Известные люди Иммануил Кант
"Он был философом от бога , одним из самых великих мыслителей в истории человечества , он совершил революцию в философии, и ... доказал существование Бога"
Иммануил Кант
по масштабам своих философских работ стоит в одном ряду с Платоном и Аристотелем
Он основал философский критицизм, который стал поворотной точкой в развитии мировой философии. Некоторые исследователи даже считают, что историю философии можно разделить на два периода — до Канта и после него.
Многие идеи Иммануила Канта повлияли на сам ход развития мышления человека. Философ синтезировал все системы, разработанные его предшественниками, и выдвинул ряд собственных постулатов, с которых началась новейшая история философии. Значение трудов Канта для всей мировой науки огромно.
Иммануи;л Кант (нем. Immanuel Kant [;;ma;nu;e;l ;kant- 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ и один из центральных мыслителей эпохи Просвещения Всесторонние и систематические работы Канта в области эпистемологии, метафизики, этики и эстетики сделали его одной из самых влиятельных фигур в западной философии Нового времени.
В своей доктрине трансцендентального идеализма Кант утверждал, что пространство и время — это просто «формы интуиции», которые структурируют весь опыт, и поэтому, хотя «вещи-в-себе» существуют и вносят вклад в опыт, они, тем не менее, отличны от объектов опыта. Из этого следует, что объекты опыта — это просто «видимости», и что природа вещей, как они есть сами по себе, следовательно, нами непознавае. Пытаясь противостоять скептицизму, который он обнаружил в трудах философа Дэвида Юма[8], он написал «Критику чистого разума» , одну из своих самых известных работ. В ней он разработал свою теорию опыта, чтобы ответить на вопрос, возможно ли синтетическое априорное знание, которое, в свою очередь, позволило бы определить пределы метафизического исследования. Кант провёл параллель с коперниканской революцией в своём предложении о том, что объекты чувств должны соответствовать нашим пространственным и временным формам интуиции и, следовательно, мы можем иметь априорное познание объектов чувств.
Кант считал, что разум также является источником морали и что эстетика возникает из способности незаинтересованного суждения. Взгляды Канта продолжают оказывать большое влияние на современную философию, особенно в области эпистемологии, этики, политической теории и постмодернистской эстетики[5]. Он попытался объяснить взаимосвязь между разумом и человеческим опытом и выйти за рамки того, что он считал ошибками традиционной философии и метафизики. Он хотел положить конец тому, что он считал эрой бесполезных и спекулятивных теорий человеческого опыта, одновременно сопротивляясь скептицизму таких мыслителей, как Юм. Он считал себя указателем выхода из тупика между рационалистами и эмпириками, и существует мнение, что он синтезировал обе традиции в своей мысли.
Кант был сторонником идеи, что вечный мир может быть обеспечен посредством всеобщей демократии и международного сотрудничества, и что, возможно, это может быть кульминационным этапом мировой истори. Природа религиозных взглядов Канта продолжает оставаться предметом исследовательских споров, причём точки зрения варьируются от впечатления, что он перешел от ранней защиты онтологического аргумента в пользу существования Бога к принципиальному агностицизму, к более критическим трактовкам, воплощенным Шопенгауэром, который критиковал императивную форму кантианской этики как «богословскую мораль» и «замаскированный Декалог Моисей, и Ницше, который утверждал, что у Канта была «богословская кровь», и он был просто изощренным апологетом традиционной христианской веры. Помимо своих религиозных взглядов, Канта также критиковали за расизм, представленный в некоторых из его менее известных статей, таких как «О применении телеологических принципов в философии» и «О различных человеческих расах». Хотя он был сторонником научного расизма на протяжении большей части своей карьеры, взгляды Канта на расу значительно изменились за последнее десятилетие его жизни, и он в конечном итоге отверг расовые иерархии и европейский колониализм в книге «К вечному миру: Философский проект» (1795).
При жизни Кант опубликовал другие важные работы по этике, религии, праву, эстетике, астрономии и истории. К ним относятся «Всеобщая естественная история» (1755), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790), «Религия в пределах только разума» (1793) и «Метафизика нравов» (1797)[4].
Википедия
Иммануил Кант рожился 22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге ( Восточная Пруссия -Германия ) в потомственной семье шорников.
Отец мальчика Иоганн Георг Кант , в так же его дед был шорником и
изготовлял сбрую , сёдла.
Мать Иммануила Анна Регина, была домашней хозяйкой и также была из семьи шорника.
Такую же профессиональную карьеру готовили они и своему сыну -Иммануилу.
Отец был родом откуда-то из нынешней Прибалтики, мать же была уроженкойн немецкого города Нюрнберга.
Историки долго спорили, к какой национальности относится Кант, некоторые из них считали, что предки философа –выходцы из Шотландии. Такое предположение высказывал и сам Иммануил в письме к епископу Линдблому. Однако эта информация официально не подтвердилась. Известно, что прадедушка Канта был торговцем в Мемельском крае, а родственники по материнской линии жили в Нюнберге, в Германии.
В семье Иммануил был четвертым ребенком. Он рос со своим младшим братом, старшей сестрой и двумя младшими сестрами .
Семия проживала в рабочем районе, в пригороде Кенигсберга среди чернорабочих, мелких владельцев магазинов и мастеров.
Дом, где Кант провел детство с большой семьей, был мал и беден. В 18 веке строение было уничтожено пожаром.
Родители Канта заложили духовное воспитание в сына В семье Канта исповедовали довольно популярный тогда в Восточной Европе пиетизм — религиозное течение, последователи которого считали, что каждый человек находится под Божьим оком, поэтому отдавалось предпочтение личному благочестию. Одной из главных добродетелей пиетистов было трудолюбие. В соответствующем ключе Канты воспитывали своих
Анна Регина учила сына основам веры, а также прививала маленькому Канту любовь к окружающему миру. Она брала своих детей на проповеди, изучала с ними Библию
Будучи уже взрослым, Кант с большой теплотой отзывался о родителях и об обстановке в семье.
Учился Иммануил в 1732 - 1740 годах в лучшей школе Кёнигсберга Коллегии Фридриха.
Учеба в этом учебном заведении для него были годами настоящей каторги.
Дети должны были являться в школу к 6 утра и занимались до 16 часов. День и каждый урок начинались молитвами. Изучали латынь (20 уроков в неделю), богословие, математику, музыку, греческий, французский, польский и древнееврейский языки. Естественные науки в школе не преподавались. Каникул не было, единственным выходным днём было воскресенье.
Когда Канту ьыло 13 лет у него умерла мать Многодетной семье приходилось сс трудом водить концы с концами. Иммануилу было нечего носить, а также не хватало денег на еду, его подкармливали состоятельные однокурсники. Иногда у юноши даже не было ботинок, и их приходилось брать взаймы у друзей.
Но несмотря на всё это Кант усился успешно и закончил гимназию вторым в своём выпуске.
Родители мечтали, что после окончания школы Иммануил продолжит образование и тзберет карьеру священника, но тот не желал связывать свою карьеру с религией.
В 1740 году в шестнадцатилетнем возрасте Кант поступил в Кёнигсбергский университет. На то время это было передовое учебное заведение с хорошей библиотекой и квалифицированными профессорами. В ходе учёбы в университете.Кант увлёкся физикой.
Перый крупный трактат И.Канта об основах мироздания вышел небльшим тиражом в связи с арестом собственника типографии за долги, и не получил широкой известности.
В результате создателями космогонической теории считаются Иоганн Ламберт и Пьер Лаплас. А ведь трактат Канта был напечатан в 1755 году, тогда как работы Ламберта и Лапласа датированы 1761 и 1796 годами.
Согласно космогонической теории Канта, Солнечная система образовалась из пылевого облака
Кант иллюстрировал свой тезис о множественности обитаемых миров весьма характерным для Европы XVIII века сравнением. Он описал вшей на голове одного человека, убеждённых в том, что голова, на которой они живут — это весь существующий мир. Эти вши были очень удивлены, когда голова их хозяина приблизилась к голове одного дворянина — его парик также оказался обитаемым миром. К вшам тогда в Европе относились как некоей неприятной данности.
Университет Кант не окончил, прервав в нём образование.
Причиной этого стала смерть отца в 1746 году. ( иать Иммануила кмерла ранее ),
Нужно было помогать сёстрам. и платить за учёбу.
Кант стал работать домашним учителем. Сначала он учил детей пастора, потом богатого землевладельца, а потом стал учителем графских детей. Необременительная работа, жизнь на полном пансионе, неплохое жалованье — что ещё нужно для того, чтобы спокойно заниматься наукой?
Если говорить о личной жизни философа , то она была крайне скудной. Он никогда не был женат и, по-видимому, не вступал в близость с женщинами.
По крайней мере, в этом были убеждены жители Кёнигсберга, в котором он прожил всю свою жизнь
Однако Кант любил женскую красоту и наслаждался ею .
В старости Иммануил ослеп на левый глаз, поэтому во время обеда просил, чтобы какая-нибудь юная красавица села справа от него.
Неизвестно, был ли ученый влюблен: Луиза Ребекка Фриц в преклонном возрасте вспоминала, что она нравилась Канту. Также один из его друзей Боровский говорил, что философ два раза любил и намеревался жениться.
Наконец В 1755 году Иммануил Кант получил право преподавания и звание приват-доцента в Кёнигсбергском университете. Для этого он вернулся туда,ващитив диссертацию на тему «Об огне" и получил степень магистра.
Уже вскоре философ получил докторскую степень за работу в области теории познания «Новое освещение первых принципов метафизического познания» и начинает преподавать в университете логику и метафизику.
В первом периоде деятельности Иммануила Канта интерес ученых привлекла космогоническая работа «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой Кант рассказывает о происхождении Вселенной. В своем сочинении он опирается не на теологию, а на физику.
Также в этот период Кант изучает теорию пространства с физической точки зрения и доказывает существование Высшего Разума, от которого берут начало все явления жизни. Ученый считал, что, если есть материя, значит, существует Бог. По мнению философа, человек должен признать необходимость существования кого-либо, кто стоит за материальными вещами. Эту мысль Кант излагает в своей центральной работе «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога».
Иммануил Кант опроверг 5 доказательств бытия Бога, написанных Фомой Аквинским и бывших длительное время в абсолютном авторитете, а потом пришел к собственному,
шестому доказательству бытия Бога. Интересный факт, что до сих пор никто его не сумел опровергнуть. Булгаков в известном произведении «Мастер и Маргарита» устами одного героя приводит кантовское доказательство, на что другой персонаж отвечает: «Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки». Фраза стала крылатой.
Именно в период критицизма Кантом были написаны выдающиеся работы по гносеологии, этике и эстетике: труды философа стали основой мирового учения. В 1781 году Иммануил расширил свою научную биографию, написав одну из своих фундаментальных работ «Критика чистого разума», в которой подробно описал понятие категорического императива.
В это время он продолжал читать лекции в университете.
по многим направлениям и пользовался популярностью у студентов:
Расписание его рабочего дня выглядело примерно так: Логика, Механика, Метафизика, Теоретическая физика, Математика, Физическая география.
С такой интенсивностью труда — до 28 часов в неделю — и популярностью Кант стал неплохо зарабатывать. Впервые в жизни он мог нанять себе слугУ.
в 1756 году Кант написал крупную работу с разбором
восьмитомного труда
швведсеого учёого и теософа Эммануила
Сведена, "Тайны небес".
По мнению, Канта в университете среди прочих он читал лекции по физической географии. Этот предмет не относился к профилирующим, а был сугубо прикладным и служил лишь для расширения общего кругозора студентов.
Учитывая то, что все знания преподаватель черпал из книг, в которых иногда встречались непроверенные даннве, а иногда и просто слухи, то согласно сохранившегося конспекта лекции Канта по физической географии , теме
России было уделено лишь несколько минут. Физической границей России Кант считал Енисей. В Волге водятся белуги — рыбы, которые для того, чтобы погрузиться в воду, глотают камни (вопросом, где белуги их берут на поверхности реки, Кант, видимо, не интересовался). В Сибири все поголовно пьянствуют и едят табак, а Грузию Кант считал питомником красавиц.
22 января 1757 года в Кёнигсберг в ходе Семилетней войны вошла русская армия. Для горожан, в том числе и для Иммануила Канта, оккупация означала лишь принесение присяги русской императрице Елизавете, смена гербов и портретов в учреждениях. Все налоги и привилегии Кёнигсберга остались нетронутыми. Жители Кенигсьерга, в том числе и Кант, стали поддаными Российской империи.
Иммануил Кант не отличался богатырским здоровьем - он пошел в свою мать: небольшой рост, ( 157 см) не совсем правильные телосложение и осанка, впалая грудь, склонность к частым простудам.
Но он поборол свои недостатки здоровтя и прожил долгую жизнь. И всё благодаря педантичному (даже для немцев) соблюдению правил гигиены и жизни.
Вставал Кант каждый день в 5 часов утра,
Не снимая ночной одежды, он отправлялся в рабочий кабинет, где слуга философа Мартин Лампе подготавливал хозяину чашечку слабенького зеленого чая и курительную трубку. По воспоминаниям Мартина, у Канта была странная особенность: находясь в кабинете, ученый надевал треуголку прямо поверх колпака. Затем он медленно попивал чай, раскуривал табак и читал план предстоящей лекции. За рабочим столом Иммануил проводил минимум два часа.
до 7 часов.
затем шел читать лекции на кафедру. В час дня он садился обедать. Обедал всегда в окружении друзей и учеников и любил беседовать и рассуждать за обедом.
При этом Кант не любил пиао
и считал, что у пива, в отличие от вина, дурной вкус
Даже в самую промозглую балтийскую погоду Кант в точно определённое время совершал моцион по точно определённому маршруту по улицам города. Прохожие, зная
педантичность Канта сверяли по нему часы
Тропа, по которой регулярно гулял Кант, сохранилась. и по настоящее время. Её называют «Философской тропой»
Гулял он, как правило, в одиночестве, обдумывая свои философские теории. Но он не чурался гулять с друзьями, охотно беседуя с ними. Однако, зная, что Кант гулял всегда по установленному маршруту, и в одпо и тоже время этим стали пользоваться попрошайки. Они приставали к Канту, выпрашивая у него милостыню. И Кант , стал гулять в Королевском салу.
Ныне на "тропе философа" установлен своеобращный памятник, называемый в народе - "Скамья Канта"или "Памятник шляпе Канта"- он представлляет из себя металлическую скамью на которой с левого края находится тоже металическая шлята фасона который носили во времена философа( существует легенда, что Кант , как-то гуляя по
" тропе философа" оставил на скамейке свою шляпу ).
Слабое здоровте не лишало Каньа бодрости духа и чувства юмора.
Кант всегда хорошо. по моде одевался, держал себя с большим достоинством и старался общаться со всеми дружелюбно.
Кант сам заметил за собой склонность к ипохондрии — психологической проблеме, когда человеку кажется, что он болен всевозможными болезнями. Первейшим лекарством от неё он считал для сеья общение с людьми свеьские беседы, имгру в бильард, а так же кофе.Придержива ясь такой тактики позволило ему избавится от ипохондрии.
В феврале 1766 года Кант неожиданно для многих становится помощником библиотекаря в Кёнигсбергском замке. Причина переквалификации в библиотекари была банальной — деньги. Учёный стал светским человеком, а это требовало серьёзных расходов. Твёрдого, достаточного зоаработка у Канта по-прежнему не было. Крлме т го в библиотеке у него появилась возможность бесплатного доступа ко всем книгам, среди которых были и древние рукописи.
31 марта 1770 года Кант наконец-то получает долгожданное место ординарного профессора логики и метафизики Кёнигсбергского университета. , которое он ждал 14 лет преподавательской деятельности.
Это освободило его от ежедневной борьбы за кусок хлеба
Именно в 1770 году начинается самый продуктивный период его творчества, в который он создал свои главные произведения.
Трактат Канта «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного» был очень популярным — его переиздавали 8 раз. Будь «Наблюдения…» написаны сейчас, их автор рисковал бы попасть в тюрьму за расистские взгляды
Описывая национальные черты характера, он называет испанцев тщеславными, французов мягкотелыми и склонными к фамильярности (до революции в Франции оставалось 20 лет), англичан обвиняет в высокомерном презрении к остальным народам, немцы же, по мнению Канта, сочетают чувства прекрасного и возвышенного, честны, прилежны и любят порядок. Превосходной нацией Кант считал и индейцев за их, якобы, уважение к женщине. Чернокожие и евреи добрых слов автора «Наблюдений…» не заслужили.
Моисей Герц, ученик Канта, писал ему, что осилил его книгу лишь до половины, и оставил это занятие, боясь что сойдёт с ума.
"Критику чистого разума" Лев Толстой называл язык «Критики…» ненужно непонятным.
Кант никогда не жил в богатстве.
Собственный дом у него появился только в 1784 году, после 60-летнего юбилея. Особняк в центре города был куплен им за 5 500 гульденов. Приобрёл его Кант у вдовы художника, написавшего его известный портрет. Ещё за пять лет до этого всемирно известный учёный, составляя опись вещей для переезда на новую квартиру, включал в неё чай, табак, бутылку вина, чернильницу, перо, ночные штаны и прочие мелочи. Все заработки Канта уходили на содержание жилья и расходы. Он например, предпочитал серьёзно есть только раз в день - в обед.
В своих работах Кант много внимания уделял эстетике и чувству прекрасного, сам же он не был большим знатоком конкретных видов искусства.
Кёнигсберг был окраиной немецких земель не только в плане географии. В городе практически не было архитектурных памятников. В частных коллекциях горожан были считанные полотна Великих худоэников.
Музыкальные концерты Кант посещал скорее из необходимости вести светскую жизнь, слушать предпочитал сольные произведения для одного инструмента. Он был знаком с современной немецкой поэзией, но восторженных отзывов о ней не оставил. Зато Кант был хорошо знаком с античной поэзией и литературой, а также с произведениями писателей - сатириков всех времён.
В 1788 году Канта избрали ректором Кёнигсбергского университета.
В наступившем XIX веке Кант стал быстро дряхлеть. Постепенно он сократил, а потом и вовсе прекратил прогулки, проволя всё время дома. Он писал всё меньше, ухудшались зрение и слух. Затем стал тускнеть рассудок.
Философ пробовал написать сочинение «Система чистой философии во всей ее совокупности», но у него не хватило сил.
Поцесс заткхания был медленным, он растянулся на пять лет, но он был неотвратимым. В 11 часов 12 февраля 1804 года великий философ скончался.
Перед смертью Кант сказал: «Es ist gut» («Это хорошо»).
Похоронили Иммануила Канта в Профессорском склепе Кенигсбегского собора., а над склепом возвели часовню.
Склеп неоднократно перестраивали. Нынешний вид он получил в 1924 году. Склеп уцелел даже в годы Второй мировой войны, когда Кёнигсберг превратился в руины.
Ныне город Кенигсберг переименован в город Калининград и является областным центром России . Калининградской области . Город в составе Востояной Пруссии был передан СССР по результатам Второй мировой войны. Калининградский Государственный Университет носит имя Канта.
Склеп Иммануила Канта находится на острове в центре города, оторову так же присвоено имя Канта.А Калининградцы считают
Иммануила Канта своим земляком.
Свидетельство о публикации №222030700149