О ранних годах жизни Чокана Валиханова
Дед Чокана по отцу - Вали, был последним ханом Среднего жуза, признанным Китаем и Россией. Отец Чингис был избран в 1834 году султаном Аманкарагайского округа, переименованного позже в Кушмурунский(1844). Уважаемый народом, он шесть раз избирался на должность правителя родов атыгай, керей, кыпшак, уак, исполнял свои обязанности в течение 19 лет подряд[11,с.8].
Мать Чокана Зейнеп была знатного происхождения, дочерью знаменитого Баянаульского бия Чормана Кучукова и сестрой Мусы Чорманова, старшего султана Баянаульского округа, полковника царской армии[1,с.5].
Родословная Валихановых уходит вглубь веков – к основателю Казахского ханства Жанибек-хану (вторая половина XV века) и далее к Джучи-хану (XIII век) [9]. Родословная линия Валихановых по отцу выглядит так:
Чингиз-хан – Джучи – Орда Ежен – Сасы Бука - Ерден хан – Мубарак ходжа – Чимтай хан – Орыс хан – Куйырчик хан – Барак хан – Жанибек хан – Касым хан – Сыгай хан – Тауекел хан – Ер Есим – Жангир хан (Салкам Жангир) – Уалибек – Аблай – Коркем Уали – Аблай хан – Уали хан – Чингис султан – Чокан[3,с.95-96].
При рождении новорожденному было дано имя Мухаммед - канафия. Связано это решение родителей с пребыванием в гостях у Чингиса Валиханова осенью 1835 года известного в степи акына и композитора Мухамедканапия Шакшакова по прозвищу Сегиз сери, скрывавшегося в Кунтимесе от преследования царских властей. Мать дала мальчику прозвище Чокан[8].
Чокан рос подвижным, любознательным мальчиком. Его отличали от сверстников хорошая память и внимательность. На празднествах ему особенно нравились песни. Любил он слушать народных сказителей. Как и всякий ребенок, Чокан любил играть в степи со своими сверстниками из соседнего аула Карашы. В этих играх он часто верховодил, дети уважали его за справедливость и храбрость, признавая его первенство по уму и по знатности. По словам Сабита Муканова: «Детвора резвилась вовсю, и уж если начиналась потасовка, никто не считался с тем, где белая кость, а где черная. Кто сильнее, тот и одолевал!» [4,с.136].
В крепости Кушмурун Чокан пошел в казахскую школу, открытую отцом в 1841 году, где овладел основами арабского письма и научился рисовать. В крепости Чокан общался с русскими инженерами, которые проводили топографические работы в степи. Детей султанов старались учить многим языкам – по обычаю таковых должно было быть не менее семи. Чокан научился читать на чагатайском и кыпчакском наречиях, основательно занимался тюркскими языками, усвоил арабскую и уйгурскую грамоту. По просьбе Н.Костылецкого и М.Ладыженского отец Чокана составляет списки вариантов казахского устного народного творчества. К этой увлекательной работе Чингис привлекает шестилетнего сына. Сам Чокан писал впоследствии про этот период жизни: « Первый список об Едыге сделан был султаном Чингисом Валихановым со слов курлеут - кипчака Жаманкул, тогда Чокану было шесть лет, второй список сделан им же с добавленными им из устных преданий разных лиц, третий список сделан был со слов Арыстанбай – акына, и, наконец, из этих трех стихов вместе с отцом Чингисом мы составили в 1842 году, переписанный Ахмедом Жантуриным, с которого уже переведена настоящая рапсодия». Тогда же были записаны образцы героических песен и поэм, такие как «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Еркокше» [1,с.5].
К народной поэзии и песне у Чокана навсегда сохранился огромный интерес, проявившийся в детстве. Недаром позже, он проводит большое исследование по всем жанрам поэзии и прозы, и останавливается на формах песни: жылау – надгробные, кайм – свадебные в виде шуточных эпиграмм, кара олен – обычная песня для голоса, олен – всякое повествование в поэзии, сопровождаемое мелодией. Чокан собрал много интересных сведений о песенниках того времени. Эпос об Едиге – батыре впоследствии Чокан перевел на русский язык, а на казахском языке он был впервые издан востоковедом-тюркологом профессором П.Мелиоранским и переписан татарином Ахметом для подготовки к изданию[6,с.8].
Чокан живо интересовался генеалогией – уже в детстве знал своих предков до седьмого колена. Особенно много интересного Чокан узнал о подвигах и свершениях своего прославленного прадеда Абылай – хана[1,с.5].
Маленький Чокан часто посещал аул родичей матери Зейнеп, которые замечали в нем такие качества, как смелость, образованность, красноречие, любовь к истине. По их воспоминаниям, когда говорил Чокан, то его могли часами с интересом слушать и старый и малый. Свои знания Чокан умел преподносить слушателям[1,с.5].
Чокан часто гостил у своей бабушки Айганым в ауле Сырымбет. «Последний киргизский царевич», как называл его Григорий Потанин, любил бывать в этом живописном месте казахской степи. Чокан увековечил имя бабушки Айганым и название ее резиденции в своих воспоминаниях о детстве и и точных рисунках, сделанных там. Будучи неплохим художником он увлекался рисованием красивых мест родного края, осенних и зимних пейзажей своего аула. К таким рисункам можно отнести «Горы Сырымбет», «Район осенних стоянок и зимовок казахов на реке Ишим к западу от гор Сырымбет», «План стоянок аулов Кушмурунского округа», «Усадьба Айганым в Сырымбете», «Схема пикетной дороги между Кушмуруном и Уйской крепостью». Выполнены они были позже, в 1852-53 годах и несут печать личных ощущений автора. Окрестности Сырымбета были воспеты акыном и композитором Аханом - серэ Карамсаулы в песне, повествующей о любви к уроженке этих мест девушке Жамал. Как пишет кандидат исторических наук Гюльнар Муканова: « Для Чокана Валиханова…Сырымбет всегда был дорог по целому ряду причин. Именно здесь, в Северном Казахстане, подпитывался будущий ученый, исследователь Центральной Азии мудростью старших, слушал народные мелодии, наблюдал традиции и обряды, приобщался к обычаям Степи. Здесь, в Сырымбете, Чокан ощущал себя ветвью древа чингизидов, отпрыском ханского рода, наследным султаном» [5,с.8].
При небольшой мечети в усадьбе находилась школа (медресе). Арабскую графику внуки Айганым изучали под ее непосредственным наблюдением. Примером внимания к исполнению обрядов ислама служил для ханши духовный сан отца Саргалдака-кажи.
Время, проведенное в усадьбе бабушки, до конца своей короткой жизни Чокан вспоминал с особой теплотой. Он прожил на земле всего тридцать лет. Олжас Сулейменов написал о нем: «О таких людях принято говорить: он ушел, не осуществив и десятой доли того, что обещало его дарование. Гении благодарны, они отдают всю свою жизнь до последнего дня народу. и беда только в том, что жизни этой отпущено мало» [7,с.14].
Свидетельство о публикации №222030801552