П. Д. Успенский Окружающий мир

«Всякая мыслящая личность может выбирать любую из философских систем, создавать новую, отвергать всё, не нарушая Истину» (В.И. Вернадский).

                Почему? Потому что Истина для человека в самом процессе познания. Находясь в физическом мире, человек не может понять Истину, но может найти путь к ней.

                С этой точки зрения мы рассмотрим учение П.Д. Успенского об окружающем мире.

                Из книги П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира»:

(стр. 2) «Для познания себя и окружающего мира «что-нибудь должно быть положено в основу, что-нибудь должно быть признанным известным. Иначе нам всё время придётся определять одно неизвестное посредством другого.

Человек знает  «существование мира, в котором он живёт – и существование сознания в нём самом. … единственным очевидным фактом остаётся противоположение я и не я, сознания и мира. … Это мы и должны принять, как данное.

Пространство с его протяженностью; время с идеею прежде, теперь и после; количество, масса, вещественность; число, равенство, неравенство, тожество и противоречие: причина и следствие; эфир, атомы, электроны, энергия, жизнь, смерть … - всё, что кладётся в основу обычного знания, - это всё неизвестные.

Именно всё то, что мы принимаем, как свойства мира, мы называем объективным; а всё то, что мы принимаем как свойства нашего сознания, мы называем субъективным.

Мир субъективного мы познаём непосредственно; он в нас. Он и мы – это одно».

                Познание происходит через наши действия, чувства и наши мысли. Так ли это? Являются ли действия, чувства и мысли нашими или кто-то управляет нами?

«Мир объективного мы представляем себе существующим как бы вне нас, помимо нас. Он и мы – это разное. Нам кажется, что если мы закрываем глаза, то мир объективного продолжает существовать таким же, каким мы его сейчас видели и что если погаснет наше сознание, исчезнет наше я, то мир будет существовать по-прежнему, как существовал тогда, когда нас не было.

Обыкновенно мы говорим, что объективный мир состоит из вещей и явлений, то есть перемен в состоянии вещей. Явление существует для нас во времени, вещь в пространстве.

Никаких других средств для проверки правильности нашего познания объективного мира кроме ощущений у нас нет».

                А как же сострадание, любовь и другие высшие чувства, которые не относятся к ощущениям? Они относятся к внутреннему миру человека, но проявляются во внешнем.

«Кант установил, что всё, что мы познаём чувственным путём, мы познаём  во времени и в пространстве, что вне времени и  пространства мы ничего чувственным путём познать не можем, что время и пространство есть необходимые условия чувственного восприятия (то есть восприятия при помощи органов чувств). – И главное он установил, что протяженность в пространстве и бытие во времени не есть свойство вещей, принадлежащие им, а только свойства нашего чувственного восприятия, что в действительности, вне нашего чувственного познания их, вещи существуют вне времени и пространства, но, что мы никогда не сможем ощутить их  вне времени и пространства и что, воспринимая вещи и явления чувствами, мы этим самым налагаем на них условия времени и пространства, как принадлежащую нам форму представления.

Таким образом, пространство и время, определяющие всё то, что мы познаём чувственным путём, сами по себе только формы нашего восприятия, категории нашего рассудка, призма, через которую мы смотрим на мир, - или, иначе говоря, пространство и время не представляют собой свойства мира, а только свойство нашего познания мира при помощи органов чувств».

                К чему относиться это свойство: к нашему сознанию или  только к нашим ощущениям? Что создаёт нам эти ощущения? Наше физическое тело. То есть физическое тело – это инструмент познания окружающего мира.

«Представления пространства и времени возникают в нашем уме при соприкосновении его с внешним миром, через посредство органов чувств, а не существуют во внешнем мире помимо нашего соприкосновения с ним».

                То есть органы чувств дают нам ложную картину окружающего мира? Возможно, мы запрограммированы, чтобы так видеть окружающий мир.

                Каким же может быть окружающий мир?

«Пространство и время – это категории рассудка, то есть свойства, приписываемые нами внешнему миру.  Это только вехи, знаки, поставленные нами самими, так как без них мы не можем представить себе внешнего мира. Это графики, в которых мы рисуем себе мир. Проектируя вне себя причины наших ощущений, мы мысленно (и только мысленно) конструируем эти причины в пространстве и представляем себе непрерывную действительность в идее ряда следующих один за другим временных моментов. Нам это необходимо, потому что, не имея известного протяжения в пространстве, не занимая известной части пространства и не существуя известное время, вещь для нас совсем не существует. То есть вещь без идеи  пространства, не вложенная в пространство, не взятая в категории пространства, ничем не будет отличаться от другой вещи, будет занимать одно с ней место, будет сливаться с ней; а без идеи времени, то есть не вложенная во время, не взятое в том или другом положении с точки зрения прежде, теперь и после, всё  будет, для нас происходить как бы сразу, смешиваясь одно с другим, и наш слабый интеллект не будет в состоянии разбираться в безконечном разнообразии одного момента.

Поэтому наше сознание выделяет из хаоса впечатлений отдельные группы, и мы строим в пространстве и во времени представления о предметах, соответствующих этим группам впечатлений».

                Думаю, что это можно проверить, изучая развитие детей. Как они входят своим сознанием в наш мир?

                Получается, чтобы по-другому взглянуть на окружающий мир, нужно выйти своим сознанием из физического тела.

«Нам необходимо как-нибудь разделять вещи, и мы разделяем их по категориям пространства и времени.

Но мы должны помнить, что эти разделения существуют только в нас, в нашем познании вещей, а не в самих вещах, что настоящего отношения вещей друг к другу мы не знаем и настоящих вещей не знаем, знаем только фантомы, признаки вещей и не знаем, какие отношения существуют между вещами в действительности.

Догматический идеализм утверждает, что весь мир, все вещи, то есть истинные причины ощущений, не существуют иначе, как в нашем знании – что они существуют постольку, поскольку мы их знаем. Весь представляемый нами мир есть только отражение нас самих.

Кантовский идеализм признаёт существование мира причин вне нас, но утверждает, что мы не можем   познать этого мира путём чувственного восприятия – и что всё, что мы вообще видим, есть наше собственное создание, «продукт познающего субъекта».

                Кто прав?

«И мы не знаем, каким образом мы сами налагаем на мир свойства пространства, то есть протяжённости; не знаем каким образом мир – земля, море, деревья, люди – могут не обладать этой протяжённостью.

Мы не знаем, каким образом можем мы видеть и измерять эту протяжённость, если её нет, - и что представляет собой мир, если он не обладает протяжённостью.

И существует ли мир на самом деле? – Или, как логический вывод из идей Канта, мы должны признать идею Беркли и отрицать само существование мира, кроме как в нашем воображении?

                Так ли всемогущ человек, чтобы своим воображением создать окружающий мир? Скорей всего кто-то или что-то создаёт его для него, во всяком случае, помогает создавать.

«Мы не особенно ясно отдаём себе в этом отчёт, но вообще во времени и в пространстве мы мыслим только представлениями; - понятиями мы мыслим уже вне времени и пространства.

 Но, говорит Хинтон, если мы возьмём положение Канта просто, как оно есть – не видя непременно в пространственном восприятии препятствий к правильному восприятию – и скажем себе, что мы воспринимаем вещи при помощи пространства, тогда мы можем рассматривать наше чувство пространства не как отрицательное условие, мешающее нам воспринимать мир, как положительное средство, при помощи которого ум получает свои опыты, то есть при помощи которого мы познаём мир».

Данная статья представлена на сайте Яндекс.Дзен, ссылка на канал Болотова Лариса или Booklife2015 дана в конце моей страницы. Приятного всем прочтения.


Рецензии