Трагедия Тысячи Туфель исторического фарса

«Брехт. Империя»
Режиссер Ксения - НАЗАРОВА. Композитор – Владимир РОЖКОВ. Скрипка – Ася ШУМЕЙКО. Хореография – Александр РОГОЖКИН. Актёры: Ксения НАЗАРОВА, Владимир РОЖКОВ, Екатерина БЕЛЯКОВА, Алексей ВОСКРЕСЕНСКИЙ, Владислав СЕНИН, Ольга УЛИТИНА, Дина МУХАМЕТДИНОВА, Ольга САПОЖНИКОВА, Тимофей ИЛЬЮШИ, Андрей ЗАБРОДИН.
Театр Zart. 21.01.2022. Санкт-Петербург.
Спектакль Ксении Назаровой «Брехт. Империя» сосредотачивает наше внимание на драматургическом наследии великого новатора театрального искусства, мыслителя двадцатого века, поэта и драматурга Бертольда Брехта, на его пьесе «Страх и Отчаяние в Третьей Империи». В массиве художественного наследия Брехта это произведение принадлежит к периоду его датской эмиграции (1934-38) временном отрезке, когда Брехт сосредоточил вектор своей мысли на анализе и осмыслении тенденций развития человеческого общества. В Дании на короткий период своей жизни обрёл свободу творчества, которая позволила ему сфокусировать его мысли на изучении картины жизни немецкого общества в период серьёзных тектонических сдвигов, влияние которых не было локальным, в последствии его диапазон влияния охватил весь европейский континент и затронул весь мир. Объектом исследования Брехта был временной отрезок истории человечества, когда кровавые лики первой мировой начали постепенно исчезать из пространства человеческой жизни, и европейское общество предпринимало пытки обустроить новое жизненной пространство, новый мировой порядок на кровавых руинах войны.
Брехт, в своём наблюдении существования европейского общества изучал тенденции, управляющие им, в них он видел всходы имперской идеи, укрепление их в умах человечества. Утопическая привлекательность их заволакивала взоры его соотечественников и изгоняет из их памяти лики трагедии прошлых поколений, познавших имперскую идею во всех её проявлениях. В этом изучении человеческого общества Брехт наблюдал очередной виток исторической спирали, на котором человеческое общество, позабыв трагические уроки прошлого, в очередной раз было опьянено сверх идеей имперского могущества, несущей великое благо немецкому народу. Он видел укоренение этой идеи в умах человечества, так как она воспринималась его соотечественниками в качестве некой панацеи, избавляющей от всех бед, сверх решением всех проблем. Этот мираж сулил людям скорого избавление от нищеты и разрухи, приближение эры могущества и процветания.
В этом драматургическом опыте познания тенденций развития человеческого общества, исследует алгоритма развития имперской идеи в умах людей, её зарождение и эволюцию в умах людей далёких от высших кругов власти и политики. В этом направлении познания он сосредоточен на особой точке, в которой люди опьяненные иллюзией грядущего процветания и благополучия постепенно начинают познавать обратную, изнаночную сторону этого мифа. В этой точке мираж светлого, обеспеченного будущего начинает разрушаться на рифах реальности, картину этого процесса он детально прорисовывает в «Страх и Отчаяние в третьей империи». Острая брехтовская сатира изображает проявление миазмов гниения и краха, которые прорезаются сквозь имперский идеологический глянец, изображающий иллюзорный образ светлого будущего, эры процветания и мирового господства. В реалиях того времени брехтовское предвидение грядущего конца империи произвело шокирующее впечатление на его современников, многие из них не верили в подобный сценарий развития событий и эта реакция общества определило сценическую судьбу пьесы.
В реалиях нашего времени спектакль Ксении Назаровой «Брехт. Империя» - это не только возможность увидеть одно из немногих сценических прочтений этого шедевра брехтовской мысли, её спектакль открывает нам возможность изучения человеческого общества в точке излома истории. Для воплощения возможности этого познания Назарова создаёт сценическую модель человеческого общества, проекция которой позволяет нам сфокусировать наше внимание на изучении тенденций и паттернов, возникнувших под влиянием ряда геополитических и общественно-экономических процессов. Особенностью этой модели заключается в особой диспозиции её персонажей, здесь все они люди находящиеся в зоне влияния имперской идеи, но в ней они её не прямые акторы- инициаторы этих процессов. Персонажи «Брехт. Империя» - это шестерёнки и винтики, выполняющие свои функции в её работе, они люди которые также как миллионы их соотечественников, опьянены иллюзорными обещаниями благополучия и процветания, они превращают их в инструмент создания нового мирового порядка.
 Этот небольшой сегмент человеческого общества воплощенный в галерее образов персонажей спектакля показателен для нашего изучения, так как он образован по принципу репрезентативной социологической выборки, некого небольшого среза человеческого общества, живущего в новых исторических реалиях. Его проекция представляет интерес своей системностью, в ней персонажи выстроены в некую цепочку, в которой каждый из них это отдельно-выделенная плоскость, предоставляющая нам возможность познания человеческой мысли и компонентов, образующих общественное мнение.
В сюжетном пространстве этой истории каждое происходящее событие – это особый триггер, посылающий импульс по звеньям этой цепи, в своём прохождении по ним он выступает в качестве катализатора человеческой мысли. Он запускает процесс критического анализа в каждом звене человеческого общества, в нём персонажи под влиянием события вынуждены переосмыслить собственные мировоззренческие взгляды. В финальной точке  процесса критического анализа мы видим, что каждый персонаж вынужден приспосабливать парадигму собственного существования к изменившимся реалиям. Наше наблюдение этого множества индивидуальных проекций восприятия события позволяет нам детально разглядеть некоторые точки совпадения и различия в них мировоззренческих взглядах, их трансформацию под влиянием изменений в окружающем мире.
В спектакле совмещение этих индивидуальных проекций позволяет создать многомерную картину человеческого общества, познающего различные аспекты и реалии процесса передела мира. В ней главным объектом нашего изучения является концепция «Зла во Благо», которая является мощным инструментом большинства политиков и диктаторов для оправдания любых преступных действий и форматирования сознания людей, создания новых шаблонов общественной нормальности. В модели общества запечатлённой в «Брехт. Империя» эта концепция посылает импульсы в умы персонажей, под их влиянием происходит раскол на два лагеря. В одном – последователи имперской идеи процветания нации, которые во благо всеобщего процветания готовы пожертвовать ценностями человеческой жизни, ослепленные этой идеей они не видят её преступный характер и то что они сами являются инструментами гигантской преступной машины власти. В другом лагере мы видим персонажей они люди, чьи жизни будут принесены в жертву на имперский алтарь и здесь мы видим предопределённость их судеб. В рамках концепции «Зла во благо» люди из другого лагеря - это препятствие на пути к «процветанию» нации и устранение их создаёт в умах, ослеплённых имперской идей,  иллюзию приближения к эре процветания и благополучия.
Проекция этого момента в галерее образов персонажей спектакля это плоскость в которой мы можем детально наблюдать процесс шаблонно-трафаретного мышления, в нём создаются лекала и шаблоны человеческой нормальности, по которым осуществляется идентификация персонажей и определение их принадлежности к тому или иному лагерю.
Наше изучение этих процессов в образах персонажей спектакля позволяет нам наблюдать в них возникновение внутреннего конфликта, спровоцированного столкновением иллюзорных образов грядущей эры благополучия и уродливой картиной реальности. В точках столкновения этих двух проекций персонажи выполняют сопоставительный анализ, в финальной точке которого каждый из них оказывается перед дилеммой жизненного выбора. В этой особой точке их жизненного пространства они должны определить для себя собственную систему жизненных ценностей будет ли её определять иллюзорные образы грядущего благополучия или нет. Проекции этих конфликтов позволяют нам исследовать их эволюцию от начальной точки, момента возникновения в персонажах первых сомнений, катализирующих процесс переосмысления собственного мировоззрения и системы жизненных ценностей. В финальной точке этого процесса у них происходит формирование новой жизненной позиции, основанной на реальной картине окружающего мира.
Спектакль «Брехт. Империя» предлагает нам многомерную сценическую картину драму человеческой жизни, на которой мы видим множество этюдов, изображающих персонажей идущих тернистой тропой переосмысления собственных мировоззренческих взглядов и жизненных ценностей. На изгибах и ухабах этой тропы они оказываются перед различными камнями преткновения в виде «маленькой, победоносной» войны, уносящей и калечащей жизни родных и близких, зала, которое они должны сотворить во благо имперской идеи, проявляющиеся лики концентрационных лагерей, геноцида и многое другое то, что в последствии услало их дорогу в ад и определило финал трагедии миллионов.
Назарова в своём воплощении человеческого общества создаёт в нём многомерную картину гуманитарной катастрофы, в пространстве образа каждого персонажа она создаёт её индивидуальную проекцию, которые она соединены последовательно и это соединение предоставляет нам возможность изучения причинно-следственных связей её возникновения. В этом изучении мы видим технологию превращения геополитических амбиций горстки политиков в трагедию миллионов человеческих жизней. Сценическую проекцию этой гуманитарной катастрофы Назарова воплощает с помощью яркой экспрессивной палитры Брехта, её она воплощает в виде фарс-кабаре, чьё сатирическо-ироническое изображение подчёркивает её цикличный характер, при котором трагедия сыгранная один раз, в своём повторении становится трагическим фарсом.         
 В своём исследовании человеческого общества Брехт показал миазмы агонии и конвульсии имперско-националистической идеи, он подвёл нас к пониманию, того что у этой истории может быть только один финал и он безальтернативно трагичен. В своём сценическом воплощении произведения великого драматурга, поэта и новатора театрального искусства Ксения Назарова создаёт реальную проекцию финала этой истории, которой нет в оригинале пьесы. Эта картина обретает свою законченность в инсталляции, воспроизводящей фрагмент памятника Тысячи Туфель, который является реальной проекцией брехтовского предвидения драмы миллионов невинных людей, чьи жизни были оборванны, искорёжены и разрушены во благо «великой» идеи и имперских амбиций.


Рецензии