Духовность и цивилизация

       
            Духовность и цивилизация. Они должны быть тесно связаны Законами Природы.  Но эти понятия в сознании людей чаще всего разъединены. Прогресс цивилизации зависит от движения ума, которое не требует опоры на нравственность, достаточно ощущений. Духовность – это созерцание, которое позволяет проникнуть в глубину происходящего, раскрывая суть. Это две крайности, которые должны быть соединены.
          Рассматривая историю человечества, можно увидеть, что таким «соединением» являлось христианство не столько в качестве религии, сколько её культуры. Христианская культура вызывала необходимость совершенствования человека и окружающей среды. Она предполагала всеобщую культуру для всех народов с учётом национальных особенностей.
            В истории нашей страны использовался термин «революционная целесообразность», руководствуясь которым уравнивали людей, тем самым разрушая духовность и   ограничивая самостоятельность.  Подлинная целесообразность – это духовное направление, которое развивает ум и способности, в результате чего человек совершенствуется.   В этом случае соединяются духовность и цивилизация, которая наполняется духовностью, если человек творит с «душой». Но и воспринимает её только духовный человек. Для бездуховного цивилизация необходима настолько, насколько она ему нужна: он не способен вживаться – он приспосабливается.
              Христианская и коммунистическая культура не достигли своей   цели, не стали общепринятой по двум причинам: во-первых, из-за формирования множества сектантских групп, которые, казалось, сохраняли идею, а на деле противоречили ей. Во-вторых, всякая идея хороша тем, что находилась в свободном развитии. Стоило идею научно обосновать, превратив в идеология - она становилась догмой.  Идея - понятие творческое, поэтому она всегда наполнялась духовностью. Идеология - понятие, где не было места чувствам.
             Человеку, не обладающему самостоятельностью и здравым смыслом, трудно в своём сознании соединить цивилизацию и духовность: цивилизация для него не выходит за пределы быта.  Духовность же у него на уровне ощущений…и таких большинство. В XIX веке их удачно назвали «обывателями», то есть безучастными ко всему общественному, но легко возбудимыми в толпе. Других назвали «мещанами», живущими в своём мире со своим мнением, ограниченным этим миром. Их трудно   организовать для участия в общественных делах.
             Самостоятельный и здравомыслящий человек всегда цивилизован, духовно развит, потому что он творец.
               


Рецензии