Способность к наблюдениям

Наблюдательность – это важная черта личности. Она необходима и полезна практически всем, но для творческой личности она важна буквально как воздух. Ибо, познание и себя, и окружающих, и жизни невозможно без сознательной и целенаправленной склонности к постоянным наблюдениям. Конечно, это требует от человека вполне определенной внутренней организованности, внимательности, сосредоточенности. Умственной и душевной активности.

Наблюдательность важна во всех четырех основных сферах человеческого бытия: интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической. Она касается и простых явлений жизни, и умеренной сложности. Но особенно она важна применительно к сложным явлениям. Для их более интенсивного и полноценного познания и осмысления. Как, впрочем, и вообще относительно каких-либо многогранных и изощренных, многослойных и связанных с элементами иерархии классических духовных ценностей человеческого бытия.

Наблюдательность, важна не только применительно к каким–либо особенно важным моментам жизни, но и к второстепенным и даже третьестепенным. Ибо, такое подразделение явлений жизни, на самом деле, весьма условно. Ибо, многие второстепенные моменты, чаще всего, не играют особой роли, но, тем не менее, очень часто несут в себе очень ценную информацию высокой степени достоверности о чем–либо новом и неизвестном, необычном и непривычном, неоднозначном и противоречивом, странном и непонятном. Особенно в тех случаях, когда кто–то вольно или невольно вводит нас в заблуждение относительно того, что делает тот или иной человек, иногда исходя из своих корыстных интересов. Особенно в ходе какой-либо интриги или авантюры, индивидуальной или коллективной психологической манипуляции.

Хорошо, когда к наблюдательности добавляется еще и творческого мышление. В том числе, глубокое и масштабное, абстрактное и ассоциативное, аналитического и оригинальное (не обязательно во всем исходящее из распространённых и общепринятых стандартов). А также привычка к систематизации полученной информации. Ибо, ее наличие в хаотичном виде имеет практическую ценность значительно меньше, чем в систематизированном. Конечно, это не должно превращаться в самоцель, механическую и формальную, в стремление абсолютно все втиснуть в жесткие рамки логики, логические рамки тех или иных стандартов и стереотипов. Каждый должен понимать то, что, чем сложнее анализируемое явление, тем меньше число его граней доступно для непосредственного восприятия. Как и степень возможного погружения в каждую из этих граней. И тут вопрос уже не только в размере индивидуальных способностей и возможностей, а в том, что человеческий разум имеет вполне определенные ограничения в своем познании окружающего мира. Только очень редким гениям удается заглянуть чуть дальше в бездну тайн Вселенной, чем большинству обычных людей.

Конечно, у людей творческого типа возможности в этом плане могут быть (но не обязательно реально реализованы) существенно больше, чем у большинства обычных людей. Даже познание самого себя – это очень непростое дело. Древние говорили по этому поводу то, что познавший себя до конца, может познать все, что угодно. Ибо, человек несет в себе все элементы бытия: интеллектуальные и психологические, духовные и эстетические. А вот то, что он с этим делает – это уже совершенно отдельная песня, что называется. Серьезное и глубокое, объективное и бесстрастное изучение самого себя способно помочь в постижении других людей. Особенно в плане многих срытых и подсознательных моментов.

Наблюдательность особенно важна в житейских и научных исследованиях и экспериментах. Наблюдательность может помогать человеку сохранять свою адекватность изменяющимся условиям действительности. Например, при общении с другим человеком вы увидели, что данная тема разговора ему не интересна. И это может послужить основанием для ее смены. Или то, что вы делаете, перестало вызывать положительные эмоции у важного партнера по общению. Значит, следует или прекратить это делать в данный момент времени вообще или определенным образом его изменить, чтобы не вызывать у другого человека отрицательных эмоций.

Наблюдательность важна и в построении адекватных отношений человека с самим собой.  Ибо, это большое искусство и достаточно сложная наука, доступная мало кому. Правильная любовь к себе и адекватное уважение к себе – это большая редкость в человеческом обществе вообще и в современную эпоху, в частности, это особенно актуально. Ибо, в значительной степени определяет высокую степень проблематичности и драматичности человеческого общества и человечества в целом. Наряду со многими другими неоднозначными и проблематичными моментами распространённой человеческой психологии и философии бытия.

Наблюдательность, в оптимальном варианте, должна быть максимально осознанной и целенаправленной, постоянной и интенсивной, многогранной и многослойной, трепетной и чувствительной, бдительной и изощренной. Тогда она может дать человеку очень мощное преимущество перед большинством окружающих, значительно повысив вероятность достижения действительно высокого интеллекта и определенного (хотя бы между малым и средним) уровнем мудрости, жизненной опытности.

Наблюдательность помогает понимать основные особенности и закономерности существования различных жизненных явлений. По большому счету, в жизни нет ничего случайного. Все и хорошее, и плохое – это результат вполне определенного соединения многих моментов. Из того, что думает и чувствует человек, о чем мечтает и фантазирует, что желает и к чему стремится, что делал в прошлом и делает в настоящем. И не только того, что он делал, но и того, как он это делал: глупо, относительно разумно или очень разумно. Вопрос, по большому счету, не в том, что было или нет при этом одобрение людей из своего непосредственного окружения. А в том, было ли одобрение Высших сил, строгих и бесстрашных, объективных и мудрых.

Иначе говоря, насколько основательно все мы стремились и стремимся вписываться в систему вечных и универсальных правил и законов Бытия вообще и человеческого, в частности. Не говоря уже о том, насколько успешны мы были в этом своем стремлении. Ибо, простой человек лишь иногда вписывается в систему понятий средней степени сложности. Человек с личностью средней степени сложности лишь иногда вписывается в систему сложных понятий. И даже сложный человек иногда не вписывается в систему очень сложных понятий.

Такова диалектика жизни. Каждый процент мудрости дается человеку только в результате очень большого и очень тяжелого труда. Труда ума и души, духа и тела. Труда максимально интенсивного и добросовестного. Сознательного и целенаправленного.

Конечно, наблюдательность – это только первый этап обретения мудрости. Но без нее она невозможна в принципе.


Рецензии