Нет пророка в своем отечестве

               
      В конце двадцатого века в Этнографическом музее Санкт-Петербурга (тогда Ленинграда) была интереснейшая выставка художника- микроминиатюриста Э.А Тер-Казаряна, который увлекся изготовлением микроминиатюр еще в школьном возрасте. Первые его работы экспонировались в Ереване в 1947 году. Среди работ мастера были экспонаты, посвященные армянским национальным мотивам и истории национальной культуры. Трудно было оторваться от объемных композиций. Так в ушке тонкой иглы была помещена самая маленькая в мире скрипка со всеми ее деталями: точная копия скрипки Страдивари. Невозможно было поверить, что это рукотворный труд, если бы не присутствие самого автора, который скромно сидел на стуле у входа в небольшой зал и щедро раздавал автографы.


    Прошел не один десяток лет, и при неожиданных обстоятельствах я познакомилась с художником – микроминиатюристом Андреем Леонидовичем Рыковановым, уроженцем  города Омска, который выполняет свои работы на рисовом зерне, маковым семени, слоновой кости, янтаре, горном хрустале и других природных материалах.  Он является автором самой малой в мире иконы «Вседержитель». Текст молитвы «Отче наш» написан на срезах макового семени. Свою работу он посвятил 1000-летию крещения Руси.
   

    В начале творческого пути художника фортуна к нему была благосклонна: выставка в Москве, создание общественного объединения –микроминиатюр имени А.С.Пушкина, проведение в Омске первой международной выставки микроминиатюр к 195-й годовщине со дня рождения великого поэта.
   

    Его работы были представлены в музее микроминиатюр  в одном из городов  Франции, но вот попытка открыть музей в Петербурге не увенчалась успехом. Затем лихие 90-ые годы. Тут уже вообще никому ничего не нужно. Какие только попытки он не предпринимал в течение 20 лет, чтобы открыть музей и дать возможность людям приобщиться к редкому искусству, но меценатов нет.  Все хотят из всего только извлекать выгоду. Так и лежат 1000 уникальных экспонатов скрытых от пытливых глаз благодарных россиян. Административный корпус тоже глух. И никому нет дела как живется этому талантливейшему человеку, и сможет ли он осуществить свою мечту, а мы сможем ли познакомиться с его творчеством.
    

    Хочу привести письмо его дочери Маши: «Мой папа взыскательный художник. Я его очень люблю, но только сейчас, когда я подросла, мне уже 14 лет, то  смогла понять насколько он удивительный. Он художник, но художник необычный, уникальный – создатель очень маленьких произведений – микроминиатюр.  Это можно увидеть, но понять, как это ему удается, трудно. Он рисует не на холсте, а на зернышках. Свою первую работу – стихотворение А.С.Пушкина «Талисман» на рисе он назвал «обрайс», то есть литературно-художественный образ. И он стал  его фирменным знаком. А Пушкин стал его постоянной темой. Более 30 лет папа служит творчеству, созданию галереи миниатюрных портретов наших выдающихся соотечественников прошлого и настоящего. Некоторые его шедевры находятся и за рубежом.  Трудно перечислить все произведения моего папы – это целый музей, который я хочу создать виртуально, чтобы эти чудесные произведения радовали людей на всей планете. Я сама занимаюсь творчеством – играю на скрипке, пою и танцую, и понимаю, как важно, чтобы твое творчество признавали и ценили. И поэтому, не дожидаясь ни от кого помощи, я сама создаю музей моего папы Андрея Рыкованова, ЦАРЯ Левши, но виртуально с помощью того, что у меня есть и что умею, так как учусь в школе с космическим уклоном.
    На страницах моей группы я буду рассказывать о произведениях моего папы,  и не только микроминиатюрах, так как он ещё и поэт, и оригинальный философ."
   

    А что нужно этому редкому художнику, всего лишь помещение для экспозиции и небольшая мастерская для создания микроминиатюр.
Андрей Леонидович Рыкованов, мастер художественной микроминиатюры, официально является директором первого русского музея художественной микроминиатюры, но без музея.

P.S. С творчеством художника можно познакомиться:МИКРОКОСМ АНДРЕЯ РЫКОВАНОВА
http://pushkin-cci.narod.ru /microcosm/
 
      

               


Рецензии
Ирина, у Вас доброе и небезразличное сердце.
Хорошо, что пишете об этом.
Очень надеюсь, что Ваша публикация поспособствует продвижению уникальным и талантливым мастерам своего дела. Бог им в помощь.
Творческих Вам успехов и всех благ Божьих.
С теплом сердечным, Людмила.

Людмилочка   10.01.2024 03:43     Заявить о нарушении
Людмила, спасибо за прочтение.добрые слова и пожелания. Не знаю, помог ли мой рассказ Андрею Леонидовичу, но в Омске открыли "Центр микроминиатюр им.А.С.Пушкина".
Творческого Вам вдохновения!
С неизменным уважением и признательностью,
Ирина

Ирина Ижорская   10.01.2024 18:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.