Глава 15. Памяти 1-го Кронштадтского полка

И настал момент истины для меня. Цель была одна: найти, наконец, списки погибших моряков 1-го Кронштадтского полка и восстановить память о защитниках своего Отечества в те далекие годы гражданской войны.

Вспомнив о напоминании Ильи Николаевича, что необходимая информация может храниться в Военно- Морском архиве Санкт- Петербурга, я и решила начать именно с него. Наиболее подходил для поисковой работы Российский государственный архив ВМФ на ул. Миллионной 36, в котором находились не только исторические материалы, начиная с 1696 года, но и наиболее важные для меня тогда, документы советского периода, вплоть до 1940 года.

В редакции мне выдали официальное письмо за подписью гл. редактора, где было указано, что меня, как сотрудника направляли на поиски необходимой информации в РГАВМФ. Так, в 2007 году я отважилась начать свои поиски, которые никто не проводил до меня 90 лет.

Военно- морской архив находился в центральной части города, в районе Дворцовой площади, что меня очень устраивало. И все же, на тот момент, я попала в не совсем удачное время. Архив готовился к переезду на Серебристый бульвар, переводя туда часть документации дореволюционного периода.

Кругом была суматоха, работники учреждения все время что-то перекладывали и уносили и на приходящих посетителей никто не обращал внимания.

Наконец, я обратилась к заведующей, которая по своей должности, распоряжалась помещением, где находилась картотека документов архива.

Карточки хранились здесь в специальных ящичках, как в библиотеке. Только ящички вперемешку лежали на полу, а то и целыми этажами громоздились друг на друге.  История, казалось, перемешалась в один момент, и я растерянно наблюдала за всей этой канителью, вызванной в дни переезда.

Заведующая извиняюще заявила, что не может мне помочь, так как ее ждут более необходимые дела. И я должна искать тут сама, перебирая карточки в ящичках, на которых, к тому же, не было ни этикеток, ни тематических названий, что еще более усложняло поиски.

На все про все мне выделялось  две недели, пока архив собирал свои пожитки и находился еще на старом месте.

Все эти дни я приезжала к открытию архива и без обеда, без отдыха находилась в помещении, пока рабочий день не заканчивался. Это был, конечно, каторжный труд, но высокая цель не давала потерять надежду и свернуть поиски. Я с упорством просматривала сотни и сотни ящичков, научившись моментально определять тематику карточек. Все-таки полученное когда-то библиотечное образование оказалось в помощь.

Ко второй неделе я перебрала половину картотеки, но оставалось еще очень и очень много.

Как-то зашла заведующая и увидев, что я, буквально, выбилась из сил, жалостливо произнесла:

-Ну, нет у нас такой документации, значит, нет и таких карточек.

- Можно я посмотрю еще вон ту коробочку?- попросила я ее напоследок. И тут же потянулась к каталожному ящичку, который, казалось, ничем не выделялся в груде остальных.

Заведующая лишь грустно покачала головой, продолжая внимательно наблюдать за мной.

Я осторожно спустила с «горки» очередной каталожный ящик, туго набитый карточками и взглянула на разделители, которые указывали тему и необходимую информацию для читателя.

На первом же разделителе в картотеке виднелась долгожданная запись: «1-й Кронштадтский полк». Тут же отыскалась карточка, в которой значились списки военнослужащих полка. Были и другие нужные события о гражданской войне, но это все предстояло осмыслить потом.

А пока я стояла перед заведующей и, прижимая ящичек к груди, плакала от счастья.

-Я нашла их, я нашла,- восторженно шептала я, словно в те минуты возвращала к жизни погибших моряков.

Не знаю, что подумала обо мне сотрудница архива, но, глядя на меня с удивлением, только и вымолвила:

-Потрясающе! Молодец!

Теперь мне открывалась дорога в читальный зал.

На меня, как на пользователя архива, завели карточку и выписали бланк долгожданного заказа.

Но все документы, как давний и ценный материал, оказались на микропленках, поэтому пришлось все просматривать на специализированном оборудовании. Людей было, конечно, гораздо больше, чем читальных аппаратов и приходилось иногда ждать не один час, пока, наконец, подходила моя очередь. Но когда  садилась перед экраном устройства я, то это уже затягивалось на целый день. Со всей ответственностью я занималась работой, не делая себе никаких поблажек.

Просматривая документы на пленочных носителях, я с сожалением заметила, что большинство из них заполнялись в спешке, возможно даже перед боем: списки писались, буквально, на коленке, буквы шли вкривь и вкось, читались непонятно и приходилось какое-то время разбираться, чтобы орфографически восстановить правильно очередную фамилию.

Некоторые данные о моряках вообще были залиты чернилами, и тут я уже ничего не могла поделать.

В читальном зале находились и копировальные аппараты для изготовления копий, выписок и других услуг. Но за каждый документ приходилось платить 200 руб., в моем случае, таких денег не имелось, потому что мне, как минимум, нужно было не один десяток копий, да, к тому же, навряд  ли имелась возможность восстановить текст. Поэтому я предпочитала все делать вручную.

Фамилии в списках шли вразброс и не по порядку. Трижды встречались обрывки листков с одинаковым текстом команд и подразделений полка, но заполненных в разное время, что вызывало, конечно, недоумение.

Для более легкого усвоения, фамилии потом пришлось переписывать и перечислять по алфавиту. Я сидела за аппаратом от закрытия и до закрытия, не имея возможности даже пообедать.

Всего я сумела восстановить 1995 фамилий. Исследуя списки, меня удивляло, что некоторые краеведы упоминали о том, что моряков было менее 2-х  тысяч человек. Но на листках, заляпанных чернилами, еще находилось, примерно, со взвод военнослужащих. Кроме того, в списках нет комиссара полка Семена Киселева, отсутствуют 6 и 7 роты и, скорей всего, есть еще неучтенные листки, где перечислялся состав полка…

Невольно напрашивается вопрос: так сколько же их всего было?

В любом случае, я выполнила свою задачу, показав, из каких частей и соединений комплектовался 1-й Кронштадтский полк, направленный в 1918 году на Урал.
В течение месяца я завершила свою работу в Военно- Морском архиве, распечатав затем на ксероксе поименно всех, кто находился тогда в боевом формировании полка.

 1-й Кронштадтский полк включал в себя:

Список лиц командного состава, формируемого 1-го Морского десантного Кронштадтского крепостного полка ( во главе с командиром полка Николаем Татариновым). 20 человек.

Из 2-го Кронштадтского крепостного морского пехотного полка. 4 чел.

Список военнослужащих 1-го Кронштадтского Крепостного морского пехотного полка, ушедших на фронт с 1-м Кронштадтским морским полком. ( Командный состав- 5 чел. Некомандный состав- 16 чел.)

Список моряков флота Кронштадтского отряда балтийских моряков, назначенных в 1-й морской Кронштадтский полк.

1 рота. ( Указаны ФИО, звание, должность военнослужащего, год службы). 146 чел.

2 рота. 161 чел.

Нестроевая рота. 259 чел.

Список мобилизованных моряков, отправляющихся на фронт из учебно- минного отряда. 312 чел.

3 рота 1-го Морского Кронштадтского полка. 157 чел.

4 рота 1-го Морского Кронштадтского полка. 153 чел.

Саперная команда – 56 чел.

Подрывная команда – 51 чел.

Команда разведчиков – 89 чел.

Список команды службы связи – 92 чел.

Список мобилизованных моряков 5 роты, 2 батальона 1-го Кронштадтского полка. Написан 12.11.1918 г. Всего прочитано: 148 фио. Далее написано от руки, с кляксами и непонятно.

Именной список моряков 1-го Кронштадтского полка 1918 год. – 157 чел. Далее написано от руки и почерк трудно разобрать.

Список моряков военного флота ( команды машинной школы, назначенных в 8 роту Морского полка 18.10.1918 г.

1 взвод – 33 чел.

2 взвод – 34 чел.

3 взвод – 33 чел.

4 взвод – 53 чел.  ( Всего в 8 роте- 154 чел.)

Список моряков 1-го Кронштадтского Морского  полка – 16 чел.
                ***               
Скопировав бесценные документы, несколько экземпляров я распространила в Кронштадте, передав в историко- краеведческие музеи и библиотеки. И, конечно же, этот долгожданный материал отправила и в Березовку, в местный музей, которым заведовал И.Н.Козлов.

Неожиданно пришло письмо еще от одного сельского жителя райцентра- Александра Ивановича Русинова, который являлся председателем правления Березовской районной организации инвалидов. К тому же, как он писал, был еще и уроженцем деревеньки Верхние Исады, где сложили свои головы более 800 человек 1-го Кронштадтского полка.

Ветеран рассказал о себе, что проходил срочную службу на Тихоокеанском флоте и его, конечно, волнует все, что связано с флотом, а тем более, история с погибшими балтийцами из Кронштадта.

«В последние годы в День ВМФ,- сообщал он для меня сельские новости,- моряки запаса собираются у обелиска, чтобы отдать дань памяти подвигу кронштадтцев. Проводится траурный митинг с возложением венков. Но хочется большего,- писал ветеран,- чтобы не только моряки приходили поклониться погибшим, но и молодежь. И хотелось бы это событие подготовить более запоминающе, ярче что ли…»

«В 2003 году, в год 85-летия со дня гибели полка, в память о кронштадтцах,- писал далее Александр Иванович,- районное общество инвалидов проводило автопробег по местам боевой славы полка.

В том же году мы обращались к командующему Балтфлотом Валуеву с просьбой: выслать нам для проведения Дня памяти у мемориала морякам флаги ВМФ СССР и ВМФ России, но, увы, помощи не получили.

2008 год- это год 90-летия со дня гибели полка, и мы вновь пытаемся хоть что-то предпринять. От имени общества инвалидов, мы обратились в комитет по охране памятников края и в Министерство культуры края о необходимости капитального ремонта памятника. Дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки.

Проводим сбор пожертвований жителей села на издание книги «Памяти полка».

Новости были для меня отрадные и хотелось хоть чем-то помочь обществу инвалидов, которые бескорыстно пытались восстановить мемориал, били, как говорится, во все колокола, чтобы сохранить его историческое значение для страны.

В одном из писем, Александр Иванович упоминал, « что для того, чтобы возлагать венки к памятнику, хотелось бы одеть ребят в белую форменку, голландку из формы №2.»

Конечно, выполнить просьбу для моряков запаса оказалось нетрудно. Ведь в нашем городе находился специализированный магазин «Военторг», где продавалась и морская форма, и любая флотская атрибутика и даже флаги, которые так были нужны Березовскому обществу инвалидов.

Вскоре на адрес редакции «Морской газеты» пришло благодарственное письмо от Александра Ивановича, который писал о подвиге кронштадтских моряков во время гражданской войны, с горечью упоминая, , что « долгие годы, почти век, братская могила была безвестна. Ни советская власть, ни Российская не занимались поиском имен погибших моряков полка.»

Рассказывая местные новости, он сообщал, « что получено согласие от вышестоящих властей на ремонт памятника. Сейчас готовим к выпуску «Книгу Памяти» 1-го Кронштадтского полка с именами всех известных моряков. Готовим программу проведения Дня Памяти 90- летия со дня гибели полка. Будет проведен автопробег инвалидов на автомобилях «Ока» по местам боев полка. По нашей инициативе новая улица села Березовки ( райцентр)будет носить имя 1-го Кронштадтского полка.»

Много добрых слов Александр Иванович написал и обо мне. С гордостью он сообщал редактору газеты, «что нашелся неравнодушный, настоящий человек, гражданин, к великой нашей радости, наша землячка, Ваш внештатный сотрудник- Татьяна Николаевна Иванова, которая сумела выполнить эту задачу. Низкий ей поклон от жителей нашего района за тот титанический труд, что она проделала.»

Наверное в ту минуту счастье заполняло каждую клеточку моего тела, я поняла, что совершила самое важное дело в своей жизни. И это было мое предназначение, к которому я шла все эти долгие и нелегкие годы и которое оказалось всего лишь опытом моей судьбы.

А через несколько дней мне пришла и посылка с книгами. Это ценное издание так и называлось: «Книга Памяти моряков 1-го Кронштадтского полка 1918- 2008 г.». Вместе со статьями и материалами известных краеведов, сюда входил и поименный список всего полка, который мне, почти полностью, удалось восстановить.

21 августа 2008 года я получила Благодарность от и.о. Главы муниципального образования г.Кронштадта Е.Ю. Лучникова « За большую и кропотливую работу по восстановлению списков моряков 1-го Кронштадтского полка, погибших в декабре 1918 года в боях с армией Колчака на территории Березовского района Пермской области.»

И запомнились удивительные слова Евгения Юрьевича при вручении этой ценной награды. С особой теплотой он произнес, что я вошла в историю Кронштадта. И это было тоже очень приятно в душе.

Этим же летом, приехав к родным в Пермь, я решила побывать и в Березовке. Ехать, конечно, предстояло долго, целых четыре часа на автобусе. Но это было бы не справедливо по отношению к себе,  если бы я  не побывала у знаменитого памятника, не увидела те  места, где проходили бои.

Александр Иванович встретил меня у автовокзала, куда прибыл автобус. Он стоял у своей старенькой легковушки «Оки», но я тут же увидела его бедственное положение, о чем он никогда не сообщал в письмах.

Стараясь сохранить равновесие, он опирался на обычные деревянные палки. При движении, все тело его мотало из стороны в сторону, но каким-то удивительным образом, он все же не падал и тихонько доходил до нужного места. Можно было позавидовать его терпению и силе воли. И этот мужественный человек всегда добивался всего сам.

Мы душевно поздоровались, и я села в его машину. По пути он рассказал о трагическом случае, который нелепо привел его к инвалидности.

Оказалось, что купаясь в реке, он неудачно нырнул в глубину, ударившись головой о камень. Шейные позвонки сместились, но нормально ходить он уже не смог.

Конечно, я была потрясена, что он, по сути, выживал в нашем многострадальном мире и все же не сдавался. Наверное,  только русские люди так терпеливы, когда случается  беда, и  мир вдруг переворачивается с ног на голову. Ведь приходится  заново приспосабливаться ко всему, что раньше давалось легко и просто.

Он не успел предупредить весь свой актив ветеранов о моем приезде, да мне это было и не надо. Не хотелось никакой шумихи, я не звезда все- таки,  чтобы меня лицезреть и устраивать гостевые приемы. Да и стеснялась оказаться в центре внимания: не дай бог, сбежалась бы еще вся Березовка.

Поэтому, переночевав в доме у Александра Ивановича, рано утром мы поехали к памятнику, который находился у деревни Верхние Исады, возле Гороблагодатского тракта и всего в 5 км от Березовки.

И вот, наконец, я вступила на эту священную землю, политую кровью моряков- кронштадтцев. Памятник был внушительный. У черной, сверкающей на солнце стелы 11-метрового обелиска, в напряжении замерли фигуры трех матросов с оружием и знаменем в руках. Словно  остановившись на миг,  устремиться затем  в свой вечный, последний бой.

Впечатляло и то, что памятник был под открытым небом, и остальной антураж дополняла русская природа. За спинами моряков шелестели березы, а вдали виднелись бескрайние поля пшеницы.

У подножия обелиска стояли траурные венки, а на гранитной плите возле них, одиноко выделялся 100- граммовый стаканчик с водкой, прикрытый кусочком ржаного хлеба.

Увидев  мой недоуменный взгляд, Александр Иванович объяснил, что так поступают проезжающие здесь водители из других областей. Люди вспоминают погибших воинов, отдавая дань памяти по- русскому обычаю.

Возле обелиска Александр Иванович сфотографировал и меня, чтоб, как говорится, запомнилось событие на всю жизнь.

Посмотрели мы и деревеньку Верхние Исады, которая находилась, буквально, в двух шагах от знаменитого обелиска. Здесь когда-то родился Александр Иванович Русинов, бескорыстный и добрый человек, а в данную минуту- мой добровольный помощник, принимающий горячее участие во всем, на что откликалось его сердце и душа.

Деревенька Верхние Исады насчитывала несколько дворов с подворьями для домашнего скота. Рубленые, деревянные избы стояли друг против друга, а посередине пролегала единственная улица- неширокий Гороблагодатский тракт.

Автомобили проезжали здесь очень редко и невольно возникало ощущение, словно я снова оказалась в своем далеком деревенском детстве, где появляющийся раз в месяц грузовичок, казался для ребятишек диковинкой. Время словно застыло, оставаясь лишь в моих воспоминаниях.

Вскоре я еще раз убедилась, как жители Березовки чтят и берегут все, что связано с историей нашей Родины.

На стене одной избы была прибита небольшая табличка, текст которой гласил, что « В этом здании в ноябре 1918 года стоял штаб 1-го Кронштадтского полка морской пехоты».

Я находилась на том месте, где когда-то сражались и умирали за свои идеалы кронштадтцы. И наверно мне не найти слов, чтобы описать состояние, что испытало мое сердце в ту незабываемую минуту.

Я гордилась мужеством кронштадтских моряков, защищавших родную землю и то светлое будущее, в котором находилась теперь я. Что-то невероятное творится в душе, когда ты пребываешь на стыке времен.

Как волны разгоняются по морской глади, так появлялись все новые события, связанные с темой 1-го Кронштадтского полка.

В 2013 году из Московской области, города Павловского  Посада пришел отклик от Натальи Савостьяновой. Она писала, что является внучкой Александра Тимофеевича Савостьянова, одного из оставшихся в живых моряков 1-го Кронштадтского полка.
Раненный, с отмороженными ногами, он несколько дней пробирался по тайге, пока, наконец, вышел к людям.

В полку он числился в «Списке команды службы связи» и в «Книге Памяти» проходит под №70. Должность- электрик, год службы 1915, военный корабль, откуда прибыл- «Рюрик».

Александра Тимофеевича уже, конечно, нет в живых, но он оставил после себя «Дневник», в котором написал свои воспоминания о гражданской войне, о том, как в этой кровавой битве с белогвардейцами, из всего батальона связи, чудом остался в живых только он один.

Наталья Савостьянова написала и издала книгу о деде, опубликовав в ней и его «Дневник». Но это уже совсем другая история.


Рецензии
Кропотливые поиски увенчались долгожданным успехом. Что ж, примите мои поздравления! Желаю дальнейших удач!

Олег Каминский   08.03.2022 21:49     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Олег.

Татьяна Иванова 14   09.03.2022 10:11   Заявить о нарушении