Каково оно, быть украинским беженцем? Март 2022 г

    О беженцах я слышал, читал, видел их с экрана телевизора, даже встречался  и подолгу беседовал с одним из них, приехавшим на Украину из Абхазии в 90 - е годы. Но самому оказаться в этом статусе до вчерашнего дня ещё не приходилось. Украина в огне! Пылают Киев и Харьков, Херсон и Николаев, Чернигов и Гостомель...

    Пережив тяжёлую утрату: смерть жены от ковида в конце ноября прошлого года и пытаясь  найти хоть какое - нибудь успокоение и поддержку от близких людей, я переехал на новое место жительства в Запорожье, где проживала моя старшая дочь с семьёй. Только на четвертый месяц начал медленно, но все же выходить из состояния тяжелейшего стресса, безнадеги, а тут война. В считанные дни, с началом военных действий, недалеко  от нас был обстрелян Энергодар, шли бои в Мелитополе и Васильевке. Колонны российских войск, преодолевая  отчаянное сопротивление разрозненных сил украинских военных, медленно, но уверенно продвигались в глубь Украины. Несмотря на призывы националистов: "Умремо, але рідну Неньку не здамо", люди зашевелились, заволновались, сотни тысяч украинцев, в большинстве это женщины с детьми, всеми видами транспорта потянулись на Западную Украину, а оттуда в Польшу, Венгрию, Словакию...

   Что делать, как поступить? На этот животрепещущий вопрос должен был ответить и я, и мое окружение. Подоспевшие  Указы Президента Зеленского": О введении военного положения"  и "О всеобщей мобилизации," поставили крест на возможности выехать моему зятю и дочери, так как они оба  врачи, офицеры - запаса. Попрощались, увидимся ли? Мне пошел 75- й год и надежды, что мы ещё когда - нибудь встретимся не остаётся.

    3 марта в потоке беженцев, в сутолоке и неразберихе, каким - то чудом попадаю на эвакуационный поезд, который следовал из Запорожья во Львов. В купе нас 15 человек, в остальных картина такая же, если не хуже. К моему большому удивлению, мои родные украинцы ведут себя чинно: не ругаются, не злословят, добрососедски,  сочувственно обращаются друг к другу, делятся  едой, поддерживают морально, упавших духом. Даже дети, маленькие дети приумолкли, не плачут, не кричат. Дух тревоги, неизвестности, ожидания новых испытаний давлеет над всеми нами.

  На другой день, к полудню, мы добрались до Львова. То, что я увидел потрясло меня масштабами человеческих страданий, когда тысячи людей оставались один на один со своими неразрешенными проблемами: многие без денег, без еды, легко одетые, не защищённые от холода...  Вся привокзальная площадь была плотно запружена народом. В этой толпе нельзя было различить какого - то отдельного человека или группу людей, передо мной была сплошная человеческая масса, похожая на лаву, извергающегося  вулкана. Людская масса все увеличивалась и увеличивалась. Проехать, пройти не представлялось возможным. Но вскоре я выделил для себя два основных потока: один  был направлен к платформам вокзала, где ожидалось прибытие поездов в сторону Польши и второй - на стоянку автобусов, бусиков, таксистов и приватного транспорта. Поняв, что попасть в поезд до Польши мне не удастся,
уж слишком был великим  и угрожающим людской поток, я поспешил в сторону автовокзала.


    Как показали дальнейшие события, это было единственно  правильное решение.  На привокзальной площади десятки автобусов разного класса. С большим  трудом, проталкиваясь через толпу, поднимаюсь и располагаюсь в одном из них. Радость от того, что мне удалось попасть в автобус сменяется на тревогу, когда мне  зашептали на ухо: " С вас полторы тысячи гривен." Это по курсу 50 евро. Проходит минут  двадцать и с меня уже требуют  две тысячи. Нет, не буду переплачивать. Выхожу из автобуса, ищу другой, а вдруг там по -  дешевле? Сделав несколько неудачных попыток найти что - то поприличнее, усаживаюсь в новый, современный бусик, с вежливым и аккуратно одетым водителем. Улыбаясь он требует с меня 100 долларов, по обменному курсу - 2700 гривен. Вот так сэкономил! Деваться некуда, время идёт,  скоро начнёт темнеть. Во Львове холодно, идёт снег, а я в лёгкой безрукавке. В Запорожье вчера было плюс 12.

  В последний момент перед нашим выездом в салоне бусика разыгрывается одноактовая пьеса в жанре драмы. В одной из пассажирок не хватило тысячи гривен, чтобы оплатить проезд.  Водитель непреклонен: ,,Шукай грошi, або виходь;,, Сердешная с мольбой смотрит по сторонам,  на лице застыла просьба: ,, Помогите!,, Тщетно, каждый в мыслях уже далеко от Львова, многие и не слышали то, о чем спорят женщина и водитель. Неожиданно,  неудачница берет смартфон и звонит сыну в Тюмень, где тот работает. Через короткое время сын отправляет 100 долларов на карточку водителя. Но вот незадача: все платежи для россиян заблокированы, деньги не приходят, моя попутчица в отчаянии. Вспоминаю о своей заначке, протягиваю бедолаге пять купюр по 200 гривен. Она благодарно кивает головой,  сказать спасибо просто не остается сил.


  Выезжаем, впереди шлагбаум, останавливаемся. Водитель выходит, достает сумку с деньгами и увесистую пачку отдает контроллеру. Так вот в чем дело : коррупционная схема работает безупречно. Где же администрация автовокзала, куда смотрит полиция? Вопрос звучит риторически. Все в сговоре. И овцы целы и волки сыты. Но если пассажиры - овцы, то нас изрядно обобрали, наши же братья - украинцы.

  Но не все же, извините, гады и стяжатели. Среди хаоса и  предпанического настроения, мне попались  люди с обостренным чувством долга, бескорыстия, готовности на самопожертвование...   
 Так, недалеко от вокзала, я увидел колонну бусиков. Это волонтеры перевозили женщин с детьми до Польской границы. На мой вопрос : ,,А как же им быть дальше?,, - получил ответ: ,,Там их заберут поляки.,, К большому сожалению, многие отказывались от такого заманчивого предложения, так как не хотели разрывать семьи. Мужчин не брали, а оставлять их одних, в чужом городе, женщины  не хотели.

 Была бы честь предложена.

   На этом мои приключения не закончились, а только начинались. Пять долгих часов прохождения таможенного контроля на Рава- Русской, превратились в настоящую пытку. Таможенники, пограничники действовали вяло, без всякой заинтересованности. Никакого сочувствия к уставшим, измученным дорогой людям, а ведь перед ними были женщины с детьми! Чтоб вам! Наконец - то мы в Польше. Чудесные дороги, освещение, потрясли своей белизной и чистотой туалеты. По дороге сделали несколько остановок на автозаправочных станциях. Всюду пункты встречи наших беженцев.

 Поляки по - родственному встречают украинцев. Предлагают пакеты с едой, питьевую воду, одежду и обувь, игрушки для детей. Ведь многие уезжали в спешке: раздетые и разутые,  чуть ли не в комнатных тапочках.  Тем, кто определился с местом своего дальнейшего пребывания  на территории Польши,  предлагают жилье и весь перечень положенных преференций.
 Так и хочется сказать: " Нет,  не Слава Украине, Слава Польше, ее народу, отдающего частичку своего сердца моим землякам - украинцам.

    Часть пассажиров водитель отвёз на железнодорожный вокзал, а меня и несколько других - в аэропорт. Признаюсь, ещё дома я определился с местом своего дальнейшего пребывания - это Франция. Там, в одном из пригородов Парижа живёт с семьёй моя младшая дочь, умница и красавица. Проявив необыкновенную настойчивость и силу воли, она изучила французский язык и обучаясь дистанционно, получила высшее французское образование. Работает программистом  в крупной финансовой компании в Париже.


  Ну а то, что творилось в аэропорту, носящего имя  славного сына Польши  Фредерика Шопена, расскажу более подробно. 5 часов утра, на календаре 5 марта. В огромных залах главного " космодрома" Польши - столпотворение. Несколько десятков человек штурмуют кассы, работающих всего две. Возле них крутится посредник," помогающий" соотечественникам, как он выражается, бесплатно улететь в страны Евросоюза. Ему лет сорок, плотного телосложения, свободно говорит по - польски, сразу видно : тут он человек свой. Поразительно похож на Леонида Утесова. А когда он заговорил, ошибки не могло быть - типичный одессит. Он так и представлялся:
" Саша из Одессы". Видя в нем свое спасение, каждый считал своим долгом обратится к нему лично: " Саша, помогите, мы вам заплатим!" На что Саша отвечал:" Что вы, что вы, я это делаю из добрых побуждений, меня деньги не интересуют, я человек богатый. У меня в Варшаве процветающий бизнес." Очередной клиент просит билет до Мадрида, Саша тут же быстро, что - то говорит кассиру. Получив информацию от него, называет сумму - 800 евро, хотя билет стоит 320. С моего попутчика до Афин он взял 1000 долларов. Дураку было понятно, что Саша ещё тот шулер и пройдоха, но люди, просидевшие в аэропорту по несколько дней в надежде улететь бесплатными рейсами и не улетевшие, так как много желающих, вынуждены были сотрудничать с Сашей.

  Сколько денег   пришлось заплатить мне за вожделенный билет до Парижа, нетрудно догадаться. И вот я в аэробусе  320 авиакомпании Air France. Через полтора  часа  Парижский   аэропорт имени Шарля де  Голля встречал очередную группу беженцев из Украины. Здравствуй, Франция!


Рецензии
Здравствуйте,Николай! Прочла Ваши последние публикации,понравилось. Сочувствую от всего сердца по поводу смерти Вашей жены.Жаль, что мы,православные, оказались волею судеб разбросанными по миру.Верю в единение Русского Мира! Пусть судьба будет к Вам благосклонна.
С уважением,Галина.

Галина Пономарева 3   08.01.2023 09:42     Заявить о нарушении
Галина,здравствуйте! Как хорошо Вы написали, благодарю! К большому сожалению, я выдержал и несу ещё один удар Судьбы: в конце ноября перенес тяжёлую операцию на почках. Спасибо Богу, что я оказался во Франции и попал в руки чудесного и искусного профессора. Случись это на Украине, меня к этому времени могло и не быть. Откуда - то появилась опухоль. Не буду дальше расшифровывать, врагу не пожелаешь. Сейчас под наблюдением, но руки не отпускаю. Занимаюсь своими обычными делами: учу языки, бассейн, каток. Интеллигентные люди о своих недугах, как правило, не говорят. Вам доверился как " старому", доброму другу. С наилучшими пожеланиями!

Николай Кокош   08.01.2023 16:16   Заявить о нарушении
Сама перенесла подобную операцию! Поправляйтесь!

Галина Пономарева 3   08.01.2023 16:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 35 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.