Глава двадцатая. Вот такая философия

ЖИЗНЬ,КАК ДЕНЬ
Глава двадцатая.Вот такая философия.

Тамара Васильевна осторожно подошла к комнатке Егорки,в раскрытую дверь увидела как там,склонившись над столом,он что-то пишет.Хотела было его уже и похвалить,да увидела,что он сидит,подложив ногу под себя - тут же строго скомандовала ему:
- А ну,Егор,прекрати!Сколько тебе можно говорить? Сядь,как следует,или же хочешь искривление позвоночника получить?!   
- Да,ведь,тётя Люда,всегда так сидит.А спина-то у неё ровная?
- Меньше разговаривай,а делай то,что тебе бабушка говорит!Или же я совсем для тебя теперь ничего не значу? А то всё:«…тётя,Люда,тётя,Люда».
А сама про себя подумала:«Да,конечно,же,такая вот тётя,как она,заберётся с ногами в кресло,так его сразу же выбрасывай,все развалила...».
А Егорка ей тут же:
- Ой,бабушка,значишь,очень даже значишь!Я тебя очень,и даже очень люблю,- быстро  затараторил Егорка,прижавшись к ней головой и вытянув из-под себя ногу.
Тамара Васильевна невольно улыбнулась,потрепала его по волосам:
- Хороший ты у меня,Егорка,- и поцеловала его в голову.- Очень даже хороший. Просто лучше всех!
Она в нём просто души не чаяла,потому,что его и вырастила.
- Ну,ладно,работай... не отвлекайся.Ты у меня,конечно,же,молодец!
И это тоже было сущей правдой.В этом доме все любили Егорку,он был здесь радостью и отрадой.Особенно, для Тамары Васильевны.Она не могли на него нарадоваться. И было ей ведь кем любоваться!Внешне он был очень красив,ну,прямо,как ангелочек.Внутри же него жила сама доброта,а вот ещё какой он умница,если бы кто знал!А бабушка знает.Всё он схватывает на лету,и первый он у неё помощник. А как же красиво пишет,просто загляденье! «Весь в маму...» ,- не могла нарадоваться на него бабушка.
- Русский сейчас делаешь,или что? А математику уже сделал?- спросила она его строго,склонившись над ним,так,для порядка. 
Егорка,уже давно считавший себя большим и взрослым,не любил вот этакой опеки:
- Так,я же с неё и начал…
-Хорошо,очень даже хорошо.Потом я посмотрю.Пойду-ка я теперь на кухню,нужна буду, зови…
Времени было уже много,и ей нужно было посмотреть,что же приготовить ей всей семье на ужин? Да и Егорку чем-то сейчас угостить!      
- Ладно,бабушка,ладно,- кивнул в ответ внук.
Тамара Васильевна,прежде,чем отправиться на кухню,ещё раз окинула взглядом небольшую его спаленку.Всё было здесь,вроде бы,в порядке? Даже форточка открыта:«Свежий воздух способствует мыслительному процессу!». Вот такой лозунг висел прямо над его письменным столом Сергей. Изречение ему принадлежало,как и весь этот транспарант.Это он сделал для того,чтобы его племянник никогда не забывал проветривать свою комнатку .«Правда,здесь довольно тесновато,- посетовала Тамара Васильевна,взглянув на это изречение,- даже я сейчас к нему  еле втиснулась…». Она считала себя,для своих лет,в меру довольно стройной женщиной,хотя,кто этим не грешит?
Почти всю площадь комнатки Егорки занимала кровать и его письменный стол,что  прижался к самом окну,да стул,на котором он сидит. «Но разве это главное?- неожиданно для себя резюмировала Тамара Васильевна,-пусть в тесноте,да не в обиде.Всем здесь места хватает!Главное же,что ему здесь уютно учиться и много света,что очень важно... глаза-то не испортит,да,чтобы он за столом сидел правильно...». Вот это её очень сильно беспокоило.Она хотела,чтобы её внук вырос стройным и красивым За спиной у Егорки,у противоположной стены до самого потолка,возвышался книжный шкаф.Это Сергей пристрастил его к книгам.Перед сном они часто вместе что-то читали,и это тоже Тамаре Васильевне очень нравилось,в детстве ей не довелось много читать,и сейчас она вместе с внуком добирала недостающее.
Вот и вся его комнатушка!Хватило несколько секунд,чтобы всё осмотреть. «Придётся,видно,нам опять с отцом что-то придумывать, - вздохнула она,-парень-то наш растёт.Мою бы бывшую комнатку,что ли,с этой вот совместить? Тогда бы и здесь у него нормальная спаленка получилась…». Бывшая её комнатка была рядом,через стенку,разобрать её ничего не стоило.И эта идея ей понравилась.
Дом-то у них здесь,вроде бы,и большой был по площади,а вот детскую-то эту они сделали с отцом совсем махонькую.Как будто бы дети никогда не растут!». И она подивилась она на их с мужем опрометчивость. "Нельзя же вот так жить и ныне, только сегодняшним днём!Времена-то меняются,и жизнь наша тоже,простора требует. Вот теперь,бери да засучивай рукава,всё переделывай!..". Как это они могли так промахнуться,хотя строили на века?!
Но дело-то здесь было не только в промахе,или же в их скупости,а просто в скромности материальных их средств в самом начале здешнего строительства. Семья-то большая была у них с Семёном Савельевичем,она и сейчас такая,а работник-то он в семье был один,да и не так много зарабатывал? «Правда,-с удовольствием отметила Тамара Васильевна,- сейчас-то у них совсем иное дело.Все дети неплохо заработают,однако,же у каждого своя семья! Опять же,с деньгами особенно не разбежишься… Всё опять здесь на отце?». Но она зря так сетовала,и понимала это. Мать с отцом их дети не обижали,помогали во всех делах. Дружно и разом. Так,что все их совместные задумки были для них вполне осуществимы.Вот только было бы  них здоровье. А вот его-то не всегда хватает.
Когда же они начинали здесь свою грандиозную стройку,то Семён Савельевич как рассчитывал:что вот эта детская комнатка будет предназначаться Олегу,пока он мал. А там видно будет,кто и чей из малышей здесь поселится. Но пока они мечтали,да строились,Олег-то успел не только вырасти,поступить в коммунально-строительный техникум,а затем его и окончить?! А вот сейчас-то он уже и сержант, и служит в армии! Егорке же тогда,при их заселении сюда,было всего тогда года  три, не более, а сейчас-то он вон большой? Время-то никак не остановишь,дети растут,а старики стареют! Хотя, Егорка и говорит, что и он то время помнит, и даже то, как они тогда жили в Крутом Яру в коммунальной квартире. Но Тамаре Васильевне в это не верится:"Придумывает он всё это,или слышал от кого-то из нас?!.." Однако же,и она согласна с тем,что это было самым счастливым временем их семьи. С тех пор прошло уже более шесть лет, и столько лет Егорка обживает эту спаленку, вырос из неё, как из своих брюк. Но она ему нравится, и с этим трудно спорить, её окно выходит прямо на улицу и здесь было интересней смотреть,чем по телевизору.
Были ещё здесь три спальни. Одна из них, что помянула Тамара Васильевна, была, конечно же, больше У Егорки.Но весьма, незначительно. И располагалась рядом с детской. В ней разместились Вера с мужем  Вадимом. Были ещё две, значительно большие. Одна из них угловая,с двумя окнами: в сад и на аллейку. В ней, вначале, поселились Сергей с Олежкой,а затем,спустя несколько лет,заняли их родители.В другой же,с одним окном в сад,после развода с женой Мариной,поселился Аркадий. Если, честно сказать,никто из Гончарвых, после тринадцати лет их совместной жизни,никто не ожидал. Это было,как гром среди ясного неба.А им,родителям,опять стало жить совершенно негде.И тогда порешили они Семёном Савельевичем расположиться прямо в зале на раскладном диване.И ничего, им не привыкать, летом же они перебирались на террасу. Но и это их нисколько не огорчало,даже радовало, ведь летом жить на террасе - одно удовольствие! А зимой в зале тоже нормально. Главное же то, чтобы их детям было хорошо, и то,что они опять все вместе. Теперь родители могли видеть каждого из своих детей и быть за них спокойными.
При строительстве они старались сделать большими, прежде всего, кухню-столовую , гостиную и зал, две террасы, ванну с туалетом и другими подсобными помещениями. С расчётом, чтобы не замыкаться в отдельных комнатах-спальнях, а быть всегда среди людей, всем вместе.
Чтобы их дом не был похож на общежитие. Вот этого-то они больше всего и боялись,очень даже не хотели.
Кроме того, в их головах всегда было планов "громадьё"! Они не уставали фонтанировать своими фантазировать. В их воображении рисовалось строительство  второго этажа, да ещё с мезонином. А также они мечтали отделать и цокольные свои помещения, в которые предполагалось перенести все свои бытовые помещения.В том числе,и кухню-столовую,ванну и туалетной комнатой,кроме того,найти место и для небольшого тренажёрного зала. А вот на будущем втором этаже предусмотреть место и для разросшейся семейной библиотеки. Единственно,чего они не хотели,так это больших и отдельных комнат. В доме,конечно,же должен быть простор,но он не должен превращать его в скворечник! Вот потому-то и должны быть просторными кухня-столовая,гостиная и зал,в котором обязательно должно быть и пианино,чтобы в доме звучала хорошая музыка.
С целью достижения максимального простора и уюта,они,ещё в самом начале своего строительства,предусмотрительно сделали в цокольном этаже с трёх сторон окна,а внутри становили с первого этажа красивую железную лестница.Но всё это было,однако же,только в мечтах и в перспективе. Сейчас в доме многое  изменилась.«Нет, не всё хорошо у нас в доме,нет! -думалось Тамаре Васильевне,- нет!". Совсем неладно складывается жизнь у её детей,хотя и они,родители, и они сами,пролагают к тому все свои силы. А тут вот и отец совсем расклеился»,- про своё здоровье она же не думала. Она к этому привыкла.
Они-то, как с мужем рассчитывали? Думали, что у  Аркадия имеется уже  двухкомнатная квартира. Хорошая, двухкомнатная, со всеми удобствами . Жильём он, таким образом, обеспечен. Для Веры же, с мужем, да  Егоркой, они намеревались  оставить  свою старую, коммунальную квартиру, где ныне проживёт Сергей с семьёй. Пока же он был холост, а  Олежка ещё мал, то они пока и  должны были быть при родителях. А там: как жизнь у  них заладится?  Никому из них дорога в  дом не заказана! Однако же, пока они так мечтали, строили планы и  строились, дети их выросли  и все переженились. Так, что  всё поменялось. Аркадий развёлся и оставил, как он считал, квартиру сыну, а сам явился к своим родителям. Аркадий развёлся и оставил свою квартиру, как он говорил, сыну.  Вера же уже не могла покинуть своих родителей, они стали стары и больны и без неё уже не могли существовать. Все стирки, готовки, уборки да уход за ними свалились на её плечи. Да ещё за своими братьями, мужем, да сыном. Но она не роптала, так как любила их всех. Тамара Васильевна понимала это, и была очень благодарна своей дочери. Да  они и не обращали  внимания на тесноту, как и прежде, вместе им было опять хорошо жить, заботясь и помогая друг другу. Они ни не привыкли жить в роскоши. Главное же то, что по-прежнему они были  дружны и полны желания сделать здесь свою жизнь красивой и счастливой. И в этом главная роль принадлежала, именно, Тамаре Васильевне, дети её очень любили и уважали, она обладала каким-то даром умиротворения душ, аурой доброты, любви и чистоты. Она не выносила подлости, пошлости и фальши, неискренности, да лицемерия. Она этого не терпела. Но обладала удивительным чувством внутренней интеллигентности, тактом. И она всем им желала добра.
И вот сейчас, направляясь на кухню, её мысли опять вернулись к Сергею. Имя Людмилы, его подавленный вид, телефонный звонок Сергея, всё это привело её опять в тревожное настроение: «Почему же так не везёт её детям?». И почему-то ей было особенно жаль Сергея.
А.Бочаров.
2020. 


Рецензии