФЛИКТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.


Хадис Тетуев, общественный деятель, 06.03.2022г.


Рецензии