История села Большое Подберезье

Иллюстрация Статья Село Подберезье

Для разгадки родословия и семейной истории важное значение имеет краеведение и малая история. В частности, для разгадки родословия Рыжовых в Чувашской республике предполагается остановиться на истории села Большое Подберезье Кайбицкого района Татарстана, которая была отражена в работах чувашского ученого и писателя середины XIX века С.М. Михайлова, учителя школы в Большом Подберезье в последней четверти XIX века Л. Королева и современного исследователя Ю. Ю. Шерстнева. Предлагаем познакомиться с некоторыми материалами.   

СЕЛО ПОДБЕРЕЗЬЕ В СВИЯЖСКОМ УЕЗДЕ*

Сообщено из Губернского статистического комитета.

Село Подберезье находится на самой границе Свияжского уезда с Тетюшским, от Свияжска в 55 верстах. Основано оно самим победителем Казани в одно время с Свияжском. Хотя и нет об этом никаких актов, но есть живое предание между старожилами, что царь Иоанн Васильевич, шедши под Казань, останавливался здесь с войском и под одной огромной ветвистой березой, стоявшей тогда на прекрасной долине, окруженной чернолесьем, давал пир своим полководцам. На месте ставки, в которой происходил этот пир, он повелел поставить особую стражу (засеку) для защиты покорившихся ему горных жителей — чуваш, черемис и других орд — от набегов татар. Стражу сию содержали стрельцы и калмыки, верные русским, а по кончине Грозного царя, при Борисе Годунове, переселились сюда крестьяне с верховья реки Волги, из великороссийских губерний 1]. Крестьяне эти, вместе с первыми обитателями, принадлежали сначала Сергиевской лавре, что под Москвой, а потом Свияжскому женскому монастырю, до самого обращения их в казенное ведомство, последовавшего при Екатерине II. Бывшие в числе стрельцов служилые калмыки обрусели, так что теперь нет и следа их происхождения. Дабы сохранить в памяти царскую ставку и пир покорителя Казани, первые жители назвали и село Подберезьем. Ныне на месте той березы, под тенью которой отдыхал царь Иоанн, возвышается красивая деревянная церковь, во имя преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. Церковь сия выстроена после прежней, сгоревшей в 1854 году, усердием подберезьенских крестьян, ныне уже умерших, Нестера Лукина Нагоркина и церковного старосты Дмитрия Яковлева Чекмарева, из которых первый пожертвовал 300 рублей, а последний собрал доброхотной жертвы до 1000 рублей серебром, за что и было преподано им благословение от Святейшего синода с награждением похвальными листами. Такую награду имеет и настоящий церковный староста, Григорий Федотов Милютин, за ревностное его усердие к благолепию храма господня, воздвигнутого из пепла после опустошительных пожаров. Прежде при церкви было каменное приходское училище, которое сгорело в пожар 1849 года. Основателем и попечителем его был здешний же крестьянин Андрей Захаров, теперь уже умерший, который за такое благое дело был награжден серебряной медалью на Аннинской ленте 2], для ношения на шее. При нем в училище было до 25 мальчиков, из коих теперь многие служат волостными и сельскими писарями. Наставниками тогда были преемственно покойный приходский священник Александр Ронгинский, студент богословия Никифор Хронусов и ученик Алексей Соколов. В настоящее время мальчиков учится 21 человек у наставника, соседственного села Кобызева диакона, Ивана Сухорецкого, кончившего полный курс в Казанской духовной семинарии. Каменное училище сгорело вместе с прежней церковью, но обгорелое здание существует до сего времени как памятник добрых дел крестьянина Захарова, увенчанных высочайшею наградою. Жаль, что эти руины не возобновлены. Подберезьенское училище можно назвать рассадником грамотности между государственными крестьянами Свияжского уезда, потому что на него имеет благотворное влияние сам отец благочинный, священник села Багаева В. Ф. Владимирский. В Подберезье грамотность развивается: в нем теперь считается грамотных до 50 мужчин и до 30 женщин, кроме обучающихся мальчиков (1). Здешние крестьяне большею частию выбираются в волостные головы по своей расторопности.
По 10 народной переписи числится в селе Подберезье государственных крестьян мужчин 1194, женщин 1308 душ; дворов у них 378. Из них мужчин 161 и женщин 183 души, по тесноте и частым пожарам, выселились после пожара 1849 года на новое место, в 7 верстах от Подберезья, и основали особый выселок под названием Малого Подберезья; в нем 42 двора.
Дома в Подберезье все деревянные, из коих нет ни одного, отличающегося обширностью и богатством, потому что Подберезье страдало от трех сильных пожаров, бывших в 1847, 1849 и 1854 годах, из коих в первый сгорело 95, во второй — 207, а в третий — 90 домов. От всех сих пожаров уцелело старинных только 40 домов. Пожары эти происходили от собственной неосторожности. Вообще русские селения более горят, чем инородческие, рассыпанные по долам и горам на мелкие околодки. При таком расселении, вероятно, менее горели бы и русские селения... Причиною пожаров [служит], само собою, русское авось, черные избы с курными печами, хождение с лучиною за разными житейскими потребностями на дворы, крытые соломою, топка гнилых бань с худыми печами, выбрасывание женщинами золы с горячими углями для чистки белья и т.п. А частенько между русским православным народом бывает и то, что пускают по селу «красного петуха». Какой-нибудь негодяй, озлобясь на свой мир, приговоривший его к наказанию за дурные дела, сжигает свое село. В прежние годы в селе Подберезье крестьяне были зажиточные, но ныне от пожаров обеднели. Лес для постройки домов они приобретали по билетам из дач Цивильского уезда села Кошелей и деревни Корезиной и платили за корень, то есть за целое сосновое дерево, по 50 копеек серебром. Кроме этого, покупали лес в Тетюшском уезде в деревне Яльчиках на базаре и платили за бревно от 30 до 60 копеек серебром. У самих подберезьенских крестьян лесу числится в общем владении с жителями села Ульянково и деревень Красноуховой и Улановой 9843 десятины, в том числе казенного 3506 десятин. В лесу растет: дуб, липа, клен, ильм, сосна, орешник, береза и ольха, годные только на дрова. В казенной роще дуб частию годен и для флота. Обывательский лес сильно оскудел, но жители сохранять его и разводить для потомства не стараются. Вообще можно сказать, что в Свияжском уезде лесов ныне остается уже очень мало, которые представляют только тень прежних дремучих. Во многих селениях жители топят избы уже соломою. Пора принять строгие меры к сохранению лесов.
Главнейшее занятие подберезьенских жителей составляет хлебопашество. У них числится всего земли: пахотной и неудобной 4474, сенокосной 100 десятин. Сеется здесь: рожь, пшеница, ячмень, овес, просо, горох, лен и конопля. На десятину высевается: ржи от 10 до 12 пудовок (мер), пшеницы от 12 до 15, гречи от 4 до 7, полбы от 4 до 8, ячменю 4, овса от 12 до 16, гороху от 4 до 6 пудовок (2). Урожаи бывают большею частию средние, то есть сам-3 и сам-4, редко сам-5. Хлеба на годовое продовольствие у многих недостает, и должны бывают покупать. По сей причине подберезьенские жители занимаются тканьем кулья и рогож из мочал, заготовляемых по билетам в помещичьих дачах Свияжского уезда господ Бахчеева и Сединкиной при деревнях Сосновке и Починке. Изделия эти закупают у них свои же подберезьенские крестьяне, платя за сотню кулья от 14 до 15 рублей, а рогож — от 8 до 10 рублей серебром. Закупатели отправляют их на пристани: Соболевскую (на реке Свияге), Майну (на Волге, в Симбирской губернии) и Промзинскую (на реке Суре, той же губернии) — и берут с доставкою за сотню кулья от 16 до 17 рублей, а рогож — от 12 до 13 рублей серебром. Особых ремесленников из крестьян нет, кроме плотников, считающихся до 20 человек.
В старину, когда существовали здесь хорошие, пространные леса, было значительное пчеловодство, но с истреблением лесов пчелы, лишась спокойствия и хорошей флоры, перевелись. Ныне у подберезьенских крестьян считается не более 10 пчельников, содержащих до 600 ульев. Меду вынимается из одного улья в общей сложности в урожайный год по полупуду, а в неурожайный — не более 5 фунтов. Годами пчеловоды даже принуждены бывают на весну покупать мед для питания пчел. Мед покупают у подберезьенских пчеляков преимущественно торгующие крестьяне села Можарок Цивильского уезда. Цены медам бывают смотря по урожаю: в урожайный год продаются от 3 до 4 рублей, а в неурожайный — от 5 до 6 рублей серебром за пуд. Так судить должно о пчеловодстве и по всему Свияжскому уезду, лишенному лесов.
Жители Подберезья в огородах садят овощи: капусту, огурцы, картофель, морковь, свеклу, брюкву, редьку, репу, лук, бобы, мак, но только для собственного употребления, по незначительности огородов за недостатком усадебной земли. Вообще по Свияжскому уезду женщины мастерски умеют солить впрок капусту, огурцы и дыни, в особенности в поволжских селениях. В Подберезье есть до 15 порядочных садов, в коих родятся яблоки разных сортов, которые продаются за пуд от 1 до 1 рубля 50 копеек серебром. Цена весьма высокая противу других местностей, изобилующих садами. Садоводство было бы прибыльнее для подберезьенских крестьян, которые и принимаются уже за эту отрасль хозяйства с ревностью. Желаем им в том успеха.
Подберезьенские женщины ткут полога, холсты, пестрядь синюю и красную. Холсты у них отличаются своею добротностью и отделкою, закупаются торговцами по ценам вдвое дороже противу других соседних селений и отправляются на Дон.
Воды села Подберезья заключаются в реках Берле, Кубне и Ключе. Из них Берля течет через самое село, образуя овраг Бутыровку; Кубня — в 7 верстах от села, а Ключ — в 1,5 версте вытекает из оврага, называемого Арсанным. В самом селе есть двухпоставная мукомольная мельница, содержимая за 3 рубля 50 копеек серебром, а другая — на реке Кубне, четырехпоставная, содержимая за 301 рубль 50 копеек серебром годового оброка, в пользу подберезьенского общества. Сверх того, до 15 человек здешних крестьян занимаются содержанием мельниц в других обществах.
В реках подберезьенских водится рыба: лещи, сомы, щуки, язи, караси, лини, сороги и гольцы. Жители ее ловят только для собственного потребления. Из птиц бывают на реках гуси и разных родов утки, которых жители бьют, тоже для себя.
В лесах подберезьенских и смежных с ними: берлибашских, ****аковских и чечкабских — родятся грибы: грузди, белянки, рыжики, опенки, осиновки, масляники и других пород. Ягоды: земляника, малина, брусника, рябина, калина и др. В иные годы родятся орехи, которых набирают до 4000 пудов и продают от 50 копеек до 1 рубля серебром за пуд. Особенных трав в лесах нет, кроме душицы, зверобоя, буковицы, мяты, мать-и-мачехи и др., свойственных здешнему климату.
В лесах водятся а) звери: лисы, куницы, белки, зайцы и горностаи, но не в большом количестве; волков появляется много, но жители не умеют их ловить; меха пушных зверей продаются: лисьи от 3 до 4 рублей, куничьи от 5 до 7 рублей, беличьи по 10 копеек, заячьи по 15 копеек, а волчьи по 3 рубля серебром; б) птицы: тетерева и рябчики, которые продаются первые — по 25 копеек, а последние — по 20 копеек серебром за пару.
На Подберезьенском базаре, бывающем в воскресенье, продаются съестные припасы, лесные изделия и деревянная и глиняная посуда, привозимая из соседственных деревень. В самом селе существует сельское управление, а на выезде из него — питейный дом. [1, Стр. 295-301]

1) [От редакции. ] 50 грамотных мужчин почти на 1200 человек мужского населения — ну, нельзя сказать, чтобы очень развита была грамотность! Вообще нам кажется, что автор несколько украсил действительность. Все мы очень хорошо знаем, что наши сельские приходские училища совсем не в отличном состоянии и далеко не достигают своей цели, которая, конечно уж, заключается не в том только, чтобы образовать ловких писарей. Указываем, кстати, на статью в 210 № «Сев[ерной] пчелы» — «Нечто о безмездных училищах».
2) В пудовке бывает весу от 20 до 35 фунтов, смотря по роду и качеству хлеба: рожь, пшеница бывают тяжеловеснее, а прочие хлеба легковеснее.
СЕЛО ПОДБЕРЕЗЬЕ В СВИЯЖСКОМ УЕЗДЕ
Статья опубликована в «Казанских губернских ведомостях», 1859 г., № 41, часть неофициальная. Подпись: «Сп. Михайлов».
Печатается по тексту газеты.
1] Основание многих населенных пунктов предания ошибочно приписывают Ивану IV. Село Подберезье могло возникнуть при Иване IV во время строительства засечной черты. Стражу (по-видимому, имеется в виду сторожи) при Иване IV не могли охранять калмыки: они на Волге появились только в 30-х гг. XVII в.
2] На Аннинской ленте — на ленте ордена св. Анны.
Хочется отметить, что все мы, современники, привыкли к настоящему расположению некоторых географических объектов. Речь идёт о дорогах. Нам всем кажется, что дороги в нынешнем расположении существовали всё время. Но это не так. Известно, что в ХVIII-ХIХ веках существовал так называемый «почтовый тракт», который проходил также и по территории Темяшевской волости. Дорога в уездный центр проходила напрямую, не заезжая в Канаш. Есть карта с обозначением этого тракта - от Цивильска в Тетюши. В те времена Тетюши были уездным центром. Тракт проходил по Темешевской волости, начиная от современных Малых Кибеч через Яншихово-Норваши, мимо Норваш-Кошки, напрямую в с. Можарки и на Большое Подберезье Татарстана и дальше. Этой дорогой пользовалось всё население близлежащих селений. Дорога из нашего села в уездный город Цивильск шла по ул. Октябрская напрямую через гору Чикету на с. Русские Норваши, а там выходила на почтовый тракт. Современной, мощённой, а затем и асфальтированной дороги, которая ведёт на г. Канаш, не было. Её начали строить после войны, в 1946 г. Нужно сказать, что строительство велось с перерывами до 1963 г., до полного покрытия дороги асфальтом. Капитальный ремонт был произведён в 1993 г.: положили новое покрытие по всей длине, от Канаша до Янтиково. Второй капремонт осуществили в 2016 году. [2. Стр. 63-64]
В истории возникновения целого ряда крупных селений Чувашии исследователи обнаруживают причудливое переплетение судеб разных национальностей, в частности, мордвы и чувашей. К примеру, интересны в этом смысле предания о деревне Большие Кошелей (ныне село Комсомольское), возникшей еще до 1565 г. В древние времена чуваши поселились на левом берегу реки Кубни, у оврага Кошелейка, а селение свое назвали Кошелей. В действительности Кошелей, — указывает В.Д. Димитриев, — мордовское название речки. Еще во времена Казанского ханства сюда с Суры были пригнаны мордовские крестьяне для обработки ханских земель. Мордва основала селение и дала название речке. После взятия русскими Казани мордва вернулась на Суру. И когда чувашское селение с мордовским названием Кошелей стали грабить татарские феодалы, его жители переселились на правый берег Кубни. Затем сюда переехали чуваши из деревни Мокры (ныне Канашский район) и русские крестьяне из села Подберезье (ныне село Большое Подберезье Кайбицкого района Татарстана). Переселенцы из деревни Мокры выселились в начале XVII в. на несколько верст вверх по Кубне и основали деревню Малые Кошелей. [3. Стр. 51]

Литература
1. С.М.Михайлов Собрание сочинений. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2004. - 510 с. ISBN 5-7670-1335-7
2. Школьников Е. В. Что было. Очерки об истории села Янтиково. - Чебоксары: «Новое Время», 2017. - 172 с. http://elbib.nbchr.ru/lib_files/0/inpch_0_0000098.pdf

3. Иванов В. П. Этническая карта Чувашии (Расселение, численность и межэтническое взаимодействие титульной нации и этнических групп на территории республики). — Чебоксары, 1997 г. — 176 с. http://elbib.nbchr.ru/lib_files/0/kich_0_0000095.pdf


Рецензии