Ленинградский роман. Глава 10. Разрыв

Всю первую неделю каникул Рита в основном спала, ну и иногда играла на своем расстроенном пианино. Алексей больше не звонил. Закончилась неделя, прошли выходные, нехотя прополз понедельник. Наконец, наступил день, которого Рита так долго ждала.
Во вторник утром они с бабушкой пили чай в комнате за круглым столом. Варвара Васильевна приготовила аппетитные оладушки, и Рита уплетала одну за другой, поливая сгущенкой. В дверь постучали – соседи позвали к телефону. Наконец-то! Рита выскочила из-за стола, побежала в коридор. За то время, что ее не было, бабушка успела сходить на кухню помыть посуду и теперь ставила ее в буфет. 
- Ну что? – спросила она, разворачивая пирамидку из чашек для большей устойчивости.
- Я побежала! Мы встречаемся через полчаса.
- Они через полчаса встречаются! И зачем тогда, скажи на милость, вы целый час на телефоне висели? А при встрече, о чем говорить будете?
- Да ладно, бабуля, не ворчи!
- Ты что в этом собралась? – бабушка неодобрительно покачала головой, оглядывая Риту в старых мешковатых брюках и вытянутом свитере.
- Так мы ж просто погуляем!
- Да знаю я! Погуляете, потом замерзните. Потом он тебя в ресторан потащит. Нет уж! Давай-ка, надень тот костюм, что в ДЛТ купила.
Рита вздохнула, но послушно принялась наряжаться. А время уходило.
- Погоди! – остановила бабушка. – Возьми-ка тут у меня тушь и помаду. Подкрасься чуток. А то после этой сессии – худая, бледная как черт!
Наконец, отягощенная бабушкиными напутствиями, поспешила Рита на свидание с любимым.

***
В те времена как-то не принято было встречаться в кафе. Может, просто не приходило в голову? Поэтому Алексей обреченно мерз у памятника Пушкину на площади Искусств. Завернутые в газету цветы мерзли тоже.
- Это тебе, - сказал он без особого энтузиазма и протянул сверток запыхавшейся Рите, которая три последних квартала просто неслась со всех ног.
Они пошли рядом, взявшись за руки. Алексей был молчалив и грустен. Рита не узнавала его. Ее безудержная радость от встречи после долгой разлуки таяла в предчувствии, что что что-то не так. И не знала, как спросить. Так и шли они молча вдоль набережной канала Грибоедова. Погода тоже была безрадостная. Сыпал мокрый снег.
- Как бабушка себя чувствует? – вдруг спросил Алексей.
- Спасибо, все хорошо… Алеша, что-то случилось?
Он помедлил.
- Да, наверное. Мне нужно тебе рассказать… Давай зайдем?
Они проходили мимо какой-то подозрительной пирожковой. Рита удивилась, раньше Алексей общепит стороной обходил.
Они устроились за узеньким, качающимся столиком, с чаем и булочками, щедро обсыпанными пудрой. Рита с замиранием сердца ждала слов Алексея. Он долго молчал, грустно и, как ей показалось, виновато на нее поглядывая.
- Ты знаешь, Ритуля, - выдавил он, наконец, - нам придется расстаться… к сожалению.
Рита вздрогнула, булочка выпала из рук и плюхнулась на тарелку, обсыпав столешницу пудрой.
- На какое-то время, - поспешно добавил он, и теперь уже испуганно на нее смотрел. - Нет, нет! Это не то, что ты подумала! Не бойся! Просто, я получил новое назначение. В Министерство. Мне придется переехать в Москву. И мы не сможем… видеться часто.
- Господи! Как ты меня напугал! Ты получил повышение? Так это же прекрасно!  Поздравляю тебя!
Алексей кивнул.
- Да, спасибо. Но я думаю о нас с тобой. Мне не хочется тебя оставлять здесь одну…
- Ну ты же будешь приезжать? Иногда.
- Надеюсь.
- Звонить, может быть. Хотя… междугородние звонки такие дорогие!
- Рита, послушай. Для меня это очень важный шаг. Я долго к этому шел. Но сейчас у меня сомнения. Скажи, может быть, ты хочешь, чтобы я остался в Ленинграде и отказался от этой должности?
 Она смотрела на него с любовью и нежностью.
- Алеша, дорогой. Я, конечно, буду скучать по тебе. Но ты не должен ради меня отказываться от своих планов.
- Я думаю о будущем. Если у меня все получится, и я смогу там закрепиться, я перевезу тебя в Москву. Ты переведешься в Московскую консерваторию, и мы снова будем вместе. Но для этого нужно подождать… какое-то время, может быть, год.
Рита кивнула.
- Я все понимаю. И хочу, чтобы ты знал: я всегда и во всем тебя поддерживаю.
В области сердца она ощутила маленькую болезненную точку, которая росла, расширялась и грозила поглотить ее всю, целиком. Мысленно остановив это цунами, Рита сказала себе, что горевать она будет дома, когда расстанется с ним. А сейчас нужно было максимально впитать в себя драгоценные моменты его присутствия.
Покончив с булочками, они вышли на улицу и направились в сторону Невского. Когда проходили по Невскому мимо кинотеатра «Аврора», Алексей предложил:
- Пойдем в кино?
- Пойдем, - согласилась Рита.
Они посмотрели какой-то скучный производственный фильм. Потом пошли в кафе-мороженое. Потом они снова болтались по Невскому. Постепенно из ритма их шагов вплывала в ее сознание музыка медленной части седьмой сонаты Бетховена.
- А хочешь, я откажусь? – Алексей остановился посреди Аничкова моста, посмотрел ей в глаза. – Скажи, ты хочешь, чтобы я остался здесь?
  Рита открыла рот, вот сейчас она могла решить его судьбу.
- Нет, я не могу. Я не могу, - она помотала головой. – Решать должен ты и только ты.
- Вот то-то и оно, - Алексей смотрел вниз на подтаявший лед Фонтанки. – Ты тоже считаешь, что карьера прежде всего.
Рита вздохнула.
- Я не знаю.
- А если бы я тебе сказал: бросай консерваторию и поедем со мной! Прямо сейчас!  Что бы ты ответила? – он с болью смотрел в ее глаза, уже заранее зная ответ.
И Рита поняла, что он знает, что она сейчас скажет. Отвернувшись, произнесла:
 - Алеша, нет. Я не могу так.

***
Он проводил ее до подъезда. Но в квартиру подниматься не стал.
- Привет передавай Варваре Васильевне.
- Может, все-таки поднимешься?
Он помотал головой.
- Нет, прости, мне уже пора.
Они неожиданно сухо попрощались и расстались. Потом Рита исчезла в подъезде, а Алексей, не оборачиваясь, пошел прочь по направлению к Лиговскому. Рита поднялась домой и вошла в свою комнату. Алексей свернул на улицу Восстания и направился к метро.
«Вот и все, - сказал себе Алексей. - Это была наша последняя встреча».
 «Вот и все, - сказала она себе. – Это была наша последняя встреча».
  «И все-таки я не сказал ей! Я подлец. Хотя с другой стороны, она и так все поняла. У меня теперь другая жизнь. Все хорошее когда-нибудь заканчивается. Может быть, так и лучше. Она скоро меня забудет. Да и не было у нас ничего серьезного!»
«Господи, как же теперь жить? Я не могу без него! Я люблю его! Алеша, родной мой, что же ты наделал! А я? Почему я не сказала, что готова ехать с ним? Он ведь подумал, что для меня моя жизнь, моя учеба важнее всего. Нет, нет, ты ошибаешься! Нет ничего важнее любви!»
Алексей не сказал Рите самого главного. Да, он действительно получил новое назначение. Его новая должность была неизмеримо выше той, что он занимал раньше. Соответственно вырастал оклад, ну и возможности. Министерство народного хозяйства – это все-таки не Исполком Ленсовета. Однако, не все было так безоблачно. Дело в том, что его небывалый карьерный рост был связан с предстоящей женитьбой на дочери министра.
После встречи с Ритой в начале декабря в жизни Алексей ходил в приподнятом настроении. Он чувствовал, что в жизни случилось что-то хорошее, счастливое, наверное. И не только на сердечном фронте. Вот и на работе все стало складываться замечательно: его перевели в другой отдел и повысили в должности. Рита оказалась его счастливым билетом.
Но самое главное, практически сразу после их знакомства, закрутились шестеренки механизма, который Алексей давно уже в Москве запустил. Речь шла о карьерном браке. И вот, как по волшебству в столице все стало складываться в его пользу. Перед Новым годом он уехал в Москву налаживать отношения с новой семьей, будущий тесть предложил ему отличную должность в своем министерстве. Как будто Рита и на расстоянии посылала ему удачу.
В радостной суете московских праздников и будней Алексей иногда вспоминал о Рите. Признавался сам себе, что скучает по ней. Во время тех редких январских телефонных разговоров он и порывался ей все рассказать, и не мог на это решиться. Он убеждал себя, что ему жаль расстраивать девушку, и что он обязательно скажет ей все при встрече. Но на самом деле, ему просто не хотелось, чтобы она ушла из его жизни. Получалось, что везение в любви привело его к везению в карьере и, как итог – отказу от любви.
Алексей специально приехал в Ленинград, чтобы поговорить с Ритой. Он позвал ее на свидание, чтобы все сказать. Но Рита так искренне обрадовалась за Алексея. Она так поздравляла его, что он не нашел в себе силы признаться ей, какой ценой ему достается эта должность. Алексей обещал ей, что будет звонить, писать. Что будет приезжать к ней. Хотя понимал, что с его новой жизнью все это вряд ли получится. Рита слушала, кивала, улыбалась. Она ему верила.

Алексей уехал. Ленинград опустел. Рита чувствовала пустоту в сердце и в жизни. Музыка продолжала звучать внутри нее, но стала иной. Теперь это был трагический до минор: Полонез Шопена, Фантазия Моцарта, Патетическая соната Бетховена.

***

Начался второй семестр. Отдохнувшие студенты лениво заполняли холодные аудитории третьего этажа. И как обычно, учебная неделя с понедельника по пятницу занимала все время и внимание. Почти не оставалось щелей для липкого горького тумана грусти. Стиснув зубы, Рита сидела на лекциях, пытаясь вникнуть в то, что говорит профессор. Открылся читальный зал. Рита часто задерживалась здесь после занятий. Правда, радость и гордость от пребывания в этих славных стенах ушли, потому что их не с кем было разделить.
Алексей звонил из Москвы. Иногда. Какой болью отзывались в ее душе эти редкие приветы. Он был полон новыми делами. Рассказывал о работе в министерстве. У него все замечательно складывалось, и было понятно, что она для него больше ничего не значит. Рита с головой окунулась в учебу. Она уже ничего не ждала от Алексея. Было понятно, что он остался в ее прошлом. Помечтала – и будет! Нужно цепляться за реальность и выживать.
Прошло три недели после их последнего телефонного разговора. Каждый день становился новой ступенькой к одиночеству.

***
В последних числах февраля Рита снова оказалась в поликлинике. На этот раз она пришла делать флюорографию. Идя по коридору второго этажа, она невольно вспомнила, как когда-то считала двери и верила в свою мечту. Горько усмехнулась. «Ну и дура же я тогда была!»
Вдруг дверь очередного кабинета открылась и оттуда вышла… та самая фея-доктор. Рита опешила от неожиданности.
- Здравствуйте… доктор!
- Ах, здравствуйте, здравствуйте, барышня.
- Я приходила к вам.
- Конечно, я помню. Вы приходили выписываться. Вы – студентка, учитесь в консерватории.
- Да.
- Ну что? Как желание? Сбылось?
Девушка вздохнула.
- Да, вроде как сбылось и в то же время не сбылось.
Доктор проницательно посмотрела на нее.
- Вижу, ты не очень-то довольна.
- Не знаю. Все получилось как-то не так, как я думала.
- Ну что ж, это бывает. Может, нечетко сформулировала? А может быть, это была не твоя мечта? А еще, знаешь, бывает так, что мечта не сбылась, потому что идет процесс – процесс достижения. И он труден. Пока мы не подошли к итогу – действия кажутся, порой, непонятными и бессмысленными. Нам кажется, что нас ведет куда-то не туда. Но судьба никогда не ошибается.
Рита с сомнением покачала головой.
- Все хорошее, что было – исчезло! И я осталась одна.
- Не падай духом! Твоя мечта еще не сбылась, но она скоро сбудется. Ты на подступах к счастью. Вот, возьми, - с этими словами доктор порылась в кармане, потом достала и протянула Рите желтовато-серую бумажку, похожую на рецепт или на справку.
- Сегодня вечером, перед сном попробуй мысленно повторить свое желание и представь, что ты выходишь из моего кабинета и поворачиваешь направо. А это положи под подушку.
- Вы думаете, поможет?
- Во всяком случае, не помешает.

***
Спустя несколько дней в коммунальной квартире на улице Жуковского снова начались странные вещи. Рита вернулась как-то днем и застала двух рабочих с проводами на территории их с бабушкой комнаты.
- Так куда, хозяйка, провод тянем?
Бабушка с растерянным лицом что-то невнятно бормотала.
- А вот и Рита, - с облегчением воскликнула она.
- Что здесь происходит? - спросила девушка.
- Вам по распоряжению Исполкома выделили в комнату отдельный телефонный аппарат. Скажите толком, где устанавливать его будем?
Вопрос был конкретный. Ответ – тоже.
- Вот здесь, - Рита указала на место в стене, рядом со своим столом.
А про себя: «Звонить, скорее всего, будут мне». Стало вдруг очень весело. Он ее не забыл!

***
Недостатки отдельного телефонного аппарата обнаружились этим же вечером. Номер был общий, поэтому звонки всем соседям попадали к ним в комнату. Рита каждый раз хватала трубку, в надежде, что это Алексей. Потом нужно было топать к соседям, стучаться, звать, следить, чтобы вовремя положить трубку.
На третий вечер трубку Рита снимать перестала. И уже не знала, куда деваться от этого звона. И тут в дверь постучали. Первый раз за все время!
- Рита, возьми трубку! – голос Ирины Петровны Артюхиной.
Потянулась к телефону.
- Здравствуй, родная! – услышала любимый голос.
- Алеша, привет! Как я рада!
- Сейчас, погоди. Ирина Петровна, будьте добры, трубочку повесьте, пожалуйста!
В трубке кто-то фыркнул и раздался щелчок.
- Да, это я не подумал! – протянул озадаченно. – Теперь наши с тобой разговоры станут достоянием коммунальной общественности. Надо бы вам номер отдельный пробить! Но это не так просто. Ну ладно, расскажи, как у тебя дела? Чего там у вас делается?
Рита сидела, вцепившись двумя руками в трубку, по ее щекам текли слезы. Говорить она не могла.
- Рита? Эй! Ты что, ты там плачешь, что ли? Господи, почему?
- Ничего, это я так… соскучилась.
- Маргарита! Прекращай немедленно. У меня же минуты капают.
- Прости, пожалуйста, - спохватилась Рита. – Все у нас хорошо. Учусь, все как обычно.
- Как бабушка?
- Здорова, на работе.
- Как батареи?
- В порядке.
- Не протекают?
- Нет.
- А у Теняковых?
- И у них починили. Спасибо.
- Погоди, я понял! Ты решила, что я тебя бросил. Так? И поэтому ты плачешь? Ты что, считаешь меня мерзавцем?
- Алеша, нет! – вскричала Рита. – Я так не думала. Просто у тебя новая жизнь… Ты так занят, и тебе совсем не до меня.
- Конечно, не до тебя! Поэтому я распорядился провести тебе отдельный аппарат, чтобы ты не торчала в коридоре по вечерам. Звоню вот и слушаю твое… журчание.
Рите стало очень стыдно.
- А как у тебя там складывается?
 - Да ты знаешь, сложно все. Сложнее, чем я думал. Но я справлюсь! Надеюсь, что ты тоже. Кстати, в субботу ночью я приеду. В воскресенье мы сможем увидеться.
- Это замечательно! Я буду ждать.
- В воскресенье встречаемся с утра или мне опять до четырех ждать?
- С утра, конечно!
- То-то же, - удовлетворенно хмыкнул Алексей.

***
В девять часов утра в воскресенье машина Алексея уже стояла под окнами. Рита быстренько спустилась, одетая в самое лучшее платье.
Это был волшебный день. Днем они обедали в ресторане. Вечером слушали «Пиковую даму» в Кировском театре. После спектакля Алексей попрощался, посадил ее в такси, сказав на прощанье:
- Не грусти! Я приеду в следующие выходные. Учись пока!


Рецензии