Гостомель

Люди добрые, честно скажите, кто, кроме жителей Киева и области, знал такие населенные пункты - Гостомель, Буча, Ирпень? Думаю, немногие даже в Украине.  Ну, про Ирпень, может, еще от Пастернака:

Ирпень - это память о людях и лете,
О воле, о бегстве из-под кабалы,
О хвое на зное, о сером левкое
И смене безветрия, вёдра и мглы.

А теперь знает из военных сводок весь мир.

Когда я в 1960 после окончания политеха пришла в ОКБ Олега Константиновича Антонова, то была направлена в термометрическую лабораторию. Мы занимались обеспечением испытаний противообледенительных систем.

Очень короткая справка — обледенение крайне опасно для любого воздушного судна. Самолет становится тяжелее, иногда могут примерзнуть органы управления - элероны, закрылки, рули высоты и прочее. Но наибольшая опасность обледенения заключается в том, что корка льда меняет аэродинамические характеристики крыла, что приводит к снижению подъемной силы вплоть до полной потери несущей способности крыла. И тогда катастрофа. Для борьбы с обледенением самолеты оснащают противообледенительными системами, которые подогревают плоскости, где обычно образуется ледяная корка. Работу этих систем наша лаборатория и контролировала.

Как раз в это время создавалась летно-испытательная база фирмы. И нашу, и другие подобные подразделения перевели на работу именно на эту базу в Гостомеле. Она располагалась за городом, и мне приходилось тратить два лишних часа моего времени - туда и обратно возил служебный транспорт. У меня болела мама, я испугалась - мне каждая минута была дорога. Пошла к человеку, который взял меня при распределении, светлой памяти Николаю Семеновичу Рожкову - так. мол, и так. А он мне говорит - да ладно, не теряй шанс,девочка, выйдешь замуж за летчика. Ну, не за летчика, но за летающего инженера-испытателя и вышла.

Так я оказалась в ранее неизвестном мне Гостомеле. Кроме мужа нашла там и на всю жизнь подругу, дай ей Бог вынести всё, что сейчас в Украине происходит. И многих друзей, с которыми по возможности не прекращаю связи.

Тогда это было поле, казавшееся бескрайним. Огорожено было просто советской "колючкой". За "колючкой" стояла по соседству военная часть. Деревянная будка служила проходной. В будке  царила волоокая красавица Светка. Вот она-то и вышла замуж за летчика, да не простого, - в будущем Героя Советского Союза Юрия Курлина, Юрочку. Мы с ним приятельствовали.

Большой кусок дороги, ведущей к нашему полю, в ненастные дни становился непроходимым. Асфальт кончался в месте, где с простертой рукой с бетонного постамента нас приветствовал бетонный - нет, не Ленин, Валерий Павлович Чкалов. Доехали до Палыча, а дальше - как хотите. Наши мальчики, как правило, носили сапоги, а девчонки тогда были абсолютно для этих условий разуты. Какие там сапоги, в лучшем случае ботиночки под названием "румынки". Мы боролись за то, чтобы дорогу до самой проходной заасфальтировали. Это, видимо, было накладно для фирмы. В нашей стенгазете даже нарисовали шарж: Валерий Палыч обращается к нам с призывом: "Iдiть пiшки, стиляги!!!"  Наши мальчики не давали нам пропасть. Меня на закорки обычно брал Ваня Нетудыхата. Может, из многих зол выбирал меньшее, я тогда и пятидесяти не весила.

В Гостомеле я работала двадцать два года с перерывами на декреты и командировки. Я уже однажды описывала незабываемый эпизод нашей гостомельской жизни. Позволю себе саму себя процитировать.

«12 апреля 1961 - 12 апреля 2021

Страшно сказать, сколь лет тому назад, я только начинала свой трудовой путь на ЛИиДБ фирмы АНТОНОВ, тогда еще КМЗ. Для тех, кому нужно раскрыть эти непонятные аббревиатуры:

ЛИиДБ - летно-испытательная и доводочная база
КМЗ - Киевский механический завод

Шифровались, как все секретные советские предприятия.

База наша была к моему приходу еще младенец. В пригороде Киева, подле военной части, в чистом поле. Грунтовая взлетно-посадочная полоса, несколько финских домиков, где располагались бригады, обслуживающие самолеты, и два двухэтажных деревянных домика. В одном из них в первом этаже располагались лаборатории - тензометрическая и термометрическая, а на втором этаже - синоптики и летная служба. Много, много страстей вмещало еще это наше пристанище, но не об этом сейчас речь. А вот о чем.

Был обычный рабочий день. Апрель, почти середина, и почти весна по тем киевском метеорологическим временам. Среда. Про которую Самуил Маршак написал стишок:

Быстро дни недели пролетели
Протекли меж пальцев, как вода,
Потому что есть среди недели
Хитрое колесико - Среда.
Понедельник, Вторник очень много
Нам сулят, - неделя молода.
А в Четверг она уж у порога.
Поворотный день ее - Среда.
Есть колеса дня, колеса ночи.
Потому и годы так летят.
Помни же, что путь у нас короче
Тех путей, что намечает взгляд.

Ну, конечно, отсчет у него с Воскресенья, как у евреев водится. Ну, это так, реплика в сторону.

И вот в эту прекрасную среду мы с подружкой Анкой сидим себе в своей тесной комнатушке, как вдруг откуда-то с неба, как нам показалось, раздался - не голос. не возглас, не крик, а мощный рев мужских голосов. Довольно долгий. Мы замерли. Я сказала: или война, или человек в космос полетел.

Мы ринулись наверх. Летная служба стояла на ушах. В прямом и переносном смысле. Потому что, раздобыв красную краску и кисть, ребята "вывесили" кого-то из молодых из окна, и на стене появился довольно коряво осуществленный крик их душ:

12 АПРЕЛЯ 1961 ГОДА!!!

А не коряво вверх тормашками не написать ведь. И ах! - как же каждому из наших летчиков хотелось в эту минуту быть ТАМ!

И столько, сколько простояли эти утлые домики, хранившие память нашей авиационной молодости, наших любовей, надежд, дружб, радостей и печалей, - красовалась эта не требующая пояснений надпись между первым и вторым этажом, постепенно выцветая под снегом, дождем, солнцем, - Временем! - но вот же сохранившаяся в памяти и душе двух по крайней мере свидетелей этого восторженного порыва - меня и Анки.

Ибо путь у нас короче тех путей, что намечает взгляд...»

С годами и на наших глазах Гостомель обрастал фундаментальными постройками для разросшихся отделов и лабораторий, ангарами, прекрасной бетонной взлетно-посадочной полосой, парком антоновских машин, которые в небе испытывались.

И вдруг нашим братьям и соседям показалось, что Гостомель - лучшее место для прихода к нам в непрошеные гости. Еще бы нет! Аэродром, надежные здания, ангары, есть где разгуляться славной братской десантной шпане.

Не думаю, что смогу вам рассказать, что переживала я, слушая сводки из Гостомеля. Какие кары библейские призывала на головы оккупантов. До чего надо довести женщину, мать, бабушку, прабабушку, чтобы она радовалась смерти чужих детей. А я радовалась, когда их наши ребята уничтожали.

Но скажите мне, зачем надо было убить самолет на земле?

...Наш Генеральный был человек романтический. В детстве у него была бонна-француженка. Он владел французским в совершенстве. Рассказывали, что когда однажды в Москву прилетела красавица Caravelle («Каравелла»), собрали советских авиаконструкторов. Олег Константинович никогда не был среди любимчиков власти. И вот, пока все тогда еще живые мэтры авиации стоят у машины и слушают рассказ через переводчика, Олег Константинович в сторонке болтает с кем-то из экипажа. Прибегает к самолету стюардесса и с восторгом сообщает:
"Oh, M. Antonov parle en fran;ais, comme un dipl;m; de la Sorbonne!" (О, месье Антонов говорит по-французски, как выпускник Сорбонны!)

Может быть, легенда, но не о всяком же такие легенды сочиняют.

Своим детищам Генеральный давал имена. Эта машина была названа "Мрiя", что по-русски означает Мечта. На ту пору самый большой грузовой самолет. В эксплуатации был один. Выполнял заказы на перевозки негабаритных и просто тяжелых грузов. Таким образом в сложные времена содержал фирму. Давал возможность платить зарплату конструкторам, рабочим, чтобы продолжать работу всей фирмы - в надежде на лучшие времена.

Зачем было убивать самолет? Мечту убили - варвары, которые понятия не имеют, какая работа была проделана, сколько сил было вложено, чтобы ее осуществить. Да, Геростраты умеют только жечь. И убивать. Будь они прокляты!

Ничего, всё восстановим. И Киев, и Харьков, и Ирпень. и Бучу, и ВПП в Гостомеле, -  всё, вплоть до Мрii - стоит еще одна пока не летающая машина. Желательно за их неиссякаемый нефтяной счет!

PS:
...А наш с Анкой домик с надписью

12 апреля 1961!!!

???????????????


Рецензии