Парадоксы среднего образования

Получение среднего образования как процесс передачи знаний от учителя ученику безнадежно устарел. Сейчас имеются другие эффективные каналы получения знаний – интернет, онлайн курсы, кроме того родители учеников очень часто имеют высокий уровень образования и окружение ученика в родительском доме помогает получить интересующие школьника знания. Оценка среднего образования в современной шкале уровней образования и квалификаций постепенно стремится к нулю. Если в первой половине 20-го века полученное среднее образование являлось общепризнанной основой для получения квалифицированной работы, часто только требующей непродолжительного курсового обучения, то современный рынок человеческого капитала требует наличия у претендента на квалифицированную работу как минимум среднего профессионального, а зачастую высшего образования. Претендент, окончивший школу, оказывается на самом дне рынка труда, который может рассматриваться только как кандидат на неквалифицированную или малоквалифицированную роботу. Для наглядного сравнения возьмем как яркий пример нашего знаменитого поэта Александра Сергеевича Пушкина, окончившего Лицей приблизительно в том же возрасте, в котором заканчивают школу современные одиннадцатиклассники, и сразу принятого на службу в Министерство иностранных дел. Выпускник лицея владел несколькими иностранными языками, мог писать литературные произведения (кроме Пушкина в лицее учились так же другие литераторы – Кюхельбекер и Дельвиг), рисовать и имел другие навыки, помогавшие сделать успешную карьеру. Необходимо отметить, что Лицей считался привилегированным высшим учебным заведением, но за прошедшие с момента создания Лицея два столетия кардинальным образом изменились образовательные технологии. Однако мы видим, что современная средняя школа не может даже справиться с обучением школьников иностранному языку, которому приходится доучивать вчерашних школьников в колледжах и университетах. ЕГЭ по иностранному языку так и не станет обязательным в России, хотя ранее Минпросвещения планировало сделать это к 2022 году. Так же средняя школа не дает полезных навыков в использовании русского языка, необходимых для коммуникации в сети интернет. История преподается очень однобоко и ограниченно, что неправильно ориентирует школьника в состоянии современного исторического знания. Математика, физика, химия и биология очень часто не дают полезных навыков, и в результате полученные по этим предметом знания ложатся мертвым грузом в сознании школьника, или только могут быть использованы для поступления в университет. Существующие образовательные стандарты мешают в развитии индивидуальности и творческих способностей школьника, что делает выпускника неподготовленным к жизни в современном постоянно развивающемся обществе экономики знаний. Попробуй, выскажи свое мнение по любой отрасли знаний, основываясь на полученном в школе образовании, и будешь высмеян как невежда и не смыслящий ни в чем человек. При этом одиннадцать лет школьники старательно тратят свое время на обучение и, во многом перегружены домашними заданиями. Стоят ли такие значительные усилия, затраченные в детстве и юности на получение среднего образования такой малой оценки полученного результата?
Очевидным ответом на данный вопрос для современной молодежи является поступление в профессиональные колледжи после получения основного общего образования. Если в советское время в техникумы и профессиональные технические училища шли в основном неуспевающие ученики, от которых в средней школе пытались избавиться, то в настоящее время учеба в колледже является частью образования успешной молодежи. В дальнейшем выпускники колледжа получают высшее образование, в том числе сочетая заочное или дистанционное освоение теоретических знаний на основе практической трудовой деятельности.         


Рецензии