Маленькое селение на большом тракте...

               

   Ко времени основания нашего села в начале восемнадцатого века никаких дорог в здешнем крае не было. Вот и в преданиях о переселенцах, основавшими первое поселение на месте будущего нашего села - Мише Исенбаеве "со товарищами" - говорится о том, что шли они сюда пешком по берегам рек Камы, Белой, Бири и Иняка. Реки в те далекие времена были основными коммуникациями, по которым осуществлялась заселение новых земель и по берегам которых возникали первые поселения. Местное же, коренное население здешних мест - башкиры - вели в те времена полукочевой образ жизни, и в дорогах особо не нуждались.
   Но не прошло и ста лет, как Мишкино - небольшая деревушка с двумя сотнями жителей - оказалась на пути строящейся большой столбовой дороги - Бирского тракта, который соединил между собой Уфу и Пермь, и стал ответвлением Великого сибирского тракта, протянувшегося тогда через всю европейскую часть России и далее, через Урал и всю Сибирь,  вплоть до границ с Китаем.
   Бирский тракт начинался в Уфе с переправы через Белую в районе нынешнего затонского моста. В те годы там уже давно была сооружена паромная переправа, которая называлась Сергиевский перевоз, так как первоначально она была организована монахами Сергиевского подворья Уфимского мужского Успенского монастыря. Далее путь тянулся через деревню Вавилово, иногда почти совпадая с нынешней трассой М7, которая ведет в Казань. Затем старая дорога отклоняется вправо и напротив села Калинники снова выходит к Белой. Здесь также тогда действовал перевоз, назывался он "монастырским" - по расположенному неподалеку селу Монастырский Дуваней.
После переправы опять на правый берег Белой дорога разделялась на две части. Одна через село Петровское тянулась к Бирску и далее на Елабугу и Казань. Другая шла вдоль старицы (старого русла Белой) на Калинники, большое село, раскинувшееся вдоль тракта. Сейчас в тех местах почти ничего не напоминает о существовавшей там большой дороги. Только в одном месте два каменных мостика-близнеца сиротливо стоят посреди болотистой заросшей низины, не доезжая до самого села.
   От Калинников дорога шла на север - к Емашево, которое сейчас расположено на границе нашего района с Бирским. Село Емашево, стоящее прямо на берегу Бири - совсем небольшое. А в старые времена, когда через него проходила столбовая дорога, все было по-другому. Здесь были и торговые лавки, и заезжие дворы, мануфактуры, были развиты различные ремесла. Село было богатым, многолюдным и быстро развивающимся, на что косвенно сейчас указывает то, какую большую церковь построили себе емашевцы в начале прошлого века. Размеры её впечатляют и сейчас, несмотря на то, что о былом её величии говорят только сохранившиеся руины. А ведь была еще и колокольня! Церковь называлась Казанско-Богородской, построена была в классическом "византийском" стиле. В советское время она разделила судьбу многих культовых сооружений, которые сначала приспособили под разные хозяйственные нужды, устроив там склады и ремонтные мастерские, а потом и вовсе забросили или даже разрушили, как, например, в нашем селе Новотроицкое.
   За Емашево старый почтовый тракт многие десятки километров тянулся по территории нашего нынешнего района - Мишкинского - которого в те годы, конечно, не было, а территория эта входила в несколько волостей Бирского уезда Уфимской губернии. Деревни Яндыганово, Староакбулатово и Новоакбулатово, Мишкино, Елышево, Арзаматово, Рефанды - все они стояли или прямо на тракте, или невдалеке от него, старый тракт почти совпадал с нынешней трассой на Караидель вплоть до ответвления дороги на Аскино…
   От исторического Бирского тракта осталось мало материальных свидетельств. Кое-где по нему проложены новые дороги, а там где они ушли в сторону, он просто зарос, потерялся во времени, забылся. Но на территории нашего района есть все-же два материальных памятника этого знаменитого пути прошлых веков. Это каменные мосты, устроенные в конце 18-го века. Один из них находится возле деревни Яндыганово, рядом с проселком, идущим в Емашево, второй - через речку Бишалаб, прямо рядом с современным мостом на трассе Мишкино-Караидель , через несколько километров от Рефандов. Этот мост особенно впечатляет и размерами, и мастерством, с которым он устроен. Все мосты, кстати, на всем протяжении этого многотысячекилометрового великого сухопутного пути сделаны по единому стандарту и имеют одинаковую ширину - шесть метров. Сохранилось местами и само полотно дороги, вымощенное камнем. В частности, небольшой участок этого тракта хорошо сохранился возле деревни Елышево...
   Первой дорогой - первым трактом, названным Государевой дорогой - был путь из Москвы в Санкт-Петербург, построенный по указу Петра Первого. Но лишь через шестьдесят с лишним лет после этого в России началось массовое строительство дорог по единому образцу. Созданная в это время по указу императрицы Екатерины Второй в 1786 году «Комиссия о дорогах в государстве» подготовила проект «Об устроении дорог между столицами». Вот тогда в Российской Империи и был взят курс мостить магистральные тракты «в каменные одежды». Согласно этому документу, дороги должны были возводить только по методу двухслойной конструкции: нижний уровень - щебень размером «малого куриного яйца», а верхний - толщиной пять-десять сантиметров — из прочного каменного материала, который необходимо «уколотить поплотнее ручными бабами и выровнять катками, железными и каменными». Но камень в достатке был не везде и поэтому весь путь Великого сибирского тракта отличался своим устройством с учетом местных природных условий. И мосты, которых на всем пути было устроено во множестве, тоже были не везде каменными.
   Бирский тракт, прошедший и через наши поселения в девяностые годы восемнадцатого века, тоже был построен по этой технологии. В это же время в Уфе открылась и первая почтовая станция. Располагалась она на улице Пушкина, которая в те годы так и называлась - Почтовой. В 1817 году вышел указ о строительстве на почтовых трактах этапов - специальных помещений для отдыха арестантов, которые в Сибирь на каторгу и ссылку шли тогда пешком по всему этому тысячекилометровому пути. Этапы располагались через двадцать пять-тридцать верст, которые колонны арестантов должны были преодолеть за два дня. Часто этапные тюрьмы строились рядом с почтовыми станциями. С тех пор и укоренилось в языке это словосочетание - "пойти по этапу".
   В селе Емашево тоже была почтовая станция, где человек, едущий "по казенной надобности" и имеющий специальный документ - "подорожную" - мог отдохнуть, поменять лошадей и двигаться дальше. Следующая почтовая станция была в деревне Староакбулатово, а затем – в Староарзаматово…
   Великий Сибирский тракт, к которому вел через наше поселение Бирский тракт и соединялся с ним возле Кунгура, сыграл в жизни страны в девятнадцатом веке большое значение. По нему не только шли колонны кандальников-арестантов (в том числе и известные всем "декабристы"), но и осуществлялся большой объем перевозок товаров, как в одну, так и в другую сторону, а со второй половины девятнадцатого века пошел и большой поток переселенцев из центральной России - когда началась колонизация Дальнего Востока. Десятки тысяч крестьян, собранные на сборных пунктах в большие партии, прошли по этому пути через всю Сибирь до самого Забайкалья. Два года уходило у них на преодоление этого нелегкого пути.
   К концу девятнадцатого века почтовые тракты стали терять свое значение. Жизнь не стояла на месте, в стране строились железные дороги, развивалось речное пароходство, а ввод в действие Транссибирской железнодорожной магистрали положил конец массовому трафику по Великому сибирскому пути, превратившемуся в сеть местных дорог.
   Потерял свое значение и наш Бирский тракт. Железные дороги на территории Уфимской губернии стали строить уже в конце восьмидесятых годов девятнадцатого века, да и река Белая, начиная от Камы и вплоть до Стерлитамака была признана годной для пароходного сообщения, которое тоже с восьмидесятых годов начало бурно развиваться. Автомобильного транспорта еще не было, а когда через полвека он уже стал играть заметную роль в экономике страны и дорожное строительство стало насущной необходимостью - новые дороги строили уже по новым технологиям и не всегда они совпадали направлениями со старыми столбовыми дорогами. Например в тридцатые годы построили дорогу Уфа-Янаул, Она, в отличие от старого Бирского тракта, прошла по правому берегу Белой, через Благзавод, и далее - через Бирск...
   Последними историческими событиями, когда старые почтовые тракты сыграли свою роль в перемещении большого количества людей, стали двадцатые-тридцатые годы, годы революции и гражданской войны, годы НЭПа и коллективизации.
   В наших краях по старому Бирскому тракту прошла партизанская армия Блюхера, когда своим знаменитым рейдом по тылам белых прорывалась из окружения, были в селе белочехи, отступали от Уфы и Бирска на восток войска адмирала Колчака, прошли отряды красногвардейцев на подавление кулацкого восстания в Новотроицке. По этому тракту увозили на подводах на сборный пункт в Аскино раскулаченных крестьян в тридцатые годы, по нему же ходили наши жители в Уфу еще и в тридцатые-сороковые годы, и ездили "напрямую" через Емашево вплоть до того времени, пока дорога Уфа-Янаул не стала асфальтированной в семидесятые. По этой дороге также пришли сюда и переселенцы из пермских краев, кунгуряки, потомками которых являются сейчас многие наши жители.
   Дорога, кстати, в те годы была не только средством коммуникаций, но и местом, в достаточной степени, криминальным. Словосочетание "разбойник с большой дороги" появилось давно, и было вполне конкретным. Почтовая повозка с ценным грузом, купеческий обоз с товарами, богатый крестьянин, едущий с ярмарки - все это было лакомыми объектами для криминального интереса. И шайки, и одиночные грабители не были тогда редкостью. В наших краях таким криминальным местом, вплоть до начала тридцатых годов, был, заросший лесом, отрезок пути между Малонакаряково и Рефандами. Не раз находили там трупы ограбленных в дороге людей. Мой дед, 1889 года рождения, уроженец Новотроицкого, всегда в те годы возил с собой в тарантасе кистень - простое, но очень эффективное оружие, которое пару раз помогло ему отбиться от грабителей. Участок леса между Мишкино и Ленинском (которого в то время еще не было) тоже пользовался дурной славой. Лес этот назывался тогда "Капустинская дача" и для запоздалого одинокого путника часто представлял опасность. С начала тридцатых годов грабежи прекратились - и милиция входила уже в силу, и грабить стало некого, с колхозников, которыми стали поголовно все в округе, взять было нечего...
   Прошло время. До Уфы из Мишкино можно доехать за пару часов, до Бирска - за полчаса. А ведь совсем недавно, одно-два поколения назад, такие перемещения были совсем не рядовыми событиями, требующими и времени, и сил, и тягот, особенно, в зимний период. Дорога никогда не была местом легким, "междудельным", безопасным, не достойным внимания. Но, несмотря на все трудности, жизнь без дороги была и не возможной, и не мыслимой. У каждого времени свои дороги, так и старинный Бирский тракт, посреди которого стоит наше село, сыграл свою роль в жизни нашего края, в жизни людей прошлых поколений...

Геннадий Легостаев
Из книги "Мишкинские рассказы", том первый, 2021 год.
 


Рецензии