Воспоминания. Как я стал бухгалтером

     Шел 1992 год. Цены отпущены, они поскакали галопом вверх. И уже к концу года стало понятно, что наш институт (тогда я работал в ЦНИИбумаги) не выдерживает таких бешеных темпов инфляции. И к маю 1993 года наша лаборатория прекратила свое существование. Нужно было искать работу. А это было нелегко сделать. Я по специальности инженер – химик. А многие химические институты и предприятия переживали тогда острый кризис. Попросту закрывались и сокращались. Я устроился в кооператив. Он занимался тампопечатью. Производил тампоны и клише для этой печати. После моей зарплаты в институте, я стал получать гроши. Двадцать долларов по тогдашнему курсу. Это очень мало. И особенностью этого кооператива было то, что владелец кооператива держал всех на низкой зарплате и держал преимущественно пьющих людей, что позволяло ему не платить им нормальную зарплату. В начале ноября мне удалось перейти на работу в другую организацию, занимавшуюся геоэкологическими проблемами. Я, в частности, стал работать в группе программистов, можно сказать, на должности секретаря. (Предварительно пришлось изучить работу на компьютере и познакомиться с программами, как пользователь). И это был уже прогресс. Но, поскольку, я не был программистом, для меня было немного работы и не было никаких перспектив. А даже была угроза потери работы. И вот в начале 1995 года моя жена предложила мне пойти выучиться на бухгалтера. У нее перед глазами был пример ее зятя, который, окончив в свое время Бауманское училище и проработав в одном из секретнейших институтов много лет, вынужден был переучиться на бухгалтера, чтобы зарабатывать себе на жизнь. У него это очень хорошо получилось. Вот и моей жене пришла в голову идея переучить и меня. Я ни в какую. Высшее образование, кандидат наук, и я пойду работать бухгалтером. Вы что сошли все с ума. И, кроме того, сколько можно учиться. Мне это уже надоело. Долго я упрямился. Да ещё само обучение стоило тогда 170000 рублей, а я получал 110000 рублей. В конце концов, меня уговорили, выделили деньги, и я пошел учиться на бухгалтерские курсы. Учился я там три месяца. Немного. И положа руку на сердце, многое не понимал. Хотя все записывал, многие понятия для меня были внове, и мне нужно было их усвоить. Я ж не экономист. Я был знаком с экономикой только по курсу «Экономика химической промышленности», который я благополучно пробежал глазами. Подходили к концу курсы. Надо было куда-то устраиваться бухгалтером. А куда? Тогда в разброде 90-х это нелегко было сделать. И как часто бывает, помог случай. На курсах нам рекомендовали изучить какую–либо бухгалтерскую программу. Я зашел в нашу бухгалтерию спросить какая у них стоит программа и попросить, чтобы они  научили меня на ней работать. Захожу, в комнате сидит зам. главного бухгалтера. Спрашиваю, а какая бухгалтерская программа у вас стоит? «Парус» - ответила она мне. А зачем это тебе нужно? Рассказываю, что я кончаю бухгалтерские курсы и хочу научиться работать на бухгалтерской программе. А когда ты кончаешь свои курсы? В середине марта. И она говорит мне: «У нас ушла главный бухгалтер, не хочешь ли пойти к нам? Ты у нас работаешь, знаешь нашу специфику, тебя знает начальство. Мы тебе поможем». Я опешил, как сразу в главные, да я не смогу, как это так. Зам. главного  обещала поговорить с нашим замдиректора по общим вопросам. Через два дня меня приглашает замдиректора, у него сидит и зам. главного.  И он предлагает стать мне главбухом. Я согласился. А перед этим я долго думал, советовался с женой, с сыном, с родственниками. И решил – пойду, не боги горшки обжигают. Научусь. Пришел – наивный. А был конец марта, и скоро нужно было сдавать квартальные отчеты. А главбух ушла в середине февраля и никто в компьютер данные не заносил, т.к. это делала она, а заместитель занималась зарплатой и фондами. Началось лихорадочное изучение программы «Парус». Я еще плохо владею компом, не знаю программу, а тут еще всякие банки, кассы, авансы, дебеты, кредиты, счета. Я, конечно,  знал все теоретически, но практики никакой. Сижу, ввожу банк, ввел, горд, ну вот сделал все. Открываю, а у меня на банковском счете не хватает 50 миллионов рублей (в рублях до 1998 года). Ужас, зову свою заместительницу. Она смеется – вы перепутали приходы и расходы. Еще раз просмотрите. Смотрю, переделываю. Ого получилось. Банк сошелся. Дальше – больше. Осмелел, но ненадолго. Пришло время делать баланс. А я ни в зуб ногой. Не знаю, как это делается, путаю счета, не знаю, куда что списывать. Караул. Огромную помощь мне оказала наша заместитель главного и еще одна наша сотрудница, бывший бухгалтер, объяснили как все это делать. Взял бумаги домой, взял распечатки по счетам. И все выходные сидел и на бумаге ладил баланс. Сделал. Пришел, все ввел в комп. Рассчитал прибыль, налоги. Все вроде бы получилось. Сел, заполнил все налоговые и отчетные формы. А надо сказать, что тогда они еще заполнялись вручную и с копейками. Труд огромный. А самое главное, нужно было попасть в налоговую инспекцию. 28 налоговая находилась далеко от нас, в полуподвальном помещении жилого дома. Тесно, неудобно. Очередь растягивалась на несколько часов. Тогда было все еще не отработанно. Инспектор проверяла все бумаги, все сама считала. Данные в компьютер сразу не вводились, а вводились потом, вручную. В общем, каюк, прямо. Я приехал в налоговую первым поездом метро. Пришел где-то в 7 утра и был далеко не первым. Отстоял большую очередь, попал к инспектору, проторчал у нее около 40 минут, но все сдал. Правда, инспектор попалась молодая девушка, очень сноровистая была. Пришел на работу, принес отчет, отмеченный инспектором, и, конечно, отметили это дело бутылкой сухого вина и тортом.. Работа оказалась очень разнообразной. У нас в бухгалтерии было всего два сотрудника. Один занимался зарплатой и фондами, а другой всем остальным.  Этим другим был я – главный бухгалтер, а зарплатой занималась моя заместительница. Поэтому приходилось много знать. Нужно было познакомиться с налоговым кодексом, трудовым кодексом, знать какие - то статьи из гражданского кодекса. Даже приходилось залезать в бюджетный кодекс. В общем, быть мастером на все руки. Я уж не говорю о разных бухгалтерских документах и инструкциях. Но вот я так и остался в этой профессии. И по сей день, я работаю бухгалтером, уже много, много лет.


Рецензии