Аленький цветочек

       Только в самом страшном сне может присниться, что наша планета осталась вдруг без флоры — совсем лысенькая, голенькая и страшненькая. Не знаю, есть кто на Земле, кто не любит флору. Может, даже не всю ее, а местами — например, свой садик или лужайку, любимое дерево, цветок, наконец. Я люблю ее как целиком, так и в отдельных проявлениях.
       Вспоминаю, как в молодости, когда ума и жизненного опыта не хватало, чтобы предостеречь от ошибок, во время семейных бурь я шла в лес. Войдешь в него с истерзанной в клочья душой, побродишь по лесным тропкам, промурлычешь что-нибудь вроде «Сомнения» Глинки, подражая Шаляпину, или какую другую мелодию, навязшую в ушах в последнее время, и смотришь — полегчало! Выходишь из леса совсем в другом состоянии. Когда-то я частенько прибегала к этому средству, даже название для него придумала: лесотерапия. Так что спасибо тебе, твое величество ЛЕС!
       В день рождения моей старшей сестры папа посадил березку. И они — сестра и деревце — росли какое-то время вместе, пока мы не переехали. Мы переехали, а она осталась. Потом снесли местность, где она росла. Но в нашей с сестрой памяти эта березка жива.
       В старших классах, когда я уже жила в Измайлово, нас перевели во вновь построенную  школу прямо напротив лесной опушки, на которой рос мелкий кустарник. Однажды весной приехали землеройные машины и привезли много саженцев. Машины рыли траншеи, а мы сажали в них маленькие деревца. И сейчас в том лесу высоченные деревья. Проезжаю мимо открытой станции метро «Измайловская» и радуюсь делу рук моих одноклассников и моих тоже. Не станет нас, тех, кто его сажал, а лес останется и будет радовать еще многие поколения людей.
       Потом у нас появилась дача. Свёкор, Виктор Иванович, мечтал о яблоневом саде и посадил аж 18 саженцев, которые стали большими деревьями и обильно плодоносят вот уже больше 50-ти лет. Свекровь, Надежда Степановна, занималась огородом и цветами. Каждый год, открывая новый сезон, мы получаем привет от неё в виде цветущих тюльпанов и нарциссов, чуть позже — сирени, жасмина, пионов, флоксов и роз. Все это было посажено ею. А какие помидоры она выращивала! У неё всегда удавалась морковка, и мои дети грызли её все лето. Первые годы радовала клубника — ей было вдоволь солнца. Но вот яблони выросли и стали давать много тени, клубника закончилась, попросту выродилась, и сколько бы мы ни пытались высаживать новые кустики, финал был тот же.
       Не помню точно, когда у нас в саду появилась плетистая роза. Сначала она радовала глаз своей яркой зеленью, потом появились мелкие цветочки очень сочного  ярко-малинового оттенка. Еще позже их стало так много, они собирались в такие пушистые и мощные соцветия, что не стало видно листьев, были только цветы. Это было так красиво, что не отвести глаз. Роза вошла в силу, её стало трудно укутывать и укладывать для зимнего сна.
       Уже не было руководящей руки свекрови, и я решила на зиму подрезать розу чуть ли не до основания. Я считала, что раз это хорошо для пионов и клематиса, то хорошо и для розы. Взяла и обрезала. На следующий год роза не подала признаков жизни, и я поняла, что погубила её. Мне было реально плохо от этого. Чувство вины перед покойной свекровью, много лет лелеявшую этот цветок, загрызало меня. И тут на помощь пришел мой дорогой муж, никогда ранее не проявлявший особого внимания к розе. 
       Он взял домой несколько черенков от загубленного цветка, поставил их в стакан с водой и запасся терпением. Он как бы колдовал над ней: следил за температурой, освещенностью и т.д. Когда появились корешки, он ещё немного подождал, пока они окрепнут, а потом высадил в горшки с землей. И снова  колдовал — поливал мясной водой, заботливо ухаживал за саженцами, разговаривал с ними.
       В свое время появились робкие листочки, затем много листочков. А вскоре пришла пора пересадить маленькие розочки в землю на участок. Не один год понадобился для полного воскрешения розы. Уже нет в живых мужа, но дело рук его живо, роза крепнет с каждым годом, и сейчас сильна и хороша, как когда-то.
Наученная горьким опытом, я отношусь к возрожденному растению с особым вниманием, хлопочу вокруг него всю весну и лето, а поздней осенью заботливо готовлю к комфортной зимовке.
       И сейчас моя задача — научить невестку и внука ухаживать за любимым  цветком, чтобы наша плетистая роза жила как можно дольше и чтобы ею можно было любоваться еще долгие годы. И чтобы память об их предках, заложивших сад и посадивших цветы, передавалась из поколения в поколение.


Рецензии