Ч 2. Глава 3. Развитие души. п. п. 1, 2

      1. Модель психического развития

   Различные тела имеют неодинаковые сроки созревания. На этот счет существует несколько точек зрения. Дион Форчун, например, пишет в книге “Эзотерическая философия любви и брака”, что физическое тело в достаточной степени развито уже при рождении, тело желаний начинает функционировать с наступлением половой зрелости, нежные чувства (низший астрал. — B.C.) развиваются в течение второго десятилетия жизни, формирование конкретного ментального тела завершается на третьем десятке лет. Абстрактный разум развивается на четвертом десятке лет, духовная же природа достигает полного расцвета лишь к концу пятого.

   Думаю, Д. Форчун дает слишком малый период для созревания телу физическому (последний вполне справедливо было бы продлить хотя бы до половой зрелости). Все указанные процессы развития идут на протяжении всей жизни человека. В течение всего этого времени происходит ф о к у с и р о в к а  сознания в иерархии тел, по мере их созревания.  В любом случае для человека оговоренные периоды условны и достаточно индивидуальны.

   Бог создал нас по образу и подобию своему. Кроме внешних атрибутов сходства: рук, ног, лица и пр.,  мы наделены Богом способностью творить - уже согласно собственному образу и подобию. В свою очередь, низшим телам предоставлена возможность развиваться в соответствии с собственными высшими планами души. Т.е. происходит встречное движение (подобно сборке «матрёшки»).

   Существуют пророчества, как Ветхого Завета, так и предсказателей более поздних времен о рождении великих мира сего, включая Христа, задолго до появления на свет их физических тел. Свет великих одних, как и тьма великих других, пробивается вначале сквозь тонкие планы бытия, достигая, в конце концов, обители нашей Земли. Тонко чувствующие сенсоры могут видеть такое нисхождение и предупреждают нас о времени и месте их появления на Земле. Сей факт подтверждается всей историей пророчеств и является неоспоримым.

   В течение нескольких кармических периодов земной жизни физического тела и тонкие тела человека могут находиться на совершенно различных ступенях развития (регресса). Периоды деградации могут иметь место даже на самых высших духовных высотах. Вспомним притчу о павшем ангеле. Что уж говорить о простых смертных.  Если спрессовать огромный период времени и абстрагироваться от всех случайных взлётов и падений, то общие рациональные схемы развития психик имеют очертания восходящих синусоид, чем тоньше уровень телесности, тем более «растянутых» вдоль шкалы времени.

   Предвижу  вопрос: как  объяснить тот факт, что в течение физической жизни человек на старости лет деградирует не только физически, но и эмоционально, ментально и даже духовно? Кратко можно было ответить вопросом на вопрос: всякий ли? Более подробное объяснение тому - во всё тех же графиках развития. У одних индивидов деградация тонких тел совпадает с соответствующим периодом тела физического, у других же — наоборот, происходит в разное время.

   Имеется немало примеров, когда высокая эмоциональность, высокий интеллект и высокая духовность сохраняются при полной деградации физического тела. Судьбы многих гениев человечества — тому примером. Взять, к примеру, основателя школы Айки-до Уэсибу Морихея, который, несмотря на свою физическую немощь в 85 лет, едва дойдя до зала при помощи внучки, преобразовывался на глазах, едва переносил сознание из физики в эфир, творя чудеса бесконтактного бойцовского искусства.

   Человек рождается не случайно. Каждый из нас является звеном в цепи онтогенеза собственной души, с её исходными циклами взлётов, пиков, падений. Мудрость практической психологии будущего будет состоять в том, чтобы выяснить направление и динамику этих циклов. Без этого тонкое понимание психики человека невозможно, сколько ни толкуй её себе через составы сновидений, как Фрейд, инграммы, как Хаббард, тесты и прочие периферийные критерии.

                2. Условия и формы развития отдельных тел иерархии

   Теперь мы подошли к одному интересному аспекту теории познания. В главе о сознании уже говорилось о развитии, как расчищении и расширении центрального интуитивного канала сознания. Если этот канал недостаточно чист и силен, то сознание как бы скатывается с русла этого канала, оказываясь словно погруженным в мутную среду. Познание, будучи неотъемлемым атрибутом развития, может идти как периферийным, эмпирическим путем, так и путем непосредственного движения к центру, через расчистку интуитивного канала.

   Таким образом, имеем два пути развития: первый - внутренний, лежащий через познание причинных связей собственного духа с подчиненными ему более плотными телами, и второй - внешний, или эмпирический — через познание законов окружающего мира. Оба пути, при условии достаточной чистоты сознания идущего по ним, необходимо сблизятся в единое русло. Ранее была рассмотрена схема этих двух путей развития. Теперь же смеем предложить объединить эти два варианта вместе. Наиболее рационально познание, идущее как изнутри интуитивного центра во внешний мир, так и во встречном направлении — от эмпирического периферийного знания к центру интуиции. Гармоничное развитие предполагает баланс этих двух направлений.

   Однако вернемся к графикам развития. Какова, к примеру, взаимосвязь линий развития отдельных тел? Почему дети все чем-то похожи друг на друга, особенно поведением — играют, капризничают, дерутся из-за игрушек, хотя у каждого ребёнка разное сочетание уровней развития тел иерархии? Ответ заключается в том, что степень развития того или иного тонкого тела человека проявляется не в момент его физического рождения (как уже говорилось — это могут видеть далеко не все, а лишь достаточно тонкие сенсоры), а в периоды готовности плотных тел к принятию тонких. Приведенные графики, отражающие исходные данные развития (врожденные, так называемые) являют собой потенциал прижизненного развития, разумеется, и с учетом направления (вверх или вниз) самой линии развития тонкого тела.

   Существуют определённые рамки, в пределах которых тонкое тело может достичь соответствия с телом плотным. Выше собственного сочетания линий развития тел человек не способен выйти, равно, как не способна даже самая умная обезьяна превратиться в течение своей физической жизни в человека. Разумеется, рассматриваемые графики не могут быть гладкими. Верно, у всех в жизни существуют взлеты и падения местного значения, обусловленные внутренними или внешними обстоятельствами. Вспомним молниеносные прозрения адептов дзен. Однако такого рода “революции”, как правило, не способны существенно влиять на ход индивидуальной “эволюции”. Хотя, конечно, не бывает правил без исключений.

   Чем тоньше, выше тело иерархии, тем сложнее и длительнее его нисхождение в физический план. Историки разных времен свидетельствуют, что никто из великих мира сего не избежал периода самого обыкновенного детства: описанных подштанников, опрокинутых горшков, рваных рубашек и синяков под глазами. Не потому ли нет пророков в отечестве своём и в семье своей, о чем говорил Сам Спаситель? Мало того, веды ведают, например, о том, что Кришна в детстве был порядочным проказником (не удивлюсь, если и Иисус в детстве – тоже). Кришна, к слову, будучи ребенком, любил воровать масло у крестьянских баб. С другой же стороны, имеются свидетельства ранних проблесков незаурядности духа упомянутых детей. Напрашивается вывод: тонкие тела нисходят в более грубые не иначе, как по' мере созревания последних, готовности их принять и быть достаточно  им полезными. Этот процесс можно  сравнить с готовностью почвы принять в себя семя.

   Как не вспомнить здесь притчу Христа о сеятеле: "Вот вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в тернии, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!".

   Трудно переоценить роль в развитии воспитания, сутью которого является подготовка плотных тел к принятию тонких сообразно образу и подобию последних. Как первый, так и второй пути предполагают, прежде всего, расчистку «почвы» от мусора и увеличение её силы. Существует, конечно, расхожее мнение, что талант способен и сам пробить себе дорогу, однако, кто возьмётся подсчитать, сколько прекрасных семян осталось невзрощенными, оказавшись на негодной почве, в непригодных условиях для развития.

   Обратимся к формам развития отдельных тел. Нагляднее всего видны условия и формы развития физического носителя психики. В чреве матери семя развивается по образу и подобию эфирного тела, разумеется, с учетом и коррекцией  ресурсов физических родителей. Ребёнок наследует как положительные, так и отрицательные их свойства: красоту, уродство, здоровье или болезни. В зависимости от того, восходит или нисходит график физического развития родителей относительно своего пика, зависит и физический потенциал ребенка. Само собой, лучшим условием физического развития детей, наилучшей  почвой этого плана будет условие появления их на свет в период расцвета физической формы мамы и папы. Данное обстоятельство известно медикам с незапамятных времен, отсюда их добрый совет: не заводить без особой надобности детей на склоне своей физической карьеры. По аналогии с физическим телом, желательно производить потомство на достаточном подъеме и других тел иерархии.

   Что касается тела эфирного, то оно, как правило, являясь большим, чем физическое, долгожителем во времени, имеет свою линию развития, могущую как совпадать, так и не совпадать с точкой отсчета физического организма, впрочем, как и графика эфирного развития родителей. Отсюда несколько более сложное наследование эфирных свойств: реакции, скорости, ловкости движений, голоса и пр. Наглядным примером наследования таких качеств является практика селекции бойцовских пород собак, петухов и других животных, что теоретически в целом имеет косвенное отношение и к людям. Обязательное условие развития эфирного тела — его тренировка, движение в самых разных аспектах этого слова.
 
   Помните: “На детях гениев природа отдыхает”? Данный афоризм ещё более подходит в отношении свойств эмоциональных тел родителей и детей. Попытки отдельных артистов селекционировать эмоциональную сферу своих чад ещё чаще обречены на неудачу, чем селекция свойств эфирных: слишком малая вероятность совпадения пиков эмоционального развития первых с последними. Тело Эмоций ещё более удалено от собственных рамок физического организма. Кармические связи астральных тел родителей и детей ещё более тонкие, хрупкие и непредсказуемые. Именно поэтому рождение у певицы певца, а у художника — художника весьма обусловлено многими как внешними факторами (эти обычно благоприятны), так и кармическими (эти более капризны). Хотя и здесь нужно учитывать тягу подобного к подобному. Но, вполне возможно, что “подобными” могут оказаться совсем не те свойства, которые вначале ожидали видеть в ребёнке его родители. Кармическая привязанность может оказаться между телами другого уровня и явиться для родителей сюрпризом.

   Условием проявления свойств астрального тела на физическом плане является своего рода настройка низших тел, подобно инструменту, с целью правильно выразить идеи астрального уровня. Понятно, что для подобного рода настройки необходима соответствующая школа: художественная, музыкальная, театральная и пр. Чем тоньше эмоция, тем тоньше и изысканней должен быть инструмент, её отражающий — та структура, что отвечает за верное выражение этой эмоции на физическом плане, к примеру, голосовые связки певца.
    
    (продолжение следует)


Рецензии