Культурная поляна 1

Вступление.


    Раньше в СССР все знали пиитов - Рождественский , Вознесенский, Евтушенко были в почете, их  слушали, награждали, выдвигали в депутаты, посылали за рубеж. В школе поэзию сильно продвигали в наши головы.  Многие сочиняли на досуге - было модно.  Сочинял  и я,   как то само приходило. Что то в прозе, что-то срифмовалось.  В школе принимали на ура. А вот когда начал рассылать по редакциям - тут же пошел облом. Я и не знал, что никто со стороны пришедшие вирши читать не собирается. Посылал я и на конкурсы - и что ни привета, ни  ответа - только  встречные предложения подфинансировать. Правда, один конкурс - 45 калибр  успокоил - выдал минус шесть из возможных десяти баллов. А литжурналы просто сообщали  - в присланных вами материалах художественной ценности не содержится.

 Такова редакционная стратегия литературы. Хочешь прославиться - дуй тиражи за свой счет. И критиков, как советовал унылый Саша Черный,  не забудь  досыта покормить.  Статус поэта со  временем совсем сгинул. Реперы- блогеры другое дело. Их слушают, им кидают деньги.   В поэзии я не преуспел,  тем не менее к сорока годам я успел поработать с  двуми десятками редакций по части популяризации телевидения, а заодно пропихнул несколько учебников  в струю учебного процесса ВГИКа с солидными грифами.  Поработал с редакционной публикой всласть. Тут и  начинаешь понимать все премудрости политики издательств. Имя, Имя и еще раз Имя. Вот тут тебе на раскрутку и презентации с коньяком и эстрадой,  и пул чтецов вроде, как у Цыпкина,  рекомендуется собрать. А лучше самому себя рекламировать, как тот же Слепаков с гитарой.  Ну и еще светские фронтмены должны вякнуть между прочим про тебя позитив,  авось кто то вникнет.

    Я долго думал  насчет Интернет -    как то подмывало обосноваться   с собственной страницей , вроде прогарантированы и  авторские права и  сразу прилагается аудитория. С другой стороны боязно - вдруг сопрут твое сокровенное - жулья хватает.  Мою диссертацию по телевидению слямзили хохлы - ну так  аккуратно перезащитили - через двенадцать лет - это объективно истинный лаг культур наших стран. Я проработал с телевидением,  насмотрелся - вот где плагиаторы  обсновалось капитально - тормозов там  никаких - идеи, форматы, тексты только так  тягают. Но это не главное.  Ясно давно, что век печати   свое отжил с тиражами и цензурами и все литературное уходит в цифру. Но ведь и цифру можно при желании прикрыть. Если кому то компромат не понравится. А ограничения всегда  существуют не только законодательно. Когда я выбрался на простор Инета как автор, сразу ощутил - другое дело. Появился диалог в своем цеху  и сразу обозначились  острые темы - кого, что интересует.

 Стало ясно, что девяносто процентов  авторов на Стихаре не претендуют на литературность вообще - так выплеснуть  накипевшее и поругаться - чего еще на досуге надо?  Никто особо  к ним не вникает. А вот тем, которые кардинально раскалывают  ряды бумагомарателей России  не так много. В Стихаре   свои кластеры:  самый большой - друзья и внуки СССР. Кому то позарез нравится Сталин - правда про ГУЛАГ, из авторов практически никто не вспоминает. Кому то ненавистны проклятые янки. Прошло не так много лет - после запанибратства в девяностые, а телезизор накручивает ненависть. Мало  кто  понимает, что огульная   ругань   Штатов - это отвращение от демократии, и никак не повлияет на  блага  пенсионеров. Но   бодро чешут пенсионеры  против американцев - такие, сякие -жандармы и колонизаторы. Напоминает диалог по лексике крестьян, которые за забором смотрят, как сытые бары катаются на лошадках.  Зависть у нас вполне латентна. А  что  спасли миллионы  от смерти в голодоморы - помнить не стоит.  Может и то, что войну выиграли на их реквизите и жратве -  забыть? Или же  то, что Сталин предумотрительно все свои наступления начинал только, когда  проклятые  янки высаживали десанты миллионой армией  на Западных фронтах- тоже излишне вспоминать.Зачем?

   Как объяснил Сталин  поверженному Каменеву  - благодарность это собачья болезнь. Есть еще на Стихаре и увлечение переводами. Особенно усердствуют с германской поэзией - похоже так германцы финансируют продвижение своей традиционной культуры. Но есть и просто любители  изяшного слова - Шекспира, Данте,  Вийона - шлифуют, открывают новые ньюансы и толкования великих  классиков. Похвально такое усердие. Жаль не набежало в Стихарь  толковых критиков - может    народу не нужны    правки от умников .  Зачастую пространные  рассуждения  о свойствах контента и  качестве  поэтического продукта  от  единственной критикессы Деметры Кшесинской крепко раздражают.  Надо писать просто и смачно - считают многие.

   Вообще лексический уровень переписки и дискуссии на  Стихаре оставляет желать лучшего : посылают за критику свободно и далеко. Нормативность тоже не  всегда соблюдается. Зато скользкая  тематика поощеряется любая, вплоть до разнузданной эротики и  разных пошлостей вроде поэта Запихулина.  Есть еще и пейзажное зарубежье  - народ разъездился - такого ведь не было. Приятно - мою "Венецию" воткнули в разные художественные сайты  с разными корифанами вроде Бродского и Пастернака. Есть и убогие полянки  нимфеток, мачо, военных, эмигрантов и прочие по наклонностям, ментальности и талантам.

 Хорошим дело занимается Лева Баскин - выкладывает панегирики. а может, просто эпитафии, ушедшим в бозу поэтам. Много у него набралось поучительного чтива. Красимир переводит толковых авторов на болгарский - жалко на немецкий никто  переводить не рвется.   Германская поэтесса Ира Свенхаген сама себя обслуживает,  выкладывает ежедневный  текст и обязательный перевод. Тоже дело,  правда содержание там не слишком впечатляет. Есть занятный крендель - Черниченко - он выложил свой креативный багаж на две страницы и сам себя хвалит.  Один автор цифрует и выкладывает  стихи непечатавшихся поэтов - жаль, что пропадут в век инета.  Трудится и интересный белорус - Поболь:  анализирует , структурирует перлы всех активных стихирян . Почти наука, может и сгодится.  Жаль таких читающих авторов крайне мало - у  меня сложилась за пять лет переписка всего  с несколькими  авторами - Леня Графман, Кирилл Ривель и Коля  Ферапонтов. Один возраст - одни ценности и истины. Очень приятны похвалы от Ривеля - не скрою, как медаль Конгресса для солдата, не иначе. Как не крути, Ривель ноне  из самых заметных поэтов.  Полезно и приятно - но избранных авторов не фиксирую - самого то вставляют, то выбрасывают - так игриша на пустом месте. 

 Народ на Стихаре не сильно вникает в чужое творчество -  просто вежливо заходит в гости. А некоторые осторожничают или  боятся обидеть.    Пока  пиши в свое удовольствие ругай всех, кроме самой верхней власти. Это не напоминает СССР. где  категорически запрещалось все кроме десяти тем - особенно про шпионов и  стахановцев. А тут все вроде иначе со свободой слова. Теоретически... Литературный критик Наталья Иванова в работе "Русский крест" обратила внимание, что в наше время литературу характеризуют две кривые - нисходящая - число читателей и восходящая - число авторов. С читателями  все понятно - они быстро переходят в зрители и слушатели. И с авторами просто  выложить свои перлы, не проходя через горнилы критики и редакционных ограничений доступно всем. Особенно на Стихаре.  Да, на стихаре заметна активность творчества. Есть свои рекордсмены по числу выложенных опусов, по числу откликов, и главное по  популярности - числу анонимов в день.    Это крутая  Сола Монова - у неё  читательский  бум, в основном, за счет хорошо поданной сексуальности. Культура - культурой, а маркетинг тоже  проводить надобно. И развелось на Стихаре ботов невиданно - раньше  два  три - теперь кликают вполне приличные авторы, типа Паши Монферрана.   Разумеется, Стихарь это не литература - это масштабный  коммуникативный канал русскоязычного общества с  творческой специализацией и событийным регулированием.


Рецензии