Отец кинорежиссера Турова был старшим опером

У нас в Могилеве помнят своего земляка кинорежиссера, народного артиста СССР и БССР Виктора Турова. Одна из улиц города названа его именем. Проводится фестиваль «Туровская осень», часто и охотно на страницах печатных изданий и по ТВ о нем рассказывают и пишут журналисты, бывшие коллеги, родственники.
Но очень скупо и практически ничего не рассказывается о его отце и матери, откуда они родом, кем работали в Могилеве до войны, что произошло в период оккупации и т.д.
 Предположу, что сам Виктор Туров об этом также мало знал. О чем свидетельствуют и его воспоминания, в которых мы находим: «Отец с первых дней войны ушел в подполье. Был схвачен и расстрелян из-за доноса. Чувство опасности, тревоги я помню по сей день… В конце 1943 г. мама с нами, двумя малолетними детьми, оказалась во время облавы среди тех, кого немцы увозили в Германию эшелонами… Мама была на работах, а когда вернулась, нашла сына почти бездыханным: у меня была отбита почка, сильно изранено лицо. Шрамы от экзекуции – на лице и в душе – остались на всю жизнь». О довоенной жизни ничего вообще нет.
 А теперь давайте по порядку, что мне удалось установить нового и неизвестного о нем и его родителях по архивным делам.
 Виктор Туров, будущий известный кинорежиссер, как известно, родился в Могилеве 25 октября 1936 г. Кто были его отец, мать? Отец, Туров Тимофей Антонович, являлся курсантом Минской школы рабоче-крестьянской милиции им. Фрунзе, мать – Турова Мария Исаевна, работницей Могилевской артели им. Крупской. Тимофей Туров родился в деревне Брыли Могилевского района в крестьянской семье в 1912 году.
Мария Турова (девичья фамилия – Романенко) родилась в 1918 г. в деревне Новостищина Оршанского района, также в крестьянской семье.
 Родители Виктора Турова были молодыми, матери исполнилось к моменту его рождения всего 18 лет. Оба были комсомольцами, т.е. они вступали в жизнь, как и большинство молодежи того времени.
 -2-
 Тимофей Туров после окончания 6 групп (классов) школы в 1929 г. пошел работать на железную дорогу. В 1931 г. вступил вместе с родителями в местный колхоз «Ильич», работал учителем в родной деревне по ликвидации неграмотности. В 1932 г. окончил шестимесячные курсы животноводов в Могилеве и стал работать заведующим молочно-товарной фермой. Являлся секретарём комсомольской организации колхоза. В 1934 году был призван в Красную армию по спецнабору. Служил в 7-м механизированном полку в Минске, а затем в Старых Дорогах. В марте 1935 г., после увольнения из воинских рядов приехал в Могилев, где был принят на службу в Могилевский райотдел НКВД. В ноябре 1935 г. он пишет заявление о переводе его на должность участкового инспектора 2-го городского отделения милиции г. Могилева. В нашем городе тогда имелись всего два отделения милиции, численность работников в которых была несколько ниже, чем в настоящее время в райотделах. 2-е отделение обслуживало примерно тот же район города, как теперь Ленинский отдел. Очевидно, именно тогда познакомились и вскоре поженились комсомольцы: участковый инспектор милиции Тимофей Туров и работница артели им. Крупской Маня Романенко. Ее артель располагалась на улице Первомайской, 40. В сентябре 1936 г. Тимофея зачисляют курсантом Минской школы милиции им. Фрунзе, а в конце октября у него рождается сын, которого назвали Виктором. Юная мама два года растила сына практически одна. Но, несомненно, ей помогали и родители мужа: Антон Алексеевич (1880 г. рождения) и Евгения Прохоровна (1884 г. рождения), жившие в пригородной деревне Брыли. Это подтверждается и ее, с детьми, иногда проживанием там во время немецкой оккупации.
 В школе милиции Тимофей учился более двух лет. В характеристике, подписанной начальником Атамановым и исполняющим обязанности начальника учебно-строевой части Горбачевым (именно он являлся начальником штаба милицейского батальона капитана Владимирова, героически защищавшего Могилев в июле 1941 г.) говорится: «К учебе относился прилежно, над собой работал достаточно и выпускные зачеты сдал на хорошо. Общая политическая развитость отличная, взаимоотношения с товарищами хорошие. Строевую выправку имеет хорошую, командным языком владеет хорошо… За время пребывания в школе имел 1 наряд вне очереди, строгий выговор за нетактичное поведение». Надо добавить, что в школе он был принят в члены ВКП (б) и являлся первым заместителем секретаря (так в деле) комсомольской организации. Ему было присвоено приказом НКВД СССР специальное звание «сержант милиции», что в то время равнялось армейскому званию «лейтенант». Приказом НКВД БССР от 25 декабря 1938 г. Тимофей Туров был назначен начальником 1-го городского отделения милиции гор. Могилева. Однако в этой должности он проработал всего несколько месяцев. Во время утверждения в бюро Могилевского обкома партии в апреле 1939 г. Турову предложили должность начальника Речного отделения милиции и утвердили в данной должности.
 -3-
Отказываться от предложений партийных органов, тогда было не принято. А в том же, 1939 году у Туровых родилась и дочь, Светлана.
 Будучи назначенный начальником 1-го отделения милиции Туров обратился с заявлением в горсовет о выделении его семье квартиры. Но, в это время Могилев как раз стал областным центром, образовывались различные областные организации. Проблема жилья в городе стала весьма острой и квартиру ему не выделили. Но выделили 5 тысяч рублей кредита и отвели участок земли для строительства в районе железнодорожного вокзала. Посоветовавшись с отцом и матерью, Туровы решили перевезти дом из дер. Брыли в Могилев и жить вместе. Так и сделали. Однако не учли и видимо, этого не знали и в обкоме партии, что НКВД БССР назначил местом пребывания Могилевского речного отделения милиции не город Могилев, а город Бобруйск. Поездив некоторое время в Бобруйск, сержант милиции Туров пишет рапорт начальнику Могилевской областной милиции Сыромолотову с просьбой освободить его от должности начальника Речного отделения милиции и определить на работу в Могилеве. Таким образом, Тимофей Антонович в сентябре 1940 г. стал старшим оперуполномоченным отделения по борьбе с бандитизмом, грабежами и убийствами уголовного розыска могилевской милиции. А вообще он был на хорошем счету. Заочно получал и высшее образование, учился в Центральной школе милиции НКВД СССР в Москве.
 А вскоре грянула война. Несомненно, сотрудник уголовного розыска Туров с первых ее дней участвовал в розыске и уничтожении вражеских лазутчиков и диверсантов. В конце июня 1941г. при ликвидации немецких парашютистов в районе мясокомбината погиб заместитель начальника уголовного розыска Баньковский и сотрудник милиции Степаньков. Участвовал в этом бою и Туров. Сотрудники могилевской милиции сражались в окруженном городе до последнего дня его обороны. И ушли последними.
 Оперативному работнику, коммунисту Турову было дано задание остаться в оккупированном городе и сражаться в подполье. В другом случае он бы покинул Могилев и ушел на восток. Как сражался в подполье Тимофей Антонович? Мы этого никогда не узнаем. Но очень много свидетельств в воспоминаниях уцелевших подпольщиков, лиц, сотрудничавших с немцами, что в городе ряд диверсий, убийств немецких офицеров и солдат было совершено неизвестными патриотами. Просто так немецкие власти, органы полиции и СД не расстреливали даже бывших советских работников и коммунистов. Потому что сами работавшие у немцев часто являлись и коммунистами и, занимали посты в период советской власти повыше, чем начальник отделения милиции и старший опер уголовного розыска. Например, заместитель председателя Могилевского райисполкома стал сотрудничать с немецкими властями с первых дней оккупации. Следователь СД Костин окончил советскую военную академию и имел звание майора и т.д. Кое-кто выбирал более спокойную жизнь, никуда
 -4-
не вмешиваясь и добросовестно выполняя все распоряжения оккупационных властей. Например, в 1941-44 гг. в Могилеве жила депутат Верховного Совета СССР, член ВКП(б), работница шелковой фабрики Лисунова, и, немцы её не тронули, только пару раз вызвали для бесед. Ведь им, видимо, крайне интересно было побеседовать с человеком, встречавшемся и неоднократно видевшем И. Сталина
В 1945 г., с приходом наших, Лисунова обратилась с заявлением о выдаче ей нового партбилета, взамен утраченного в оккупацию (читай: уничтоженного самой). Билет ей бюро обкома партии не выдало, как коммунисту «в суровые годы Великой Отечественной войны, не принявшей участия во всенародной борьбе против захватчиков».
 Мог ли Тимофей Туров отсидеться, сдав свой партбилет и удостоверение личности сотрудника НКВД в соответствующие немецкие органы? Конечно. Но, он выбрал другой путь. Путь борьбы с немецко-фашистскими оккупантами. Находился на нелегальном положении. Несомненно, он участвовал или совершил ряд диверсий против немцев в Могилеве. Ведь оставшиеся в живых многое приписали себе, часто близко в этом не принимая участия…
 Туров допустил ошибку не выдержав, посетил семью. Конечно, соседи донесли. Его арестовали и расстреляли осенью 1942 года. Органы СД делали это не без оснований. О партизанской и подпольной деятельности сотрудника уголовного розыска Турова они что-то знали.
 На миру и смерть красна. Капитан Владимиров погиб в бою, и мы отметили его подвиг в памятнике, улице, его коллега Туров погиб при невыясненных обстоятельствах и он забыт нами.
 Не совсем точен Виктор Туров, сообщив нам в своих воспоминаниях, что «мама с нами, двумя малолетними детьми, оказалась во время облавы среди тех, кого немцы увозили в Германию эшелонами».
 После ареста и расстрела отца, семья Туровых оказалась под учетом и наблюдением местной полиции и СД. Здесь надо сообщить ещё одну важную деталь: Мария Исаевна Турова была также членом ВКП(б) и, даже перед войной избиралась секретарем партийной организации артели им. Крупской.
То есть, семья Туровых находилась в списках, как просоветская и подлежала уничтожению или, удалению из прифронтовой полосы. Ведь осенью 1943 г. фронт стоял под Чаусами. Вот их и вывезли в рабочий лагерь в город Ахен, в Германию, где заставляли работать всех, невзирая на возраст, или использовали иных других целях. Для блага и победы рейха, русских и белорусских детей не жалели.
 После войны Виктор Туров учился и окончил 24-ю среднюю школу города Могилева, а затем Всесоюзный государственный институт кинематографии, мастерскую А. Довженко. Дальнейшая биография и творческая деятельность Виктора Тимофеевича Турова известна хорошо.

 Михаил Рыськов


Рецензии