Поколение следует за поколением...

(К 90-ЛЕТИЮ ВИКТОРА АЛЕКСАНДРОВИЧА ХОРЕВА)
Ровно десять лет назад, на конференции, посвященной своему 80-летнему юбилею, мой научный руководитель и консультант (по кандидатской и докторской диссертации соответственно) Виктор Александрович Хорев (1932-2012) привел строки из стихотворения Ярослава Ивашкевича: «Как чешуя рыбы / Заходит поколение на поколение».
Приведу полный контекст:
Знал я Икса,
знал я Игрека,
знал я Зета...
Как чешуя рыбы
заходит поколение на поколение...
Но до чего ж прекрасна рыба в своей чешуе!
Как черепицы на крыше
заходит поколение на поколение...
Но до чего ж прекрасен
дом с красной черепицей на солнце!
- перевод Л.М.
У каждого ученого – своя особая жизненная философия. В основе жизненной философии Виктора Александровича – идея связи, преемственности и сотрудничества поколений.
При посредничестве Виктора Александровича мне довелось познакомиться с некоторыми представителями его научного поколения, и это знакомство произвело на меня очень глубокое впечатление. Это, например, Галина Яковлевна Ильина (1930-2018), Юрий Васильевич Богданов (1932-2010), недавно ушедшая от нас Людмила Норайровна Будагова (1932-2022). Знакомство с Людмилой Норайровной состоялось благодаря тому, что она выступила оппонентом в ходе защиты моей докторской диссертации в 2010 году. Вечная память!
Среди знакомых мне представителей хоревского поколения вспомню еще Базылия Бялокозовича (1932-2010), которому также исполнилось бы в этом году 90 лет. Бялокозович был старинным другом Виктора Александровича, и когда-то, как и Хорев, занимал должность заместителя директора Института славяноведения, только не Российской, а Польской академии наук. (К сожалению, в современной Польше уже нет славяноведческого академического института).
Среди представителей ушедшего поколения я назвал бы рано ушедшего Бориса Федоровича Стахеева (1924-1993), которого, к сожалению, лично не знал, но которого как старшего друга Виктор Александрович вспоминал в беседах со мной. В сборнике статей «Путь романтичный совершил...», посвященном Борису Федоровичу и опубликованному в 1996 году, обращает на себя внимание новаторская статья Виктора Александровича «О стереотипе и убеждении в литературе», которая положила начало имагологическому направлению не только в полонистике, но и в нашем литературоведении в целом.
Мое знакомство с Виктором Александровичем состоялось в 1998 году — сначала в мае, по телефону, а потом в июне — очно, во время моего первого посещения Института славяноведения, находящегося в главном корпусе Академии наук на Ленинском проспекте, недалеко от памятника Гагарину. Представившись по телефону (назвав свое имя и фамилию), с удовольствием про себя отметил, что Виктор Александрович в ответ сразу же назвал меня по имени. (Уже значительно позже один мой товарищ поделился со мной «тремя правилами хорошего начальника», которые он вычитал в одном справочнике: 1) «запоминай своих подчиненных по именам»; 2) «если что-то обещал подчиненному – всегда исполняй»; и 3) (обратное) «никогда не обещай того, чего не можешь исполнить». Сразу скажу: Виктор Александрович полностью соответствовал этим правилам. Что с его стороны и обеспечило взаимопонимание и, как следствие, мой успех сначала как аспиранта, а затем и как соискателя докторской степени.
С 1998 по 2012, т. е. за четырнадцать лет моего плодотворного сотрудничества с Виктором Александровичем и его очень серьезной поддержки, оказанной мне, произошло мое становление как полониста. В моей памяти этот период является одним из самых светлых, своеобразным личным «золотым веком». Помимо защиты кандидатской и докторской диссертации, это были также многочисленные конференции, знакомство с замечательными людьми, оказавшими большое влияние на мою научную и творческую судьбу. Виктор Александрович практически сразу констатировал, что во мне есть определенный потенциал и сделал все для того, чтобы помочь обрести себя в полонистике. Его поддержка была действенной и бескорыстной. Каждый приезд в Институт славяноведения и встречу с Виктором Александровичем и коллегами я воспринимал как радостное и даже окрыляющее событие.
Я был глубоко опечален, когда 25 мая 2012 года узнал о кончине Виктора Александровича. Естественно, в тот же день позвонил его супруге Нине Николаевне Пономаревой. Выслушав и приняв мои соболезнования, Нина Николаевна была немногословной. «Поддерживайте связи с Институтом», - сказала она. Эти слова я косвенно воспринял как завещание самого Виктора Александровича. И поддерживаю эти связи по сей день. Собираюсь это делать и далее – уже с представителями следующих поколений Института, обладающего столь глубокими и прекрасными традициями.
(речь на открытии конференции «Национальная картина мира в литературах Центральной и Юго-Восточной Европы. К 90-летию В.А. Хорева, Институт славяноведения РАН, 21-24 февраля 2022 г.)


Рецензии