Мозаика будней. Конфетти

 Да, всё меняется в нашей жизни. Совсем недавно мы вспоминали 2019 год - допандемийное блаженство.
 И вот - война!
 Нет, я не буду писать о войне. Просто потому, что боюсь неосторожным словом вызвать боль, ненависть или гнев, и тем умножить общее количество зла в мире.
Напротив, мне хочется вспомнить о том, что было и остаётся в нашей жизни хорошего и светлого.
  В детстве я очень любила хлопушки с конфетти. На Новый год эти хлопушки были атрибутом всех общественных мероприятий (как сказали бы сейчас, корпоративов), начиная от детских утренников и заканчивая банкетами на предприятиях.
  Много-много праздничных разноцветных бумажных кругляшков. Как маленьких радостей в жизни каждого человека. Но мы их часто не замечаем до той поры, когда праздник заканчивается.
  Итак...

...новогодний утренник в детском саду. Большая ёлка до потолка, свежий запах хвои, гирлянда с огромными лампочками, шары и сосульки, бумажные бусы - несколько десятков метров (клеила вся группа в течение двух предыдущих недель). Мамы и папы в нарядах домашней вязки. Воспитательница с картонной маской белочки на лбу.
Под ёлкой сплошь снежинки и зайчики в нервическом ожидании конкурса на лучший костюм. Ах, эти платья снежинок, шитые мамами по ночам после работы! Сколько марли  и крахмала на них ушло!
Вот и Дед Мороз со Снегурочкой! И вожделенный мешок подарков!
Утешены все, чей костюм не взял приза, перемазаны шоколадом все чтецы стишков и певцы новогодних песенок!
 А дома ждёт ёлка. И она тоже живая! Нам принёс её наш сосед дядя Вася вместе с ведром песка. Мама устанавливала и укрепляла её в ведре, а я торчала на стуле, вцепившись в смолистый ствол и контролировала вертикальность положения. Все руки у меня в мелких дырочках от хвои, но это не страшно. С антресолей сняты коробки,  в них - завёрнутые в вату сокровища - шары всех видов и размеров, прозрачные хрупкие сосульки, шишки и колокольчики, стеклянная ракета, мои любимые человечки на прищепках, самодельные игрушки из яичной скорлупы - рыбки, пингвин, вертолётик, и ещё много всего. Сейчас мы нарядим нашу красавицу, и вечером можно будет, лёжа в постели и прищуривая глаза, чтобы разноцветные огоньки расплывались, придумывать сказки. А утром 1-го января, проснувшись, залезть под ёлку и найти подарок от Деда Мороза. Никогда не знаешь, что это будет!


 ... Весна наступает незаметно. На солнечной стороне дома плачут сосульки. Синички задорны и звонки. Знобкий ветерок забирается под куртку. Тротуар оттаивает быстрее всего, там уже сухой асфальт, верный признак весны. Ещё неделька, и обнажится земля возле тротуара. Тогда можно будет искать первых божьих коровок, медлительных и сонных. Они отогреваются на ладони и переползают на палец. Теперь нужно сказать:" Божия коровка, полети на небо, принеси мне хлеба! Чёрного и белого, только не горелого!"  Раз двадцать. И коровка расправит крылышки и улетит...


... В апреле расцветает ветреница. Белые поляны приманивают  детей и взрослых, но охапками никто не рвёт: все знают - ветреница занесена в Красную книгу.
Возле школы девчонки играют в "классики". У меня тоже есть банка от гуталина, набитая песком, но я слишком резкая, и банка всегда летит дальше, чем нужно...


... Зацветают сады. Пока - вишни и сливы, яблони зацветут позже. День Победы. У братской могилы - общепоселковый митинг. Народу очень много, все нарядные, с цветами и шариками в руках. Школьники в парадной форме. Гремит музыка - песни о войне: "День победы! Как он был от нас далёк..."  С трибуны выступают ветераны, их поздравляют ученики и читают стихи. Стоят солдаты с винтовками, значит, будет воинский салют. Общее торжественное настроение, общее чувство святости  момента...

 
 ... Мы облепили куст сирени - ищем пятилистники. Скоро выпускной. В сиреневое счастье никто уже всерьёз не верит, но всё-таки, на всякий случай...


 ... Во дворе института - толпа взволнованных абитуриентов. Вывесили списки поступивших. Мы с подружкой набрали проходной балл, но таких много, а конкурс - четырнадцать человек на место. Наконец, удаётся пробраться к доске объявлений. Да!


... Июльское солнце печёт макушку. В мокрой кепке лежат абрикосы. Мы в Анапе, работаем на раскопе. Анапа - это праздник, потому что море, потому что лето, потому что юг. Это фрукты, это шелковица, осыпающая нас сочными ягодами (рабочая одежда вся в синих пятнах, как и наши языки). Вечером - шашлыки  в Джемете и вино местного разлива. Ночное море, тёплое и загадочное. От пальцев в тёмной воде разбегаются искры. Над головой - крупные звёзды. Луна почему-то больше, чем в Подмосковье. Или мне кажется?


... Палаты в роддоме на шесть человек. Кормят хорошо, вот только нет столовых ложек. Есть суп чайной ложкой очень неудобно и долго, поэтому я наказываю мужу: "Принеси мне большую ложку!"
 На улице жарко, окна в палатах открыты. Молодые мамы облепили подоконники и переговариваются с мужьями и другими родственниками. На скамейке во дворе - многочисленная родня нашей Тамары. У неё уже есть две дочки, этот ребёнок - третий. "Чтоб мальчик был! - грозит Тамаре супруг. - Родишь девочку, домой не пущу!"
 "Ты ложку принёс? - кричу я мужу. Соседки по палате хохочут: "Кто о чём, а эта всё про ложку!"
  ..."Мальчик!" - говорит мне акушерка. А у Тамары - девочка...


... Спелые яблоки стучат по крыше. Когда налетает ветер, ветка яблони трётся об угол дачного домика и скрипит. Дача, вообще, полна звуков. С утра за окном щебечут птицы, днём галдят мальчишки, беседуют соседи на качалке у забора, а вечером мышка хрустит печеньем под холодильником. Ночи звёздны и прохладны - конец августа. Дом приходится прогревать. Уютно потрескивают в печке дрова, о стекло бьётся ночная бабочка. Ребята в комнате тихонько переговариваются перед сном, мы на кухне пьём чай...


... День пасмурный, а за окном всё золотое. Наши клёны уже выше дома, хотя совсем  недавно я смотрела на них сверху. Мама печёт блины - побаловать дочку и внука. Я накрываю на стол. На тесной пятиметровой кухоньке приходится танцевать менуэты, пропуская друг друга то к плите, то к раковине, но мы привыкли.
Мамочка похудела, ссутулилась и стала ниже ростом - возраст берёт своё.
 - Ты плохо ешь! - говорит она, и начинает по своей учительской привычке наставлять меня, как и что именно нужно есть.
 - Мам, мне уже за пятьдесят!
 - И что?! Помнишь, что твоя прабабушка сказала твоей бабушке? Бабушка сказала: "Мама, да мне уж семьдесят!" А прабабушка ответила:"Ты же всё равно моя дочка!"
   И это, между прочим, счастье!


... Вечер. Старший сын сидит в кресле - забежал на огонёк из своей комнаты. Я рассказываю ему о нашем детстве:
 как мы ходили на рыбалку,
 как мы ловили раков,
 как мы купались в сугробах и рыли в них тоннели,
 в какие игры мы играли,
 как здорово бегать босиком по песку и траве,
 как уютно спать с котёнком под одеялом,
 как хорошо слушать дождь,
 как смешно кролики едят капустные листья,
 как прекрасны запахи свежего хлеба, сена, печного дымка, парного молока,
 как красив восход солнца, и его закат,
  и ещё про
 походы, велосипеды, песни под гитару у костра,
 любимые книги, маленькие победы над собой,
 про дружбу и первую любовь...
 - Да! - сказал мой (уже бородатый) ребёнок. - Как скучно я живу!


... Вот тебе и весна!
Вчера опять повалил снег, пушистый, густой. Сперва он падал огромными мягкими хлопьями, после посыпал частый и мелкий. Мы с моим средним любовались им из окна тёмной кухни. Потом сын уткнулся в свой смартфон, а я читала книгу. Простую, не электронную. "Первый снег пал на Муми-дол хмурым утром. Он подкрался, густой и безмолвный, и за несколько часов выбелил всю долину..."*
   В прошлом году ребята просили оставить ёлку до февраля. В этом - до весны. Мы убрали её первого марта. Если получится встретить следующий Новый год, надо будет купить конфетти - кажется, в нашей жизни недостаток мелких радостей...




* Туве Янссон "Шляпа Волшебника". Предисловие.

 



 
 

 

 
 


Рецензии