Помощь СССР Китаю

Помощь СССР Китаю.
-----------------------
(  В качестве напоминания!).
Летом 1937 года Япония напала на Китай. США заняли позицию «невмешательства» а по сути: защитить свои интересы чужими руками, в первую очередь возложить бремя отпора японской агрессии на СССР.
США не хотели и боялись усиления Японии.
21 августа 1937 года СССР и Китай заключают договор о ненападении, СССР выделил Китаю кредиты на 250 миллионов долларов, в течении года поставил Китаю 985 самолётов, 82 танка, более 1300 орудий, 14 тысяч пулемётов, боеприпасы, снаряжение,оборудование промышленное.
Япония организовала морскую блокаду Китая, всё поставлялось из СССР автомобильным транспотом за 3 тысячи км. От Алма-Аты через Синьцзян до Ланьчжоу.  Было принято решение в короткие сроки построить проезжую автомобильную дорогу. Срочные грузы доставлялось по воздуху.
В боях с японцами погибло более 200 советских лётчиков.
(Н.Н.Яковлев «Быль и небыль»).
Вот так искренние друзья оказывали помощь. Последнее отдавали…
7 марта 2022 года.
PS.Яковлев Николай Николаевич (1927-1996гг)-советский и российский историк, американист,публицист, автор более 20 книг, доктор исторических наук.
-Генерал А.И.Черепанов,главный военный советник китайской армии вспоминает:
Героическим трудом тысяч советских дорожников через Синьцзян было проложено шоссе. До сих пор в исторической литературе нет достойного описания этого настоящего подвига строителей "дороги жизни", а также её эксплуататоров – шофёров, обслуживающего персонала. Впрочем, мне приходилось видеть перевод стихотворения одного из китайских поэтов, который искренне восхищается мужеством советского друга, доставлявшего вооружение по этой трассе.
По этому шоссе тысячи грузовиков из месяца в месяц переправляли в Китай вооружение. Только за первый период войны Китай получил от нас 885 самолётов, 940 орудий, 8 300 пулемётов и много другой самой разнообразной техники".
Михаил Сладковский,Восточное управление Наркомвнешторга.
Сооружение самого шоссе ещё не решало проблемы автоперевозок по нему. На расстоянии трёх тысяч километров трёхтонная автомашина (а машин большей грузоподъёмности в то время у нас не было) потребляла бензина ровно столько, сколько она могла принять на борт груза. В этих условиях использование автомашин для перевозки грузов могло осуществляться лишь при наличии путевых заправочных баз, снабжение которых должно было проводиться вьючным (верблюжьим) либо гужевым транспортом (конные арбы).

Таким образом, созданная система многочисленных колонн и путевых баз могла функционировать с привлечением ещё многотысячного стада верблюдов, лошадей, ишаков, а это требовало координации усилий советских автодорожных организаций с синьцзянскими транспортными компаниями. Уже к концу 1939 года автоперевозки достигли большой интенсивности. По трассе было совершено более 5000 автовыездов; общая численность водителей и обслуживающего персонала составляла около 4000 человек".

А вот отрывок из воспоминаний главного военного советника китайской армии в 1938-1939-х – генерала А.И. Черепанова:

"Героическим трудом тысяч советских дорожников через Синьцзян было проложено шоссе. До сих пор в исторической литературе нет достойного описания этого настоящего подвига строителей "дороги жизни", а также её эксплуататоров – шофёров, обслуживающего персонала. Впрочем, мне приходилось видеть перевод стихотворения одного из китайских поэтов, который искренне восхищается мужеством советского друга, доставлявшего вооружение по этой "дороге жизни".


Рецензии