Один день Александра Ароновича. Часть 2-я

Печерский Александр Аронович (1909-1990) - руководитель единственного успешного восстания в лагере смерти в годы Второй мировой войны.
   14 октября 1943 года узники подняли восстание в концентрационном лагере Собибор.

************************************

Что же это, спросите вы, заглавие "Один день Александра Ароновича"...но вот уже
часть 2-я, и, в общем-то, ни слова толком как про названный день, так и про самого героя?
Да вот, знаете ли, пытаюсь подобраться к главному, причём с разных сторон.
Однако так сразу, наскоком, что-то не получается.
Можно сколько угодно оперировать чудовищными миллионными цифрами количества
жертв, живописать ужасающими подробностями нечеловеческих мучений одних и бесчеловечных зверств других... Но прийти к пониманию того, как это всё стало возможным в нашем мире - как?!

Как вдруг происходит, что вот, рождается в мир новый человек, такой милый,
маленький, беспомощный... Смотрит вокруг ясными доверчивыми глазами и каждый
миг вбирает в себя энергию жизни, энергию красоты и любви окружающего его мира,
исходящие от близких, родных - всех, радующихся вхождению в наш мир нового
человека. Минута за минутой, шаг за шагом, впитывает он в себя всё вокруг и,
взрослея, постепенно становится - кем? каким?
"Возлюби ближнего своего как себя самого"!

Но вдруг выясняется, что всё не так просто.
Оказывается, что он, этот новый человек, какой-то не такой, как бы ни старался понравиться этому миру. Оказывается, он какой-то ущербный, потому что не там
родился, не того цвета кожа, не с тем разрезом глаз, не той национальности, не
тот язык ему родной, не те у него родители...
И вообще, всё неправильное у него - тело, пол, мысли, чувства...

Но как же так? - удивляется человек. - Оказывается, мир враждебно настроен ко
мне!
Но почему? В чём моя вина? Разве не Богу было угодно, чтобы я родился?
Для чего-то же я был нужен Ему? Нужен именно таким...
Ведь я перед своим рождением не пришёл в некий стол заказов и не выбирал: где,
когда и каким родиться... Всё, что я получил при своём рождении было мне ДАНО:
время, место рождения, родители, пол, национальность, телосложение, черты лица,
цвет кожи, цвет и разрез глаз, ум, сердце, восприятие мира всеми органами чувств...

Человек появляется на свет, ничего себе из всего этого не выбирая заранее - за него
всё уже решено. Это судьба - суд Божий. Всевышний так рассудил. И если что-то
не так, что-то тебе вдруг не по душе, значит душа твоя это заслужила прежде,
обитая в своём бессмертии.
И по замыслу Отца нашего Небесного, Творца и Создателя, получив свой набор новорождённого от Него, человек должен прийти к пониманию своего предназначения, ответив самому себе на вопросы: зачем и почему мне это было дано?
Как полученное от Бога богатство воплотить в жизнь, создавая самого себя по образу
и подобию Его - Отца нашего Творца и Создателя?
Как в этой жизни творить, созидать и любить, чтобы соответствовать Его замыслу?
Чтобы полюбить этот мир, себя в этом мире, и ближнего своего как себя самого...

Но вместо этого человек вдруг решает, что не любит этот мир, не любит самого себя,
что он не доволен тем, что ему ДАНО СВЫШЕ. Он обнаруживает вдруг, что всё ему
не то, что всё не так. И вместо того, чтобы сотворить, создать, полюбить самого
себя духовно, по образу и подобию Божию, человек устремляется по пути уподобления
лукавому к образованию из себя зверя: "Возненавидь ближнего своего как себя самого.
И тогда на этом фоне, ненависть к другим покажется тебе любовью  к самому себе!"

Национализм, нацизм, фашизм, шовинизм, антисемитизм, ксенофобия, русофобия...
вплоть до дискриминации и геноцида. Откуда все это берётся в человечестве? Откуда
это человеконенавистничество? Не умея реализовать в этом мире всё лучшее, что
есть в твоей душе, не стремясь определить своё призвание в соответствии с замыслом
Божьим, человек готов разрушить этот мир, уничтожая всё вокруг в угоду лукавому?!
Откуда эта духовная ущербность в человеке? Почему вдруг в нём зарождается эта
гниль, которая, разрастаясь, заглатывает всю душу его целиком?
Будучи недовольным собой и жребием своим, позволяя себе презирать, подавлять,
унижать, уничтожать себе подобных, надеясь таким образом избавиться от своей
духовной ущербности, это существо полагает, что таким способом сможет возвыситься
в глазах собственных и в глазах себе подобных.

Однако происходит всё наоборот: вслед за духовным, нравственным падением человек,
в конце концов, вместо какого бы то ни было возвышения, обнаруживает себя на
самом дне бездны. И хорошо ещё, если он это успевает осознать. Но чаще всего,
однако, осознания так и не наступает.

"Когда мы подавляем в себе ангела, он превращается в дьявола". (Виктор Франкл)

Основанное на философии человеческой ответственности, мировосприятие, которое исповедовал В.Франкл, он называл трагическим оптимизмом. Оптимизм - потому что
это вера в возможности человека, в лучшее в нём. Трагический - потому что очень
часто зло в человеке оказывается сильнее или даже предпочтительнее для него.

Организовать восстание в концлагере - это всё равно что сразиться в преисподней
с самим дьяволом. И при этом одержать победу?..
Послушайте, но каким должен был быть человек, осмелившийся на такое и сумевший осуществить невозможное?!

Правда о Собиборе, единственном концлагере, где восстание узников закончилось
победой, была засекречена на долгие годы. Мало того, лагерь решили закрыть и
вообще стереть с лица земли. Это был приказ Гиммлера, который боялся, что
уцелевшие свидетели рано или поздно расскажут правду о лагере смерти. Чтобы
уничтожить следы геноцида, фашисты на месте лагеря вспахали землю и посадили
овощи.

Собибор был создан нацистами в рамках операции "Рейнхард": это было кодовое
название госпрограммы Третьего рейха по физическому уничтожению людей
еврейского происхождения, как военнопленных так и гражданских лиц, в том числе несовершеннолетних. В 1941 году началось масштабное строительство в лесу на
территории железнодорожной станции Собибор недалеко от польского города Влодава.

Из документов, опубликованных "Российским историческим обществом", в частности в
справке 7-го отделения политотдела 8-й гвардейской армии подполковника Шелюбского
"О зверствах немецко-фашистских захватчиков", составленной 22 июля 1944 года после
осмотра территории представителями Красной Армии и жителями населенного пункта
Желобок Второй, подробно рассказывается о том, как происходил процесс уничтожения людей в Собиборе.

"Было объявлено, что на станции Собибур (в документе именно такое написание, на польский манер) будет создана мармеладная фабрика. Эшелоны с населением (взрослые,
старики, дети) поступали в течение всего 1941, 1942 и 1943 года", - указано в
справке.
Отмечается, что в некоторые дни в лагерь смерти приезжали до шести эшелонов около
2000 человек в каждом. Далее в справке говорится, что "сразу после приезда каждой
партии людей, их собирали на площади, где администрация лагеря произносила приветственные речи с обещанием хорошей жизни для приехавших." После проводился ложный медицинский осмотр заключённых: как им обьясняли,- чтобы направить
наиболее слабых на лёгкие работы.
"Первую партию отобранных отправляли в баню купаться. Люди заходили в специально отстроенную баню, где имелись комнаты для раздевания, вешалки, выдавались номерки
для сданного белья. После этого они заходили в специальное купальное помещение,
которое заполнялось газом. Люди умирали, местные жители слышали, как работал
мотор, и через некоторое время доносились крики людей", - сообщается в справке.
Отдельно отмечается, что администрация лагеря пыталась скрыть крики и стоны
погибающих узников, для чего, в момент подачи газа, из хозяйственных помещёний выводили пастись гусей, которые поднимали крик.
Трупы людей по узкоколейной железной дороге отправляли на специально созданное кладбище, где хоронили в глубокой канаве в общей могиле.
"Ожидающие очереди смертники жили в лагере и работали - заготавливали дрова, выкорчевывали пни и т.д. Местные жители были свидетелями, как на костры из пней бросали людей, работавших там же. Люди горели",- сказано в справке.

Документ составлен на основании актов осмотра бывшей территории Собибора, куда
также были занесены свидетельства местных жителей. К справке прилагаются фотографии,
на них видны останки людей, разломанные детские коляски, личные вещи заключённых, узкоколейная железная дорога, по которой убитых возили на кладбище.


Рецензии