Уровень гармонии личности Марии
За последние тридцать лет работы психотерапевтом мне пришлось столкнуться с одним из весьма распространённых стереотипов в нашем обществе, заключающимся в том, что работа по дальнейшей гармонизации личности нужна лишь самым примитивным и ничтожным людям. А тем, кто и так не хуже окружающих (особенно в сравнении с действительно примитивными людьми), нет необходимости и смысла озадачиваться по поводу повышения гармонии своей личности. Если рассматривать ситуацию с точки зрения банальной житейской логики, то, быть может, все и действительно не так уж и плохо обстоит. Но вот, если смотреть с точки зрения истинной иерархии ценностей бытия вообще и человеческого, в частности, то картина получится не только не столь оптимистичной, как подавляющему большинству этого хотелось бы, а предельно грустной. Например: тридцать процентов людей имеют, на самом деле, очень низкий уровень гармонии личности. Еще пятьдесят процентов просто низкий. Средний уровень гармонии имеет лишь один человек из десяти (десять процентов). Высокий уровень гармонии имеет лишь один человек из тысячи. Вот вам и проза жизни. Вот вам и реальная почва для большой самоуверенности и самовлюбленности, столь распространенной в современном обществе.
Это, кстати, один из моментов принципиального отличия Марии от Марфы, как двух классических психотипов (менталитетов) человечества. Марфа, имея крайне низкий уровень гармонии, тем не менее, считала себя весьма или, как минимум, достаточно гармоничной. И поэтому смысла в своей дальнейшей гармонизации не видела в принципе. А если нет смысла, то зачем создавать себе по этому поводу дополнительную головную боль? Уже в связи с чем у Марфы было такое представление, в данном случае, не представляется особенно важным и не имеет, по большому счету, принципиальной разницы. Возможно, это было неосознанное стремление компенсировать подсознательное ощущение своего реального несовершенства. Но только легко и быстро, а главное – глобально и принципиально компенсировать. А, так как это, на самом деле, в реальной жизни сделать легко и быстро в принципе невозможно, то, исходя из соображений банального рационализма, следует придумать что-то такое, что могло бы выполнить эту «скромную» функцию. И обостренное самолюбие и амбиция человека часто подсказывают человеку предельно удобное и комфортное для него решение столь сложной и многогранной проблемы. В частности, придумать ряд интеллектуальных, психологических и духовных мифов о жизни вообще и о своей, в частности. Согласно которым, все обстоит, как минимум, неплохо. А, как максимум, очень неплохо, мягко говоря.
Если первоначально эта серия искусственных и мнимых мифов действительно помогает выйти из того или иного конкретного психологического или духовного кризиса, сопровождающегося сильным душевным дискомфортом. То в последующем, оценив, поняв и ощутив действенность данной методы для обретения душевного комфорта и равновесия, человек принимает ее в качестве постоянного и доминирующего способа построения отношения и с самим собой, и с окружающим миров, и с жизнью, и с Высшими силами. Это, конечно, без сомнения, удобно – засунул, голову в песок, и вроде как проблема перестала существовать. Но, на самом деле, это всего лишь очередная, из бесконечной череды, иллюзия. Которая показывает свою принципиальную несостоятельность при первом же мало-мальски серьезном экзамене. Но человек-то уже спрятался в своей искусственной скорлупе (раковине) и поэтому все свои неприятности воспринимает лишь как временное неблагоприятное стечение жизненных обстоятельств, несправедливое отношение Жизни именно к нему, как происки весьма непорядочных людей против именно него, такого хорошего и замечательного человека, наделенного большим комплектом редких достоинств и добродетелей. А как же иначе?
Все должно выглядеть предельно серьезно и солидно, значительно и эффектно. И именно лишь выглядеть, а не являться таковым на самом деле, в реальности.
Получается весьма своеобразная ситуация: те, кто к реальной гармонии, по большому счету, не имеют вообще никакого отношения, стремятся подать себя обществу как людей, обладающих не просто неплохим (средним) уровнем, а очень высоким уровнем гармонии личности. А вот те, кто, как минимум, имеет задатки среднего уровня гармонии (применительно именно к особенным параметрам личности понятие «средний» с точки зрения духовной, является «высоким» с точки зрения житейской логики, а потому, мягко говоря, мало кому присущим), считают, что нуждаются в дальнейшем мощном развитии своей гармонии личности. В связи с чем, проявление претензии на свою особую гармоничность считают явлением, принципиально неправильным. Неумным и нелогичным. И это хорошо, нормально и правильно, ибо соответствует вечным и универсальным духовным и психологическим законам Вселенной, а не только человечества, в частности. Только человек, реально имеющий вполне ощутимый уровень гармонии личности, понимает, во-первых, то, какой это важный элемент жизни. Во-вторых, понимает тот момент, что процесс обретения идеальной и истинной гармонии, на самом деле, бесконечен. И, даже посвящая всю свою жизнь этой задаче, вовсе не факт, что в конце нее обязательно обретешь гармонию действительно очень большой величины.
Как пишут мудрецы, за сто лет одной жизни человек, с точки зрения идеальной гармонии, при самой интенсивной духовной работе, может повысить свой уровень максимум на один процент. Иначе говоря, для обретения истинной гармонии понадобится около ста воплощений в человеческом образе. Каждое продолжительностью в сто лет. И при условии, что в каждом воплощении все сто лет будут посвящены повышению гармонии личности конкретного человека. Вот такая простая и скромная арифметика получается. И в этой системе координат все претензии большинства людей на обладание большой гармонии личности выглядят, мягко говоря, не особенно умно, если не сказать, что откровенно нелепо.
Ситуация осложняется тем, что как только тот или иной конкретный человек начинает хотя бы на минуту действительно серьезно задумываться о самовоспитании и самосовершенствовании, то тут же целая армия (или группа, как минимум) представителей темных сил резко активизируется в плане отвлечения человека от столь важного дела. И даже более того: по принципиальному обесцениванию этого мероприятия в глазах конкретного человека. Или, как минимум, ему приводятся десятки аргументов, очень умных, серьезных и значительных по поводу того, что этим делом именно сегодня заниматься не стоит, а вот завтра или послезавтра, возможно, будет более благоприятное стечение обстоятельств для этого замечательно дела.
Мелкая суета имеет особенность отбирать у человека не только очень много времени, но еще и сил. Умственных, душевных, физических. Так часто получается, что, когда человек даже умудряется вспомнить о духовной работе над собой, то у него для этого уже нет или времени или сил. А многочисленные «помощники» тут же стараются проявить максимальное «сочувствие» и «понимание». Они советуют относиться к себе более осторожно и более бережно, не переутомляться. Могут даже обвинить человека в его принципиальной безответственности: как ты можешь начинать делать такое большое и важное дело, если у тебя для этого так мало осталось сил? Добавляется еще и давление собственного (а может быть и не только, и не столько собственного) рационализма: «ты видишь, что почти никто этим делом не занимается, а ведь все дураками быть не могут, значит, есть вероятность того, что именно ты собираешься делать глупость. И потом: никто и никогда тебя не похвалит за твои труды по дополнительной гармонизации своей личности. Да и прямой и ощутимой выгоды ты с этого никогда не будешь иметь, как и конкретного и быстрого результата практического плана. Так зачем тебе все это? Лишь для внутреннего самолюбования? Так это, дружок, у тебя развивается самый откровенный и банальный нарциссизм. А это, батенька, нехорошо, это, в конце концов, стыдно».
Аргументов может быть десятки, сотни, тысячи. И очень тонкие, изощренные и изобретательные, стройные и последовательные, ориентированные на определенные слабые места в личности конкретного человека. Местами очень логичные и жестокие, категоричные и прямолинейные, замешанные на многих реальных моментах жизни вообще и жизни данного человека, в частности. Это могут быть сложнейшие психологические манипуляции с привлечением не только людей данного окружения человека, но даже и самых родных и близких. С резким обострением у них сумасбродства и своенравности, властности и эгоизма, капризности и привередливости, претензии на принципиально большее внимание, максимализма и категоричности, рационализма и стервозности. И еще многих десятков других подобных «замечательных» свойств личности. Это может быть и появление тенденции обвинять человека в банальном эгоизме, зацикленности лишь на своей личности, причем, не зависимо от реального положения дел, от количества и качества умственных и душевных сил, затрачиваемых им регулярно на удовлетворение явных и мнимых потребностей окружающих. И эта тенденция может приобретать самый злокачественный характер. Не говоря уже о том, что человек, ступивший на путь самовоспитания, уже не будет много сил и времени тратить на совместные второстепенные увлечения и развлечения, будет выглядеть откровенно белой вороной даже на фоне своих родных и близких. А это мало кому по силам.
Свидетельство о публикации №222030700521